Классы
Предметы

Европейская культура Нового времени

Предыстория

В переходное время между Средневековьем и Новым временем в искусстве Европы настало время Ренессанса, для которого характерны светскость, гуманистическое мировоззрение, обращение к идеалам античности. Античность по-новому интерпретировалась и развивалась в руках мастеров Возрождения.

Реформация и Контрреформация породили новое обращение к божественному в искусстве.

 

События

Основные тенденции в культуре Нового времени:

  • секуляризация,
  • новые течения, их множественность,
  • появление множества образовательных и просветительских учреждений,
  • рост общественной доступности к культуре,
  • диалог культур Старого и Нового Света.

XVI–XVII вв. – позднее Возрождение. Переход от Возрождения к искусству Нового времени.

Маньеризм – течение в европейском искусстве XVI в. Для него характерна манерность, изощрённость художественных форм. Сформировалось в результате разочарования художников в идеалах Возрождения.

Для литературы переходного периода характерны обращения к теме конфликта добра и зла, противостояния вызовам судьбы.

Выдающиеся литераторы: Шекспир, Сервантес, Лопе де Вега.

В театре позднего Возрождения появляется комедия дель арте – жанр поучительных пьес с традиционными персонажами: Арлекин, Пьеро, Коломбина.

На рубеже XVI–XVII вв. в Италии появилась опера.

 

XVII–XVIII вв.: новые течения – барокко и классицизм

Коснулись архитектуры, живописи, музыки, театра. Существовали параллельно.

XVII–начало XVIII в. – барокко (от итал. barocco – «странный», «причудливый»).

Пышные дворцы и соборы. Персонажи изображаются во время борьбы или триумфа.

Живописцы: Рубенс, Рембрандт, Веласкес.

Рококо – стиль, завершивший эпоху барокко. Характерны особая изысканность и изящество форм, идиллические сцены на мифологические сюжеты.

Живописцы: Ватто, Буше, Фрагонар.

XVII – первая половина XIX в. – классицизм (от лат. «образец»), связан с утверждением абсолютизма. Для классицизма характерны величие и гармония, приоритет разума и справедливости, патриотические сюжеты.

Архитектура: Лувр, Версаль.

Живописцы: Огюст Энгр, Жак Луи Давид.

Драматурги: Корнель, Расин, Мольер, Бомарше.

Композиторы: Гайдн, Моцарт, Бетховен.

Ампир – стиль, возникший в годы наполеоновской империи.

Конец XVIII – начало XIX в. – романтизм. Для этого стиля характерны приоритет чувств над разумом, высокие страсти.

Литераторы: Гофман, Гейне, Байрон.

Живописцы: Жерико, Делакруа, Констебль, Фридрих, Гойя.

Композиторы: Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман, Лист, Вагнер, Верди.

Вторая половина XIX в. – реализм. Для этого стиля характерно изображение неприукрашенной действительности. Важные жанры: романы, жанровые картины.

Литераторы: Диккенс, Бальзак.

Живописцы: Домье, Милле, Корбе.

1874 г. – зарождение стиля импрессионизм. Цель импрессионистов – запечатлеть изменчивый, подвижный мир, создать эффект мимолётного впечатления. Для живописцев характерна работа на пленэре.

Живописцы: Мане, Писсарро, Моне, Ренуар, Сислей, Моризо.

Композиторы: Дебюсси, Равель.

 

Участники

Эль Греко – испанский художник.

Уильям Шекспир – английский писатель и поэт.

Мигель де Сервантес – испанский писатель.

Лопе де Вега – испанский писатель.

Питер Пауль Рубенс – фламандский художник.

Рембрандт ван Рейн – голландский художник.

Диего Веласкес – испанский художник.

Антуан Ватто – художник в стиле рококо.

Франсуа Буше – художник в стиле рококо.

Жан Оноре Фрагонар – художник в стиле рококо.

Пьер Корнель – французский драматург.

Жан Расин – французский драматург.

Жан Батист Мольер – французский драматург.

Пьер Бомарше – французский драматург.

Гендель – немецкий композитор.

Гайдн – австрийский композитор.

Моцарт – австрийский композитор.

Феликс Мендельсон – немецкий композитор.

Ференц Лист – венгерский композитор.

 

Заключение

В Новое время появились многочисленные новые течения в искусстве, многие из которых развивались параллельно. Новое время подарило большое количество уникальных творцов, творения которых бессмертны. Классицизм стал основой академизма в искусстве. Когда говорят, например, об академической живописи, подразумевают живопись в стиле классицизм, об академической музыке – подразумевают классическую музыку.

 

Параллели

Технологический рывок XIX века открыл и новые технологии в искусстве. Например, такое простое изобретение, как тюбик для краски, позволил художникам писать картины на пленэре. Развитие искусства связано с развитием технологий не только потому, что люди искусства пытаются переосмыслить происходящее и выразить свои чувства в музыке, живописи, литературе, но и потому что новые материалы, новые инструменты позволяют открыть новые способы самовыражения.