Классы
Предметы

Научно-технический прогресс во второй половине XX – начале XXI в

Научно-технический прогресс (НТП) стал возможным благодаря научно-технической революции (НТР), произошедшей в 40-50-х гг. ХХ века. НТП повлиял на все сферы жизни общества. Основным достижениям НТП посвящён данный урок.

Предыстория

Главная характеристика научно-технической революции (НТР) второй половины XX в. – превращение науки в главный фактор социально-экономического развития. Таким образом, НТР способствовала трансформации индустриального общества в постиндустриальное.

 

Постиндустриальное общество – общество, в котором наука становится фактором производства, а преобладающим типом труда – занятость в сфере услуг (в отличие от индустриального общества, в котором доминирует работа на заводах, и доиндустриального, в котором преобладал сельскохозяйственный труд).

Такие изменения были возможны только благодаря техническому развитию, которое позволило заменить человека на заводах машиной (автоматизированное, управляемое компьютерами производство).

 

События

1942 г. – создан первый атомный реактор в США.

1953 г. – изучена молекулярная структура ДНК, в которой хранится генетический код. Это открытие положило начало развитию генной инженерии.

1957 г. – запуск в космос первого спутника (СССР).

1961 г. – первый полет человека в космос (СССР).

1965 г. – первый выход человека в открытый космос (СССР).

1969 г. – полет человека на Луну (США).

1953 г. – расшифровано строение молекулы ДНК.

1976 г. – появился персональный компьютер.

1990-е гг.Интернет становится доступен широкой публике.

1990-е гг. – появляется мобильная спутниковая телефонная связь.

 

Участники

С.П. Королев – академик АН СССР, основоположник практической космонавтики, конструктор в области ракетостроения и космонавтики.

Н. Виннер – американский математик, создатель кибернетики (науки о законах получения, хранения и переработки информации).

Ю. Гагарин – советский космонавт, первый человек, совершивший полет в космос.

Н. Армстронг и Э. Олдрин – американские космонавты, совершившие первую посадку на Луну.

Тим Бернерс-Ли – ученый, создатель Всемирной паутины (World Wide Web) (1991).

 

Заключение

Появление персонального компьютера, а также изобретение Интернета и появление искусственного спутника Земли создали новые возможности в сфере коммуникации. Мир к концу XX века изменился, превратившись в «глобальную деревню». Новые технические средства сделали возможным доступ к огромному массиву информации, в котором современному человеку все труднее ориентироваться.

Конспект

После окончания Второй мировой войны, после того, как отгремели пушки великой войны, человечество стало работать над восстановлением порушенного мира. Создавались новые предприятия и научные школы. Научно-техническая революция (НТР) не была бы возможной без тех базовых знаний, накопленных человечеством за предшествующий период своего развития. НТР и последующий за ней научно-технический прогресс (НТП) был напрямую связан с появлением «общества потребления», а начиная с 1970-х гг. и «информационного общества». Наука окончательно встала на службу человеческому обществу.

Яркими примерами НТП можно считать успехи в освоении космоса – запуск первого в мире спутника (СССР, 1957 год), полёт первого человека в космос (СССР, 1961 год), выход человека в открытый космос (СССР, 1965 год), полёт человека на Луну (США, 1969 год) и т.д. Промышленность создавала космические корабли, луноходы, отправляла спутники к Венере, Марсу, другим планетам Солнечной системы (Рис. 1).

Спутник

Рис. 1. Спутник (Источник)

В 1960-1990-е гг. особым успехом отличались опыты в физике, химии, инженерии и проч. С 1970-х гг. ускоренным темпом развивалась электроника и компьютеризация. Смысл состоял в том, что все достижения науки так или иначе перерабатывались и служили человеку. Химия поставляла человеку новые ткани, лакокрасочные материалы и проч., физика и инженерия – телевизоры, приёмники и т.д.

Начиная с 1980-х гг., НТП стал протекать в новой форме. Та «революционная база» 1950-1970х гг., которая была поистине прорывом, стала использоваться для усовершенствования и развития нового. Так, от примитивных огромных мобильных телефонов к началу нового тысячелетия мир пришёл к почти невидимым устройствам (Рис. 2). От мощных, занимающих целые этажи компьютеров – к переносным гаджетам.

Мобильные телефоны за последние 40 лет

Рис. 2. Мобильные телефоны за последние 40 лет (Источник)

Основной упор на современном этапе научно-технического прогресса делается на т.н. нанотехнологии, новые источники энергии, на всеобщую автоматизацию и проч.

Мир вступил в эпоху постиндустриального общества. Это общество характеризуется первостепенностью высоких технологий, информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни общества. Высокие технологии должны ещё больше облегчить повседневный быт и труд человека. Интернет стал неотъемлемой частью человеческого общества. Появился новый способ общения. Жизнь человека практически перестала составлять какую-либо тайну от окружающих. Информационное общество – это общество XXI века и последующих за ним веков (Рис. 3).

Информационное общество

Рис. 3. Информационное общество (Источник)  

Наступившее в настоящее время постиндустриальное общество характеризуется не только всеобщей информатизацией, но и тем, что главным своим ресурсом признает человека, вернее, его интеллектуальные способности. Именно учёные, а не военные стали более цениться на современном этапе человеческого развития.

С другой стороны, нельзя не отметить и минусы НТП. Наука не только стала обслуживать человека, но и стала служить военным. Именно в ХХ веке мир «познакомился» с такими новыми видами вооружения, как атомная, водородная и нейтронная бомба. Появилось ядерное оружие. С развитием техники появились новые виды «устройств для убийства».

Таким образом, НТП помогает людям (хотя многие считают, что такая помощь приведёт к окончательной замене человека машиной), и в то же время может и погубить его.

 

Список рекомендованной литературы

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ – начало XXI века. – М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. – М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. – М., 2011.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Библиотека (Источник).

2. Библиотекарь (Источник).

3. Мировая экономика (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Охарактеризуйте информационное общество.

2. Чем НТР отличается от НТП? Приведите примеры.

3. Почему интеллект стал главным капиталовложением в постиндустриальном обществе?