Классы
Предметы

Чему учил китайский мудрец Конфуций

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Предыстория

Китай расположен в Восточной Азии. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы заселили всю Великую Китайскую равнину между реками Хуанхэ и Янцзы. Во II тыс. до н. э. в долинах рек Хуанхэ и Янцзы возникают первые государства. В первом тысячелетии до н. э. здесь существовало несколько государств, которые враждовали друг с другом.

 

События

551–479 гг. до н.э. – годы жизни древнекитайского философа Конфуция (Кун Фуц-зы – почтенный учитель Кун), основателя конфуцианства.

Проект Энциклопедия.

 

Учение Конфуция строилось на том, что он…

  • считал важным следование традициям, соблюдение издавна установленных обрядов (Конфуций говорил: «Я подражаю старине, а не сочиняю»).
  • считал, что старших надо уважать. Младшие братья должны оказывать почтение старшим, дети – родителям, нижестоящий – вышестоящему. Конфуций сравнивал государство с большой семьей, в которой подданные относятся к правителю как к отцу. Правитель должен воспитывать и наставлять подданных (казни и жестокие наказания Конфуций осуждал).
  • считал, что древняя мудрость выражена в книгах. Книга в Древнем Китае представляла собой связку дощечек из расщепленного бамбука. На такие дощечки китайцы наносили иероглифы сверху вниз.
  • считал необходимым соблюдение правил поведения: снимать обувь перед входом в дом, сидеть подогнув под себя пятки, есть с помощью двух палочек.

Китайцы верили в сверхъестественных существ (духов, богов, крылатых змеев – драконов), высшим существом они считали Небо. В Китае был распространен культ предков.

 

Заключение

Конфуций заложил основы конфуцианства, которое стало одним из основных философско-религиозных течений Китая. В эпоху империи Цинь последователи Конфуция подвергались гонениям (см. урок «Первый властелин единого Китая»), но уже со II в. до н.э. конфуцианство становится государственной идеологией, заложившей основы своеобразия китайской цивилизации и образа жизни.

Конспект

Китай находится в Восточной Азии. Великие реки Китая, Янцзы и Хуанхэ, похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, разрушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь воз­никли первые государства, правители которых часто враждовали между собой. Но жители всех этих государств считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с традициями и обычаями Древнего Китая, узнаем о судьбе великого китайского мыслителя Конфуция.

Как и другие народы, китайцы верили в сверхъес­тественные существа: в богов, духов, чудовищ, крылатых змеев – драконов. Но самым высшим существом для них было Небо. Они считали Небо предком правителя, поэтому царя в Китае называли «Сын Неба», а подчиненную ему стра­ну – «Поднебесной».

Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций (рис. 1), ко­торого очень почитали в Китае.

Конфуций

Рис. 1. Конфуций (Источник)

Конфуций родился на востоке страны, в княжестве Лу, в знатной, но обедневшей семье. Отец его был храбрым офицером. Ко времени рождения Конфуция, последнего сына, ему было 70 лет, а через два года он умер. Семья бедствовала, и Конфуций рано стал трудиться, осваивая разные ремесла. Был он крепок телом и высок, отличался любознательностью и трудолюбием. В молодости получил должность надзирателя амбаров и государственных земель. К нему часто обращались за советами. Постепенно он превращался в учителя, в частности, учителя музыки. Имя, данное ему при рождении, – Кун Цю – благодарные ученики переиначили на Кун Фуц-зы, что значит «Почтенный учитель Кун». (В Европе утвердилась латинизированная форма – Конфуций.) Он путешествовал по Китаю и благодаря своим обширным знаниям пользовался уважением. Вернувшись на родину, Конфуций уже в зрелом возрасте был назначен наместником города, а затем стал верховным судьей княжества. Несмотря на то, что дела его шли успешно, он ушел в отставку и отправился в странствия вновь. У него было, согласно преданию, 3 тысячи учеников, из которых 12 находились при нем постоянно. Порой ему угрожала смертельная опасность, но он никогда не терял мужества и спокойствия. Последние свои годы провел на родине и умер под сенью деревьев на берегу тихой речки. Записок он не оставил. Изречения Конфуция были записаны его учениками и последователями (рис. 2).

Изречения Конфуция

Рис. 2. Изречения Конфуция

Поучения Конфуция дошли до нас в виде древнекитайских книг, написанных на узень­ких дощечках из расщепленного бамбука. Тон­кую кисточку или палочку обмакивали в чер­ную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написан­ное ножом. Потом в дощечках делали отверстия и продевали бечевку. Связка бамбука и была древнекитайской книгой (рис. 3).

Древнекитайские книги

Рис. 3. Древнекитайские книги (Источник)

Ученый китаец должен был запомнить тыся­чи иероглифов, обозначавших отдельные слова. Так же как в египетской письменности, в Китае иероглифы произошли из рисунков, и иногда в их форме еще можно угадать первоначальное изображение.   

Разумную организацию общества Конфуций видел в сохранении традиций: «Если не соблюдать издревле установленных обрядов или тем более отменить их, то все перемешается и наступит разлад». Сам он воспринимал обряды не как средство умилостивить богов, а как элемент самодисциплины и порядка.

Конфуций считал, что воспитанного человека легко узнать по его поведению. Учтивый кита­ец перед входом в дом снимал туфли и шел бо­сиком. Идти в туфлях по циновкам, расстелен­ным на полу, считалось просто неприличным. Сидели китайцы либо на той же циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть свесив ноги, а тем более вы­тянув их вперед, могли только совершенно не­воспитанные люди. Уже в древности китайцы овладели искусством есть с помощью двух па­лочек. Этот обычай они сохраняют и поныне.

Древние китайцы сооружали на голове слож­ные прически, собирая волосы в пучок. Тех же, кто ходил с распущенными волосами, они счи­тали дикарями. Обычно китайцы носили халат, у простых людей халаты были из дешевой ма­терии. Знатные богачи одевались в халаты шел­ковые, с красивой вышивкой цветами и фигу­рами драконов (рис. 4).

Рис. 4. Традиционная одежда и прически (Источник)

Конфуций учил, что не только в семье, но и во всем государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими. Воспитанный китаец со всеми вежлив, он не грубит тем, кто ниже его по положению, и не за­искивает перед теми, кто выше. Но он ведет себя с теми и с другими, хорошо зная свое место, – со старшими почтительно, а с младшими бла­госклонно. Конфуций учил, что государство по­добно большой семье. Подданные должны ува­жать правителя как отца. Но и правителям Конфуций советовал относиться к подданным как к своим детям. Мудрый правитель не муча­ет людей суровыми наказаниями, а терпеливо воспитывает их – прежде всего своим примером. Правителю вовсе не к лицу жестокость, дос­таточно отеческого наставления. «Казнить кого-либо, вместо того чтобы наставить его на истин­ный путь – бесчеловечно», – говорил Конфуций.

 

Список литературы

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс – М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А.И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Bibliotekar.ru (Источник)
  2. Sch714-china.narod.ru (Источник)
  3. Newacropol.ru (Источник)

 

Домашнее задание

  1. Определите местоположение Древнего Китая.
  2. Какие правила приличия должен был соблюдать воспитанный китаец?
  3. Как китайцы должны были относиться к правителям, и как правители должны были относиться к простому народу?
  4. Чем китайская письменность похожа на письменность других государств древности? Чем отличается?