Классы
Предметы

Появление неравенства и знати

Около девяти тысяч лет назад человек научился обрабатывать металлы. Более совершенные орудия исключали необходимость в совместном труде всей общины. Постепенно изменилось общественное устройство, появилось неравенство, выделилась знать.

 

Появление неравенства и знати

Предпосылки

Усовершенствование орудий труда (плуг) и техники обработки земли (использование животных) привели к тому, что часть людей могла быть освобождена от сельскохозяйственных работ. Появилась отдельная группа людей, которые занимались ремеслом.

Исчезла необходимость в совместном труде всей общины. У каждой семьи теперь было свое хозяйство и свой урожай. Достаток семьи теперь зависел от степени вложенного труда, кто-то становился зажиточнее.

С повышением аграрной культуры люди стали создавать запасы продовольствия. Эти запасы одно племя могло отнять у другого. Появились вожди и их соратники, которые вели грабительские войны.

События

Изобретение плуга, в который впрягали домашних животных (волов).

Развитие ремесел (гончарного дела, ткачества, обработки металлов).

Около 9 тыс. лет назад в Западной Азии люди впервые начали обрабатывать металл – медь (см. Медный век).

Около 5 тыс. лет назад – люди научились выплавлять бронзу. (см. Бронзовый век).

1500 г. до н.э. – хетты впервые стали обрабатывать железо.

500 г. до н.э. – в Китае научились выплавлять чугун.

Около 5 тыс. лет назад поселения стали превращаться в города. Первые города возникли в междуречье Тигра и Евфрата (см. урок “Древнее Двуречье”).

Постепенно племенные группы превращались в государства, а вожди становились царями.

Заключение

В результате совершенствования орудий труда отдельная семья получила возможность выполнять все сельскохозяйственные работы самостоятельно. Урожаем теперь распоряжался глава семьи, а не община. Это способствовало имущественному расслоению. Появлению знати также способствовали грабительские войны, которые вели племенные вожди.

 

Конспект

Около 9 тыс. лет назад человек научился обрабатывать металлы. Более совершенные орудия исключали необходимость в совместном труде всей общины. Постепенно изменилось общественное устройство, появилось неравенство, выделилась знать. Как совершенствовались ремесленные навыки людей? Какими новыми ремеслами овладел человек? Почему появились бедные и богатые? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Постепенно в среде земледельцев и скотоводов начали выделяться люди, профессионально занимавшиеся только ремеслом. Горшечник должен был долгие годы овладевать своим ремеслом, не отвлекаясь на иные занятия. Он становился ремесленником. Выравнивая вылепленный вручную сосуд, гончар постоянно поворачивал его — так, очевидно, возникла идея гончарного круга (рис. 1). Горшки стали обжигать в специальных печах.

Древнее Двуречье

Рис. 1. Гончарный круг (Источник)

Иногда в очаг попадали небольшие самородки меди, которые размягчались в огне. Люди заметили, что из меди можно изготавливать различные предметы, отливая или выковывая  необходимую форму. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда (рис. 2). Предположительно, медь стали использовать 7 тыс. лет назад.

Рис. 2. Медные орудия труда (Источник)

Мастера научились работать с золотом и серебром, изготавливать из них украшения.

5 тыс. лет назад люди научились  изготавливать сплав меди и олова — бронзу, которая была гораздо прочнее меди.

1500 г. до н. э. хетты научились обрабатывать железо, но необходимой температуры плавления добиться так и не смогли, поэтому металл содержал примеси.

В земледелии стали использовать плуг. Легкой мотыгой твердую землю рыхлить очень утомительно и долго. Можно взять бревно с сучьями и протащить его по полю. Человеку такая работа была не под силу, поэтому в плуг стали впрягать быков.  Благодаря изобретению плуга, использованию животных для рыхления земли отпала необходимость в совместном труде всей общины на полях.

Рис. 3. Древние орудия труда земледельцев. a) борона-суковатка; b) соха; c) плуг

http://www.gnrtr.ru/Generator.html?pi=312&cp=3

Понемногу в селениях земледельцев складывался новый порядок. Община теперь состояла из больших семей. Каждая семья имела отдельный участок, собственный скот, орудия труда. Урожаем распоряжался глава семьи. Тот, кто трудился усерднее, и был богаче соседей.

Вместе с тем семьи нуждались во взаимной помощи и поддержке. Соседи могли договориться и выкопать общий пруд, осушить болото, построить плотину. Родственные связи со временем утрачивались, на смену родовой пришла соседская община.

В общине кража каралась самым строгим образом. Но отнять у чужаков считалось не позором, а доблестью. Племя шло войной на племя, чтобы ограбить его, отнять плодородные земли.

Для ведения  военных действий избирался глава военных действий — вождь. Он собирал своих друзей и сородичей для защиты и походов на соседние племена. Часть добычи вождь брал себе, остальное раздавал воинам.  Вожди и старейшины пользовались почетом и уважением у соплеменников. Знатность стала передаваться по наследству. Сыновья вождей и старейшин наделялись властью, лучшими участками земли, большей частью военной добычи.

Внутри племени возникло неравенство: одни были знатные, а другие незнатные, одни были богаче, а другие беднее.

Крупные поселения стали превращаться в города, первые города возникли на берегах крупных рек. В городах жила знать. Знать обслуживали лучшие ремесленники, изготавливали тонкие ткани, золотые и серебряные украшения. Вожди приобретали власть над всей территорией расселения племени. Они становились царями — правителями государств.

 

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Artkeramica (Источник).
  2. Всемирная история для школьников (Источник).
  3. ADMW (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Почему стало возможно вести хозяйство силами одной семьи?
  2. Почему вожди были заинтересованы в организации военных походов против соседних племен?
  3. Какое значение имело использование металлов и возникновение кузнечного ремесла?
  4. В чем проявилось неравенство между людьми?