Классы
Предметы

Образование в Средние Века

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии науки и образования в Средние века.

С развитием городов и торговли, деловых и дип­ломатических связей, в ходе военных предпри­ятий, завоевания новых территорий и переселе­ний люди стали чаще покидать родные места. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили инте­ресные сведения о разных народах. Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путе­шественник Марко Поло.

В XI–XII веках появилось большое количе­ство переводов на латинский язык книг гречес­ких и арабских ученых: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания и норманнская Сицилия, единственное королевство этого времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и западные католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.

Средневе­ковое общество было корпоративным. Каждый человек имел свою, четко очерченную «нишу», входил в ту или иную корпорацию – обособлен­ную группу людей, которые занимаются опре­деленным общим делом, живут соответствую­щим ему образом, подчиняются особым прави­лам и распорядкам. Университеты (рис. 1) представля­ли собой корпорации людей интеллектуально­го труда – профессоров (преподавателей) и сту­дентов (от латинского слова «студере» – усер­дно заниматься). Само слово «университет» и означает «корпорация». Учеба и преподавание наук стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Пари­же) – совет профессоров. Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужа­ки» не могли рассчитывать на поддержку город­ского суда в столкновениях с местными жите­лями. В борьбе с городскими властями универ­ситеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.

Средневековый университет

Рис. 1. Средневековый университет (Источник)

Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам – фа­культеты, возглавляемые деканами. Все вместе – и преподаватели, и студенты – изби­рали главу университета – ректора (рис. 2).

Схема управления средневекового университета

Рис. 2. Схема управления средневекового университета

Обычно в университетах, кроме подготови­тельного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: пре­подаватель – магистр, или профессор, – читал выдержки из книг и объяснял непонят­ные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни – чте­ние). Лекции дополнялись диспутами – словес­ными поединками. Это были состязания в зна­ниях и красноречии – споры по заранее выдви­нутым вопросам, например: «Сотворен ли чело­век в раю?» Нападающий старался своими воп­росами выявить в рассуждениях противника противоречие либо с его же собственными до­водами, либо с Библией и сочинениями цер­ковных писателей, признанных отцами церкви. Толпы учеников и сторонников каждого участ­ника диспута с неослабным вниманием и азар­том ловили каждое слово, оценивали вопросы и ответы. Иногда диспуты были такими бурными, что заканчивались потасовками между участниками или «бо­лельщиками».

В XV веке в Европе было уже более 60 университетов. Париж­ский университет славился пре­подавателями философии и бо­гословия, университет Болоньи (Италия) – права, Салерно (Си­цилия) – медицины. Универси­теты способствовали появле­нию в Европе светской интел­лигенции и образованного чинов­ничества, общему подъему куль­туры.

В XI–XIII веках в соборных школах и университетах расцветает новая рели­гиозная философия – схоластика (от греч. «схолэ» – школа). Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозмож­но понять умом – в него надо верить. «Верую, ибо непостижимо», – сказал на заре Средневе­ковья Тертуллиан, один из отцов церкви. Ученые XI–XIII веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Разум должен прийти на помощь вере, укрепить ее, думали они. Ло­гика, философия должны помочь понять, что такое Бог, почему он устроил мир именно так и что предназначено в мире человеку. Для этого нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргумен­ты противника. Философы выработали это ис­кусство и довели его до необыкновенной изощ­ренности. Так родилась схоластика – религи­озная философия, стремящаяся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Схоласты Ансельм Кентерберийский (XI век), а затем Фома Аквинский (XIII век) сделали, казалось бы, невозможное: логически доказали существование Бога.

Церковь долгое время осуждала «умствова­ния» схоластов. Спор между церковью и фило­софами шел об отношении к отцам церкви. Истина изложена в Библии – с этим были согласны и церковь, и философы. Но в Библии есть много неясных мест, допускающих разные толкования. Как же найти ответы на важней­шие вопросы мироздания и не впасть при этом в заблуждение? Церковь говорила: нужно знать, как на эти вопросы отвечали отцы церкви. Но философы показывали, что разные отцы церкви на одни и те же вопросы отвечали по-разному. А это значит, что даже отцы церкви просто люди и они могут заблуждаться. Дело философа – сопоставить высказывания разных авторитетов и, логически рассуждая, опреде­лить, какое из них истинно. «Обращаясь к разуму, я обращаюсь к Богу, – говорил один из схоластов, – ибо разум и дела­ет человека «образом и подобием» Бога». Так схоласты выработали свой научный ме­тод – способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы. Созданная ими ориги­нальная средневековая философия способство­вала развитию науки Нового времени.

Одним из самых известных философов-схоластов XII ве­ка был француз Пьер Абеляр (1079–1142). Абеляр с детства проявлял большие способнос­ти к науке и уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошел всех своих профессоров и побеждал их в диспутах. В 1117 году Абеляр стал преподавать в Парижской со­борной школе. Его лекции пользовались огром­ной популярностью, слушатели и ученики стекались к нему толпами. Но и врагов станови­лось у него все больше: обсуждая тот или иной вопрос философии или богословия, Абеляр не пересказывал мнения отцов церкви, а предла­гал свое толкование. В 1119 году началась история любви Абеля­ра и Элоизы, ставшая знаменитой на много веков. Юная Элоиза, племянница парижского священника, удивляла современников умом, образованностью и красотой. Тогда женщины не могли посещать школу, и Абеляра попроси­ли стать ее домашним учителем. Вскоре Абеляр и Элоиза полюбили друг друга. Элоиза родила Абеля­ру сына. Разъяренный дядюшка счел себя опо­зоренным и решил мстить. Его родственники, подкупив слугу Абеляра, напали ночью на фи­лософа и изувечили его. Элоиза ушла в монас­тырь, но любила Абеляра до конца жизни; ее письма к возлюбленному потрясают печалью и нежностью. Ученики уговорили искалеченного филосо­фа продолжить лекции. Но тут на Абеляра об­рушились его идейные противники. Самым мощным из них был знаменитый мистик, созда­тель ордена тамплиеров и вдохновитель второ­го Крестового похода Бернар Клервоский (1090–1153). Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры мож­но только при помощи разума. «Нельзя уверо­вать в то, чего ты предварительно не понял, и смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разу­мом». Нужно понимать, чтобы верить. Нужно верить, а не рассуждать, – полагал Бернар. – Вера должна быть простой и искрен­ней, идти от сердца, а не от рассудка. Боже­ственные тайны выше человеческого ума, к ним нельзя прикасаться. Мудрствования мешают силе и чистоте веры, ведут к гордыне и заблуж­дениям. Только в любви к Иисусу, в глубоком переживании веры человек мистически соеди­няется с Богом. Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рациона­лизма – опоры на разум (от лат. «рацио») и мистики – опоры на сверхъестественные силы. Враги Абеляра добились того, что его учение было осуждено на церковном соборе в 1121 году. Абеляра заставили собственноручно бро­сить свою книгу в костер. Философ бедствовал, скитался по монастырям, но ученики по-пре­жнему шли к нему, и он продолжал препода­вать. Бернар рассылал по всей Европе письма с призывами пресечь деятельность «еретика». В 1140 году Бернару удается собрать новый церковный собор. Абеляр приехал на него в надеж­де отстоять свои взгляды на открытом диспуте. Но Бернар и его сторонники не хотели откры­того диспута. В ночь до собора было принято решение: сжечь все книги Абеляра, а его само­го заставить молчать. Абеляр обратился к суду папы, но папа подтвердил решение собора. Больной и сломленный философ удалился в монастырь. В 1142 году он умер. Элоиза похо­ронила его и через 20 лет сама была погребена рядом с ним. На их гробнице написали: «Да от­дохнут они от скорбного труда и любви» (рис. 3).

Могила Пьера Абеляра и Элоизы

Рис. 3. Могила Пьера Абеляра и Элоизы (Источник)

Вершиной средне­вековой схоластики были труды ученого XIII ве­ка Фомы Аквинского (1225–1274). Фома был сыном итальянского графа, учился в монастыр­ской школе и университете в Неаполе. Несмот­ря на протесты семьи, он стал монахом домини­канского ордена. Фома был смиренным, добрым и необыкно­венно работоспособным человеком. Самая зна­менитая его книга – «Сумма богословия». В этой грандиозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные Средневековьем. Но не просто сложил их, как в арифметике, в сумму, он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой ее «дета­ли», от человека до муравья, свое место и своя роль, предназначенные Богом.  После смерти Фому называли «ангельским доктором», а вскоре церковь объявила Фому Аквинского святым.

Современник Фомы Аквинского, монах ордена францискан­цев, англичанин Роджер Бэкон преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказы­вал, что для познания истины авторитет и ра­зум недостаточны, а нужны также наблюдения и опыт. Только с помощью опыта можно прове­рить, верны ли наши знания. Многие годы ученый занимался алхимией и астрологией. Бэкон проводил опыты с различ­ными веществами, магнитной стрелкой и уве­личительными стеклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебни­ком и прозвали «удивительным доктором».

 

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. – М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. – М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. – М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. – М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. – М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Stud.ibi.spb.ru (Источник).
  2. Lib.ru (Источник).
  3. Medievalmuseum.ru (Источник).
  4. Bibliotekar.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Как менялись представления о мире средневекового человека?
  2. Какое образование можно было получить в Средние века?
  3. Как был устроен средневековый университет?
  4. Что такое схоластика?
  5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов?