Классы
Предметы

"Каролингское возрождение" и распад империи

Тема видеоурока: «"Каролингское возрождение" и распад империи». Рассматриваются решения Карла Великого касательно политики в культурной сфере – «Каролингское возрождение». Среди этих решений: объединение языков, традиций, основана Академия – элитарный центр культурной жизни всей Европы, открытие многочисленных монастырей, которые выполняют культурную миссию. Подчеркивается, что идеология всех этих деяний Карла в культурно-образовательной сфере – идея соединения античной формы и христианского духа. Карл совершил великий прорыв в развитии средневековой европейской цивилизации. На уроке также приводится информация о политическом развитии империи Карла Великого после его смерти – борьба за власть среди его наследников, приведшая к распаду империи. Учащимся раскрывается суть Верденского договора.

 

«Каролингское Возрождение» и распад империи

Каролингским возрождением принято называть период подъема в интеллектуальной и культурной жизни Западной Европы в конце VIII – середине IX в.

Предыстория

В конце VIII века Карл Великий объединил под своей властью большую часть христианских земель Западной Европы. В 800 г. папа римский провозглашает его императором Священной Римской империи (см. урок «Империя Карла Великого»). Под властью Карла Великого оказывается многонациональная империя, важным объединяющим началом которой становится единая христианская культура.

События

787 г. – Карл принял «Капитулярий о науках», который предписывал при каждом монастыре и епископской кафедре открывать школы. По всему франкскому государству возникает сеть школ. Образование состояло из двух ступеней: тривиума (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Все вместе составляло программу семи свободных искусств.

782–796 гг. – Алкуин руководит придворной школой в Аахене, учителями которой становятся лучшие ученые со всей Европы. На стыке двора и школы возникает ученое общество, которое получило название Академия Карла Великого (или Придворная академия).

840 г. – смерть Людовика Благочестивого, сына Карла Великого. Начало междоусобной борьбы за власть трех сыновей Людовика (Лотаря, Карла и Людовика).

843 г.Верденский раздел. Договор сыновей Людовика о разделе империи на три части (договор между Лотарем, Карлом Лысым и Людовиком Немецким). Это ознаменовало распад империи Карла Великого.

Лотарю отошли территория Италии и узкая полоса земель вдоль Рейна (до Северного моря). Людовик получил земли восточнее Рейна (современная Германия). Карл – западную часть империи (современная Франция).

987 г. – во Франции династия Каролингов прерывается. К власти приходит династия Капетингов.

Участники

Людовик Благочестивый – сын Карла Великого, франкский император (814–840 гг.).

Людовик Немецкий – сын Людовика Благочестивого, король Восточно-Франкского королевства (Германии) (843–876 гг.), основатель династии немецких Капетингов.

Карл Лысый – сын Людовика Благочестивого, король Западно-Франкского королевства (Франция) (840–877 гг.).

Лотарь – сын Карла Великого, король Италии и Рейнской области.

Алкуин– англосаксонский педагог и ученый, руководитель придворной школы в Аахене (782–796 гг.).

Эйнгард – деятель Каролингского возрождения, автор сочинения «Жизнь Карла Великого».

Заключение

Верденский раздел (843 г.) заложил основы формирования современных наций. Позднее в разделенных частях империи образовались самостоятельные королевства – Франция, Италия, Германия, которые в эпоху феодальной раздробленности разделились на множество отдельных владений. Раздел империи стал шагом на пути к эпохе феодальной раздробленности IX–XI вв.

Каролингское возрождение было связано с попыткой Карла восстановить Римскую империю вместе с ее культурой. При дворе Карла ученые во главе с Алкуином изучали античную культуру и создавали свою, подобную античной. Новый подъем интереса к античности произошел в XII в., в так называемое малое Возрождение.

Подробнее о Каролингском возрождении.

 

Конспект

Карл Великий был не только выдающимся полководцем и государственным деятелем, но и просвещенным и образованным человеком. Он знал латинский и греческий языки и говорил на них. Радея о том, чтобы его подданные были грамотными и образованными людьми, он издал в 787 г. «Капитулярий о науках», предписывающий создавать школы при монастырях и епископских кафедрах для клириков и монахов, а также капитулярий (802 г.) об обязательном образовании для мирян. Программа каролингских школ мало отличалась от программы существовавших церковных школ. Основной задачей новых школ являлось воспитание образованных клириков и монахов, авторитетных среди народа и способных противостоять ересям и «ухищрениями антихриста». В своей резиденции в Ахене Карл I собрал самых выдающихся людей своего времени. При дворе Карла жили такие крупные писатели, как Павел Диакон из Лангобардии, Теодульф (вестгот из Испании), но самым блистательным был молодой Эйнгардт, который позднее напишет биографию Карла I «Жизнь Карла Великого», взяв в качестве образца знаменитое произведение Светония «Жизнь двенадцати цезарей».

Карл Великий принимает ученого Алкуина

Рис. 1. Карл Великий принимает ученого Алкуина (Источник)

Римские первосвященники, папство по-прежнему нуждались в помощи и защите светских правителей. В правление Карла Великого король лангобардов Дезидерий начинает опустошать римскую папскую область, которая была подарена папам Пипином Коротким. Папа обратился к Карлу Великому. Император ввел свои легионы на территорию Лангобардии, сверг Дезидерия и заточил его в монастырь. Этот акт укрепил союз папства и империи. Главным лицом в Западной Европе по-прежнему являлся император. Отношения императора с папой оставались очень сложными.

При епископских резиденциях Карл I создает школы для подготовки не только грамотного духовенства, но и грамотного чиновничества. В Ахене была открыта придворная школа. На территории империи учреждается большое количество скрипториев — мастерских, где переписывались греческие и римские античные рукописи. В монастырях грамотные монахи пишут анналы.

При дворе в Ахене Карл I создает ученое общество наподобие созданного в свое время Платоном и называет его «Дворцовой академией». В деятельности академии принимает участие сам Карл I и его ближайшие сподвижники-ученые. На заседаниях академии читались и обсуждались ученые сочинения ее членов, церковные сочинения, а также произведения античных писателей. Члены академии носили библейский или античный псевдоним. Карл Великий имел имя Давид.

Происходило возрождение античной культуры, но только во внешних ее формах, содержание же этой культуры было неизбежно другим, оно явилось порождением новой исторической эпохи. Мировоззрение писателей и ученых при дворе Карла Великого не было античным, их менталитет уже оформлялся как феодальный, средневековый. В их произведениях рационалистический дух, которым пронизаны сочинения античных авторов, казался бы неуместен. Вокруг Карла I собралось большое число ученых христианских монахов, чье мировоззрение и определило «Каролингское Возрождение». В период «Каролингского Возрождения» развивались церковно-феодальные политические идеи: идея сотрудничества сословий, идея о короле как служителе Бога на земле.

Видным лицом при дворе Карла Великого был ученый монах Алкуин из Англии, воспитатель его сыновей и автор известного учебника, написанного специально для них. По этому учебнику также можно судить о характере «Каролингского Возрождения». Например, учитель спрашивает принца: «Что такое жизнь?». Ответ: «Радость для счастливых и скорбь для несчастных, ожидание смерти для тех и других». Другой вопрос: «Что такое человек?». Ответ: «Раб смерти, гость в своем доме, мимо проходящий путник».

В период «Каролингского Возрождения» растет интерес к агротехнике. Переписываются агротехнические трактаты античности. Появляются новые произведения по сельскому хозяйству (поэма Валафрида Страбона «Книга об обработке огородов»).

В это время начинает формироваться схоластика, которая становится основой средневекового мировоззрения, культуры и науки вплоть до Возрождения.

При всем своем увлечении античностью Карл Великий обязал ученых составить словарь современного ему франкского языка. Идет интенсивное собирание песен германских народов.

В городах строились каменные церкви и дворцы по византийским архитектурным планам. Из обширного архитектурного строительства Карла I до наших дней сохранилась капелла в Ахене.

Дворцовая капелла в Ахене

Рис. 2. Дворцовая капелла в Ахене (Источник)

«Каролингское Возрождение» было узким и ограниченным территориально, дальше Ахена оно практически не распространялось. «Возрождение» ограничивалось тонким слоем тех людей, которые были творцами этой культуры. «Каролингское Возрождение» заканчивается с распадом империи.

В 814 г. Карл Великий умирает в Ахене, и титул императора переходит его старшему сыну Людовику, который к тому времени был королем Аквитании. После смерти Карла Великого империя просуществовала недолго. Началась борьба центробежных и центростремительных сил, крупные феодалы империи в борьбе за власть настраивают против Людовика (впоследствии прозванного Благочестивым) его собственных сыновей. Лотарь и Людовик Немецкий становятся его противниками, и только третий сын, Карл Лысый, поддерживает отца во всех его начинаниях. После смерти Людовика Благочестивого между тремя братьями начинается междоусобица. В 843 г. в г. Вердене происходит раздел империи на три части. По Верденскому договору старший брат, Лотарь, получает территорию будущей Италии и будущей Франции, Людовик Немецкий получает немецкие земли (территорию будущей Германии), Карл Лысый — территорию к западу от земель, полученных Лотарем (западная часть будущей Франции и часть будущей Испании).

Раздел империи Карла Великого

Рис. 3. Раздел империи Карла Великого

Титул императора становится чисто номинальным, но еще сохраняется — правда, он уже переходит не по основной линии Каролингского дома, а по боковой. В конце 80-х гг. императорская корона принадлежала Карлу Лысому, затем она перешла к сыну Людовика Немецкого Карлу Толстому. В X в. титул императора исчезает из употребления.

Еще при сыновьях Карла Великого Западная Европа начала подвергаться набегам норманнов, которых на Руси называли варягами, в Англии — викингами, а в Западной Европе — норманнами. Это были предки шведов, норвежцев и датчан, выходцы из Скандинавского и Ютландского полуостровов. Своими опустошительными набегами они принесли жителям Европы много горя. В IX в. в Западной Европе молились: «Господи, избавь нас от неистовства норманнов». Последние Каролинги были настолько слабы, что не могли организовать отпор норманнским вторжениям. Норманны 10 месяцев осаждали Париж, но взять его им не удалось. В начале X в. один из последних Каролингов Карл IV Простоватый был вынужден уступить большую территорию на северо-западе Франции герцогу Роллону, создавшему здесь сильное герцогство Нормандское. Норманны (нормандцы) приняли христианство, усвоили язык и обычаи коренного населения. Нормандия формально находилась в вассальной зависимости от Каролингов, но реально она была независима.

Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет.

 

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. E-reading-lib.com (Источник).

2. History-names.ru (Источник).

3. Bibliotekar.ru (Источник).

4. Bibliotekar.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Какую политику проводил Карл Великий в сфере образования?

2. Какие науки развивались в империи Карла Великого?

3. Чем прославился ахенский ученый Эйнгардт?

4. На какие государства распалась империя Карла Великого? Почему это произошло?