Классы
Предметы

Развитие чешской государственности в IX - XV вв.

Как вы помните, в VI-VII вв. во время Великого переселения народов славянские племена расселились на территории Восточной Европы. Объединение чешских славян и соседних народов, происходившее в 830-907 годах, привело к созданию Великоморавской державы с главным городом Вышеградом. Впоследствии столицей Великой Моравии стала Прага. В 863 году здесь было принято христианство. Крестителями стали проповедники Кирилл и Мефодий, ныне почитаемые как равноапостольные. На сегодняшнем занятии вы узнаете о дальнейшей истории Чешского государства.

Великоморавская держава распалась в начале X века, не сумев противостоять натиску венгров. Но усилиями первой чешской княжеской династии Пржемысловичей к началу XIV века страна снова стала единой. Долгое время Богемия являлась частью Германской империи. Во второй половине XII века король Чехии Пржемысл Отакар II изменил ситуацию и существенно расширил границы своих владений. Он присоединил к чешским землям Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну.

В начале XIV века власть в стране перешла к династии Люксембургов. Новый король Иоанн Люксембургский обладал воинственным нравом. Сначала он насильственно присоединил к Богемии Хеб и значительную часть Силезии, затем отправился воевать против англичан на стороне французов. Но в 1346 году в битве при Креси Иоанн погиб, и чешская корона перешла к его сыну Карлу I.

Воспитывавшийся при французском дворе совсем еще юный Карл I почти не знал родного чешского языка и при вступлении на трон был окружен множеством злых советчиков, стремившихся к власти. Однако новый король, не смотря на столь юный возраст, оказался достаточно тонким и умным политиком. За весьма короткий срок Карл I выучил чешский язык и взял бразды правления в свои руки. Впоследствии он был коронован как император Священной Римской империи под именем Карла IV (рис. 1).

Карл IV

Рис. 1. Карл IV (Источник)

В Праге, ставшей при Карле I столицей им­перии, проживало около 40 тысяч человек. Тогда был сооружен знаменитый Карлов мост (рис. 2), заложен собор Святого Витта (рис. 3).

Карлов мост

Рис. 2. Карлов мост (Источник)

Собор святого Витта

Рис. 3. Собор святого Витта (Источник)

В города Чехии переселялись немецкие куп­цы и мастера. Как и у себя на родине, они созда­вали в городах самоуправление. До середины XIV века в городском совете Праги не было ни одного чеха. В руках немцев оказались и рудни­ки. Чешские ремесленники и торговцы тщетно добивались участия в городском управлении. Католическая церковь в Чехии владела тре­тьей частью самых плодородных земель. Главе чешской церкви, архиепископу Пражскому, при­надлежало 14 городов и 900 деревень. Особен­но богатыми были монастыри. Крестьяне и горожане изнемогали от бесчис­ленных поборов церкви. Значительную часть доходов, получаемых в Чехии, духовенство от­сылало в Рим. Против католической церкви в Чехии назревало общее недовольство.

В начале XV ве­ка небольшая церковь на одной из улиц Праги привлекала многих людей. Сюда приходили горожане, крестьяне и рыцари послушать пла­менные проповеди профессора Пражского уни­верситета Яна Гуса (1371–1415) (рис. 4). Ян Гус беспощадно обличал духовенство за то, что оно отступает от провозглашенной в Евангелии бедности. От критики духовенства Гус перешел к тре­бованиям реформы – переустройства церкви. Он призывал отнять у церкви ее богатства, отобрать земли у епископов и монастырей; отменить пла­ту за обряды, а богослужение проводить на род­ном языке. Гус сам разработал грамматику чеш­ского языка. В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а королю. Архиепископ Пражский запретил Гусу вы­ступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где про­должал выступать перед крестьянами.
На церковном соборе в Констанце Ян Гус был обвинен в ереси и в 1415 году сожжен на костре.

Ян Гус

Рис. 4. Ян Гус (Источник)

Казнь Гуса вызвала возмущение чешского наро­да. Его последователи ста­ли называть себя гуситами. В 1419 году произошло восстание в Праге. Горожане-чехи ворвались в ратушу, выбросили из окна ненавистных правителей города. Из других городов стали изгонять немецких бога­чей. Восставшие громили монастыри, убивали или изгоняли служителей церкви. Паны (чеш­ские феодалы) захватывали церковные земли. Среди восставших было два течения: умерен­ные и табориты. К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить при­вилегии и землевладения церкви, упростить об­ряды, ввести богослужение на чешском языке. Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповед­ники таборитов призывали уничтожить част­ную собственность, все повинности и налоги. Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощны­ми стенами и назвали, как и гору, Табором. Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь бед­някам. В Таборе все считались равными и назы­вали друг друга братьями и сестрами.

Папа объявил Крестовый поход против гуситов. Вой­ско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский им­ператор. В ходе первого крестового похода в 1420 году стотысячное войско крестоносцев потерпело поражение у стен Праги. Папа и император предприняли против гуси­тов еще четыре похода, которые закончились так же бесславно.

Таборитами была разработана тактика боя с крестоносцами - они стаскивали рыцарей с коней специальными крюками и «домолачи­вали» их цепами. С большим успехом табориты впервые стали применять в бою небольшие полевые пушки. Чтобы выдерживать атаки рыцарской конницы, табориты быстро со­оружали замкнутые ограждения из крестьян­ских возов, которые скрепляли цепями и доска­ми. Внутри такого кольца помещали больных и раненых, запасных лошадей, продукты и ору­жие. Возы ставили плотно один к другому. По­чти никогда такие укрепления рыцарям взять не удавалось. Отряды народного войска отличались от армий крестоносцев высоким боевым духом, стойкостью и дисциплиной. За ссоры, пьянство, азартные игры и грабеж воины наказывались, как за тяжкие преступления. Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка (рис. 5). В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о дви­жении вражеских войск. Прекрасно зная род­ные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию. В сражениях он ошеломлял врагов неожиданны­ми приемами и решениями. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко вглубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное.

Ян Жижка

Рис. 5. Ян Жижка (Источник)

Чехия устала от многолетних войн, была разорена вражескими нашествиями и внутренней борьбой. Первыми сдались умеренные. После того как папа признал новые церков­ные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их (рис. 6).

Битва у Липан

Рис. 6. Битва у Липан (Источник)

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) герои­чески боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев. В результате на два сто­летия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения ос­талась католической. Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить деся­тину.

В годы гуситских войн большую роль в уп­равлении страной играл сейм – собрание пред­ставителей сословий. Сейм сохранился и в даль­нейшем. Как и в других странах, в Чехии утвер­дилась сословная монархия.

 

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. – М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. – М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. – М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. – М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. – М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Wiki.iteach.ru (Источник).
  2. Hrono.ru (Источник).
  3. 3100men.ru (Источник).
  4. Bibliotekar.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Какие трудности испытывало население Чехии?
  2. За что Ян Гус критиковал католическую церковь?
  3. Какие реформы предлагал Ян Гус?
  4. Какие слои населения поддержали таборитов, в какие умеренных?
  5. Каковы причины победы гуситов над крестоносцами?
  6. Почему умеренные одержали верх над таборитами?
  7. Каковы последствия гуситских войн?