Классы
Предметы

Борьба пап и германских императоров

Церковь, несмотря на свое богатство и могущество, очень сильно зависела от светских властей. К XI веку борьба между светскими и церковными властями распространилась практически на все западноевропейские государства, но наиболее острые формы приняла в империи. Вы узнаете о противостоянии пап и императоров, в частности, о непримиримой вражде двух сильных личностей: Папы Григория VII и императора Генриха.

 

Борьба пап и германских императоров

Предыстория

В средневековой Европе светская и церковная власть оказались взаимосвязаны. Церковь санкционировала и усиливала власть королей, короли дарили церкви земли и охраняли ее богатства.

Власть церкви основывалась на духовной составляющей:
• Считалось, что церковь получила от Христа право отпускать грехи, что без соблюдения христианских таинств спасение души (даже праведного человека) невозможно. Идея спасения была очень важна для человека эпохи средневековья (С. Аверинцев о религиозных концепциях спасения).
• Король воспринимался как помазанник божий, а коронация как передача при посредничестве церкви монарху власти от бога.
• Папа римский мог отлучить монарха от церкви. Это лишало власть короля легитимности в глазах людей, давало право вассалам не соблюдать присягу.

И на материальной:
• 1/3 обрабатываемых в Европе земель принадлежала церкви (земли жаловались королями и феодалами). Кроме того, имущество церкви составляли драгоценные предметы, которые использовались при богослужении (см. урок «Церковь и духовенство»).

К концу раннего Средневековья церковь стала сильной и разветвленной организацией с иерархической структурой (на вершине находился папа римский, ему подчинялись архиепископы, еще на ступеньку ниже находились епископы, еще ниже – священники и монахи).  При этом епископы обладали как духовной, так и светской (как землевладельцы) властью.

Императоры Священной римской империи стремились к контролю над церковью. Это предполагало право инвеституры – назначения на церковные должности. Такое право получил германский король Оттон I в связи ослаблением власти папы римского после распада империи Карла Великого. Это вызвало противодействие церкви и привело к борьбе пап и императоров.

События

IX в. – ослабление власти папы римского в связи с распадом империи Карла Великого.

962 г. – коронование Оттона I императорской короной. Оттон становится императором Священной Римской империи.

X–XI вв. – Клюнийское (по названию монастыря Клюни) движение в церкви. Клюнийцы выступали за аскетический режим в монастырях, целибат (требование безбрачия для духовенства), запрет на симонию (покупку и продажу церковных должностей и духовного сана).

XI в. – окончательно утверждено безбрачие священников.

1059–1061 гг. – папский престол занимает Николай II.

1059 г. – Латеранский собор. Приняты декреты, направленные на отделение церковной власти от влияния светских правителей. Папу римского теперь должен избирать совет кардиналов.

1073–1085 гг. – папский престол занимает Григорий VII. Он вступил в борьбу за инвеституру с Генрихом IV. Генрих признал свое поражение после того, как папа отлучил его от церкви (что повлекло за собой неповиновение вассалов). Его унизительное покаяние перед папой стало известно как хождение в Каноссу в 1077 г.

1122 г. – конкордат (соглашение) Генриха V с папой римским. Согласно договору, епископов должен назначать папа. Епископы считались и вассалами церкви (как обладающие духовной властью), и вассалами императора (в качестве владельцев земель – феодов).

1198 г. – папский престол занимает Иннокентий III. К этому времени церковь достигла наибольшего своего могущества. Вассалами папы себя признали короли Англии, Польши, некоторых стран Пиренейского полуострова.

Участники

Оттон I – император Священной Римской империи (936–973 гг.).

Николай II – папа римский (1059–1061 гг.).

Григорий VII – папа римский (1073–1085 гг.).

Генрих IV – германский король, а также император Священной Римской империи, боролся за инвеституру с папами.

Заключение

Борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась победой церкви. В XII–XIII вв. власть папы римского значительно усилилась.

Параллели

В восточной (православной) церкви фигуре папы римского соответствовал константинопольский патриарх. Латинский (католический) мир был политически раздроблен, папство же было объединяющим началом. Папа и император находились в разных странах. В Византии границы светской и духовной власти совпадали территориально, император и патриарх помещались в одном городе, столице империи. Церковная власть в Византии была тесно соединена со светской и, как правило, ей не противоречила. Если же случались конфликты, то верх брал император, авторитет и материальные ресурсы которого всегда превышали авторитет и возможности патриарха.

 

Конспект

В католической церкви с самого начала сложилась строгая централизация власти. Огромное влияние в ней приобрел римский епископ, получивший в V в. наименование папы римского (от греч. «паппас» – отец, отче). Рим считался городом апостола Петра, хранителя ключей от рая. Римские папы считали себя преемниками апостола Петра. Земли, находившиеся в руках папы, становились вотчиной Святого Петра. В VIII в. образовалось Папское государство, в которое входили земли Римской области и Равеннского экзархата. Церковь на средневековом Западе была государством в государстве. Она получала в дар от императоров и знати земельные владения. К XV в. духовенство владело 1/3 обрабатываемой земли. Система просвещения в средневековой Европе фактически находилась в руках церкви. В VI в. появился первый монастырь, основанный Св. Бенедиктом, который разработал и первый монастырский устав. От монахов требовали выполнение обетов бедности, безбрачия, послушания. Постепенно монастыри становятся центрами просвещения. В монастырских и церковных школах изучались молитвы и тексты Священного Писания на латинском языке. В епископских школах изучали семь свободных искусств: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Со времен правления Оттона I (рис. 1) германские императоры стали  распоряжаться церковными кафедрами в Италии, низлагать и возводить на престол пап, контролировать их избрание. Однако с конца XI в. усиливающееся папство начинает постепенно освобождаться от опеки германских императоров и добиваться верховенства в борьбе с ними. Епископальная политика Оттона I нашла свое логическое завершение в захвате Рима как центра католической церкви. Использовав феодальные распри в Италии, Оттон I короновался в 962 г. в Риме императором. Этот акт должен был означать восстановление распавшейся империи Карла Великого и символизировать преемственность короны германских королей от римских цезарей. При короновании Оттон I признал притязания папы на светские владения в Италии, но с сохранением суверенитета императора над ними. Кроме того, от римского папы требовалось принесение вассальной присяги императору.

Оттон I

Рис. 1. Оттон I (Источник)

Первые правители Священной Римской империи часто вмешивались в бурные выборы пап и междоусобицы римской знати, без церемоний заменяя неугодных своими ставленниками. Последним на такой шаг решился император Генрих III (1039–56), ярый сторонник Клюнийской реформы монастырей. Взойдя на святейший престол, императорский кузен, папа Лев IX (1049–54), энергично взялся за проведение реформы, разъезжая по всей Европе с миссией искоренения пороков духовенства. Между тем, папская власть год от года укреплялась. В Риме Николай II (1059–61) учредил для избрания пап конклав кардиналов, положив конец вмешательству в выборы вельмож и императоров.

Но это было лишь началом борьбы за выход церкви из-под влияния светских государей. Следующий этап привел к открытому конфликту между папой и императором. Императоры издавна сами назначали епископов в своих владениях. На церемонии введения в должность, или инвеституры, епископу торжественно вручались знаки светской власти и пастырского служения – перстень и посох. Право инвеституры имело для императоров огромное значение, т. к. епископы стояли на верхних ступенях имперской иерархии и наделялись крупными земельными владениями, которые (в отличие от светских вельмож) не могли передавать по наследству. Но в 1175 г. папа Григорий VII осудил инвеституру и призвал императора Генриха IV в Рим держать ответ за допущенные прегрешения. Генрих IV попытался низложить папу, а  тот в отместку отлучил императора от церкви. Положение Генриха IV подорвали вспыхнувшие мятежи германских феодалов, которые препятствовали борьбе с папской властью. И тогда император, словно загнанный волк, отправился в итальянский замок Каносса, где три дня простоял босиком на снегу, пока не вымолил прощения у папы (рис. 2). Этот известный исторический эпизод ярко высветил возросший авторитет Ватикана, но история на этом не закончилась. Генрих IV лишь для виду покорился папе, чтобы внести раскол в стан своих врагов, и борьба продолжалась еще долго после смерти противников.

Хождение в Каноссу

Рис. 2. Хождение в Каноссу (Источник)

По Вормсскому конкордату 1122 г. духовную инвеституру отныне осуществлял папа, наделявший каноников символами духовной власти. Император мог присутствовать на выборах церковников, но осуществлял только светскую инвеституру – наделял каноника земельным владением с соответствующими вассальными обязанностями.

Наивысшего могущества власть папы дос­тигла при Иннокентии III (1198–1216), из­бранном папой в 37 лет (рис. 3). Он был наделен твер­дой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник са­мого Бога на Земле, призванный «господство­вать над всеми народами и царствами». На тор­жественных приемах все должны были прекло­нять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европей­ских стран. Одно время папа возводил на пре­стол и смещал императоров. Его считали выс­шим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуост­рова.

Иннокентий III

Рис. 3. Иннокентий III (Источник)

Католическая  церковь, возглавляемая римским  папой, притязала на решающее участие в политической власти. Заметных успехов в этом она добивалась в периоды, когда власть королей и императоров слабела из-за феодальных раздоров, а на папском престоле оказывались сильные политики. Наиболее острым спорным вопросом между духовной и светской властями был вопрос об инвеституре (право назначения епископов и аббатов). Порой острыми оказывались вопросы посвящения (помазания на царство) того или иного короля либо императора.

 

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. – М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. – М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. – М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. – М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. – М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. E-reading-lib.com (Источник).
  2. Sedmitza.ru (Источник).
  3. Diphis.ru (Источник).
  4. Istmira.com (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Почему светские и духовные правители Европы конфликтовали друг с другом?
  2. Что означает крылатое выражение «Путь в Каноссу»?
  3. Что свидетельствовало о том, что при Иннокентии III власть папы достигла наивысшего могущества?
  4. При Григории VII католическому духовенству было запрещено вступать в брак. Как вы думаете, почему было введено такое ограничение?