Классы
Предметы

Вводный урок. Что такое Средние века

Видеоурок на тему «Что же такое Средние века». Уникальность этого исторического периода состоит в том, что ученые до сих пор не могу прийти к единому мнению, относительно хронологических рамок Средних веков. Стартовая точка – раздел Римской империи на западную и восточную части в 395 году. На уроке пользователям предстоит проанализировать историю и сущность Средних веков, а также детально познакомиться с периодизацией данного периода, узнать, к какому региону более применим термин Средние века.

Тема: Западная Европа IV-VIII вв.

Урок: Что такое Средние века

Введение

На сегодняшнем занятии мы начинаем изучать следующую после Древнего мира большую историческую эпоху — Средние века. Каковы временные границы Средневековья? Большинство современных ученых считают, что эпоха Средних веков начинается с конца V в., с формальной даты гибели Западной Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет — до конца XV в. — начала XVI в. Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.

Рис. 1. Лента времени

Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время.

В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. В то же время были достигнуты высокие успехи в образовании, философии и других науках, в истории и искусстве, в строительстве, торговле и мореплавании.

Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.

Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе. Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.

Эпоха Средневековья в своем развитии прошла, как считают ученые, через три основных этапа. Первый, с конца V в. до конца X в. — середины XI в., называют ранним Средневековьем. Тогда в ходе бурного перемешивания народов и обычаев складывались основные черты эпохи. Следующий период, завершившийся в XIII в., — развитое Средневековье, когда сложились феодальные государства-монархии, а все устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте. Время XIV–XV вв. считается поздним Средневековьем. Оно характеризуется новыми преобразованиями внутри средневекового общества и в то же время такими открытиями, идеями и изобретениями, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени. Разные страны проходили эти этапы неодновременно и по-разному.

Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.

Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.

Средневековый замок в Генте

Рис. 2. Средневековый замок в Генте (Источник)

Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения. От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.

Средневековый хронист

Рис. 3. Средневековый хронист (Источник)

Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески и статуи в храмах. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю мысли и чувства средневекового человека.

 

Список литературы

1. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. — М., 2012.

2. Атлас Средневековья: История. Традиции. — М., 2000.

3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII в. — М., 1999.

4. История Средних веков: Кн. для чтения / Под ред. В. П. Будановой. — М., 1999.

5. Калашников В. Загадки истории: Средние века / В. Калашников. — М., 2002.

6. Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А. А. Сванидзе. — М., 1996.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. i-Школа (Источник).

2. School-collection.edu.ru (Источник).

 

Домашнее задание

1. Какие периоды в истории выделяют ученые? Почему изучаемый период называют «Средние века»?

2. Каковы временные рамки периода Средних веков? Каковы основные этапы Средневековья?

3. Что изучает история Средних веков? Для чего необходимо изучение истории?

4. Что называют «историческим источником»? По каким источникам ученые изучают историю Средних веков?