Классы
Предметы

Колониальный период в Латинской Америке. Складывание латиноамериканского общества

Завоевание Южной Америки продолжалось с XVI до конца XVII века. Большая часть земель в Южной Америке досталась португальцам и испанцам, говорившим на произошедших от латыни языках, именно поэтому континент получил свое второе название – Латинская Америка. На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии Латинской Америки в колониальный период.

Испанские и португальские владения в Южной Америке

Рис. 1. Испанские и португальские владения в Южной Америке (Источник)

Завоевав обширные колониальные владения (рис. 1), испанцы создали там систему управления такую же, как у себя на родине. В Испании существовала абсолютная монархия. Как и в метрополии, в каждой колонии высшая власть принадлежала вице-королю. Ему подчинялись губернаторы провинций, назначаемые королем Испании. Городами и сельскими округами правили коррехидоры (королевские чиновники) и алькальды (судьи). Вице-короли имели широкие права – назначали губернаторов и других чиновников, ведали казной и вооруженными силами, издавали различные распоряжения. Кроме того, вице-король испанских колоний от имени испанского монарха утверждал назначение священников.

Все экономическое развитие колоний было подчинено интересам Испании и Португалии. Из колоний метрополии вывозили сахар, кофе, какао, хлопок, кожи, золото, серебро, драгоценные металлы. Считают, что за триста лет колониального господства Испания вывезла из Америки только золота и серебра на огромную по тем временам сумму – 6 миллиардов долларов. А ведь эти деньги можно было вложить в развитие стран Латинской Америки. Но колониальные власти не создавали условий для развития местной промышленности, мешали строительству мануфактур.

В колониях стеснялось или запрещалось развитие тех отраслей хозяйства, которые могли угрожать соперничеству Испании. Так, испанские власти запретили возделывать в колониях виноград и оливы, разводить шелковичных червей, кормом для которых служили листья тутового дерева. Дело дошло до того, что по приказу властей виноградники уничтожались, а оливковые и тутовые рощи вырубались.

Основная масса населения в колониях была очень бедна. Многочисленные налоги в пользу короля, церкви не оставляли денег для покупки самых необходимых товаров. А если нет денег, чтобы купить товар, то и мануфактуры не строят. Кроме того, в колониях нельзя было без разрешения Испании продавать спиртные напитки, табачные изделия, соль, бумагу, порох.

Колониям не разрешалось торговать ни с одной страной, кроме Испании. Короли Испании в течение трех столетий пытались закрыть свои колонии на замок перед иностранцами, чтобы ни с кем не делиться и малой долей колониальной добычи. До конца XVIII века запрещалась торговля между колониями. Обмениваться товарами они могли только через испанские порты. В результате сложился такой порядок, когда товары из Бразилии, предназначенные для Мексики, направлялись в Испанию, а затем из Испании доставлялись в Мексику, и их дважды перевозили через океан.

Привилегированную верхушку колониального общества составляли белые уроженцы Испании – представители родовитого дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками. Это была самая малочисленная группа населения.

Ступенькой ниже находились креолы – так называли родившихся в колониях потомков европейцев. Они были крупными землевладельцами, занимали второстепенные должности в администрации и армии, занимались торговлей, владели мануфактурами. На высшие посты в системе управления креолов не допускали.

Еще более низкое положение занимала многочисленная группа населения, возникшая в результате смешанных браков: метисы, мулаты, самбо. А так же коренные жители Америки – индейцы. Они были лишены гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров.

Самая многочисленная и самая угнетаемая группа населения в колониях – это рабы-негры, привезенные из Африки. Они работали на плантациях сахарного тростника и хлопка по 18–20 часов (рис. 2). Для того чтобы они не убежали, их заковывали в кандалы. За провинности жестоко наказывали. Заставляли считать удары плетью. Для особо провинившихся применялась смертная казнь.

Негры-рабы собирают кофе на плантации

Рис. 2. Негры-рабы собирают кофе на плантации (Источник)

Рабы не хотели мириться со своим бесправным положением и, начиная с XVI века, поднимались на борьбу за независимость, за свободу.

Одно из крупных восстаний рабов произошло на Гаити в 1791 году. На Гаити (французская колония) проживало 500 тысяч рабов на 4 тысячи плантаторов. Во главе восстания встал Туссен Лувертюр (рис. 3).

Туссен Лувертюр

Рис. 3. Туссен Лувертюр (Источник)

Туссен создал прекрасную армию, сражавшуюся под лозунгом «Свобода для всех!». Восставшим удалось разгромить колониальные французские войска. Рабы получили свободу и землю плантаторов.

В 1801 году на острове была принята Конституция, подтверждавшая отмену рабства и равноправие всех граждан колоний перед законом. Туссен Лувертюр был объявлен пожизненным правителем Гаити. Но Франция не хотела мириться с потерей одной из самых богатых колоний. Французам удалось обманом заманить Туссена в ловушку, он был схвачен и умер во Франции в 1803 году. Несмотря на смерть Туссена Лувертюра, Гаити остался независимым. Пример Гаити станет путеводной звездой для других латиноамериканских государств, которые будут бороться за свою независимость.

 

Список литературы

  1. Ведюшкин В.А. Бурин С.Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. – М.: 2010.
  2. С. Соловьев. Курс Новой истории. – М.: 2003.
  3. К. Булычев. Тайны Нового времени. – М.: 2005.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Indiansworld.org (Источник).
  2. Rudocs.exdat.com (Источник).
  3. Sibeykin.narod.ru (Источник).
  4. Historic.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Какие органы власти были созданы для управления испанскими колониями?
  2. Какие экономические ограничения вводили метрополии для колоний?
  3. Опишите социальную структуру латиноамериканского общества.
  4. Где использовался труд рабов?
  5. Какие события произошли в начале XIX века на Гаити?