Классы
Предметы

Искусство в поисках новой картины мира

Предыстория

Художественная культура Просвещения унаследовала идеалы эпохи Возрождения и развивала их в соответствии с ценностями Нового времени.

В первой половине XVIII века в живописи процветало придворное искусство, отражавшее вкусы и эстетику аристократии. С середины века распространяются «певцы третьего сословия», отражавшие в живописи быт и нравы среднего класса. Торжество разума отражается и в живописи: на картинах изображают известных мыслителей, сцены труда и научных опытов.

Классицизм

Ранняя живопись XIX века проникнута духом классицизма, унаследованного от предыдущего века Просвещения и от эпохи Возрождения. Классицизм воплощает этические и эстетические идеалы античности.

В музыке ярким представителем классической школы является немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.

 

Романтизм

Романтизм воспевает чувства и настроения, страсть, духовность. Сюжеты картин охватывают все многообразие – от сцен безмятежной красоты до революционных баталий.

В живописи яркими образцами романтизма являются картины «Плот “Медузы”» Теодора Жерико, «Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа, пейзажи Жана Батиста Камиля Коро, Уильяма Тёрнера.

В музыке романтизм отразился в творчестве Франца Шуберта, Фредерика Шопена.

 

Реализм

Течение реализма набрало силу ко второй половине XIX века, для него характерно объективное отражение действительности, сюжеты из повседневной жизни простых людей, внимание к индивидуальности и характерам героев.

К примерам живописи реализма относятся «Собирательницы колосьев» Жана Милле, «Дробильщики камней» Гюстава Курбе, «Вагон третьего класса» Оноре Домье.

 

Импрессионизм

Течение последней трети XIX века, зародившееся во Франции, отвергающее академические каноны и разработавшее новые приёмы живописи. Цель импрессионистов – запечатлеть изменчивый, подвижный мир, создать эффект мимолётного впечатления. Импрессионисты предпочитали писать картины на пленэре. Ключевые фигуры импрессионизма – Клод Моне, Камиль Писсарро, Эдгар Дега, Огюст Ренуар.

Импрессионизм проявился не только в живописи. Французский композитор Клод Дебюсси пытался выразить изменчивость природы в музыке.

 

Постимпрессионизм

С середины 80-х гг. XIX века художники импрессионистского круга ищут новые изобразительные средства. Их целью было передать не отдельное мгновение, а более длительное состояние. Яркие представители постимпрессионизма – Поль Гоген, Поль Сезанн, Винсент ван Гог.

 

Кино

1895 г. – французские изобретатели Огюст и Луи Люмьеры создали киноаппарат. С их фильма «Прибытие поезда» начинается эпоха кинематографа, эпоха создания «подвижных картин» жизни.

 

Участники

Жан Огюст Доминик Энгр – французский живописец, представитель классицистического направления.

Франсиско Гойя – испанский живописец-романтик, в своём творчестве отразил события войны в Испании 1808–1814 гг.

Теодор Жерико – французский живописец-романтик, автор знакового драматического полотна «Плот Медузы».

Эжен Делакруа – французский живописец-романтик, автор полотна «Свобода, ведущая народ», названного современниками «Марсельезой французской живописи».

Жан Батист Камиль Коро – французский живописец-романтик, мастер пейзажа.

Уильям Тёрнер – британский живописец-романтик, маринист.

Оноре Домье – французский живописец-реалист, высмеивал и обличал современное ему общество.

Гюстав Курбе – французский живописец-реалист, автор высказывания: «Надо омужичить искусство!»

Жан Милле – французский живописец-реалист.

Эдуард Мане – французский живописец, предшественник импрессионизма.

Клод Моне – французский живописец-импрессионист, автор картины «Впечатление. Восход солнца», ставшей символом импрессионизма и давшей название течению (от франц. impression – «впечатление»).

Камиль Писсарро – французский живописец-импрессионист, автор многочисленных картин о повседневной жизни парижских улиц.

Огюст Ренуар – французский живописец-импрессионист, воспел в своих полотнах женскую красоту.

Поль Сезанн – французский живописец-постимпрессионист, мастер натюрморта.

Поль Гоген – французский живописец-постимпрессионист, автор серии живописных работ о жизни на острове Таити.

Винсент Ван Гог – нидерландский живописец-постимпрессионист, автор новаторской живописной техники.

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, его произведения по-прежнему являются одними из самых популярных в мире.

Франц Шуберт – австрийский композитор-романтик.

Фредерик Шопен – польский композитор, король мазурки.

Джузеппе Верди – итальянский композитор, привнёс дух реализма в оперное искусство.

Жорж Бизе – французский композитор, автор оперы «Кармен», ставшей одной из самых популярных опер в мире.

Клод Дебюсси – французский композитор, стремился воссоздать изменчивый облик природы.

 

Заключение

Искусство XIX века отражает всю противоречивость этого периода истории, наполненного сомнениями, осмыслением стремительных перемен в жизни общества. Для искусства XIX века (особенно второй его половины) характерно нарушение общепризнанных канонов, поиск новых форм и новых смыслов в художественной культуре.

 

Параллели

Живопись импрессионизма начиналась с неприятия и насмешек со стороны французской Академии художеств. Далеко не сразу, через несколько десятков лет, живописцы кружка импрессионистов, сформировавшегося вокруг Эдуарда Мане, получат мировое признание. Похожая судьба у русского художественного товарищества передвижников, оформившегося в 1870 г. в противовес академической живописи, требовавшей соблюдения канонов, обязательного использования мифологических или библейских сюжетов. Идейным вдохновителем передвижников был И.Н. Крамской. В отличие от импрессионизма, в котором сюжет не играет роли, но акцентируется свет, цвет, воздушность живописи, слом канонов у передвижников больше был связан именно с сюжетом их работ. Передвижники отражали в своих картинах бесправное положение низов общества, повседневную жизнь простых людей, родную природу, историю русского народа. Что примечательно, многие из передвижников (например, И.И. Левитан, А.И. Куинджи) следовали в своём творчестве веяниям импрессионизма.