Классы
Предметы

XIX век в зеркале художественных исканий

Предыстория

Эпоха Просвещения выстроила художественные образы идеального общества, торжествующей справедливости, свободы, равенства, соблюдения прав человека. Это был мир прекрасной мечты, царство добра и искренности. События истории, зачастую кровавые и несправедливые, показали, насколько далеко ещё практическое воплощение идей Просвещения от идеалов.

 

События

Поиск новых художественных форм, которые могли бы передать изменившееся до неузнаваемости общество.

Романтизм

Возник как реакция на крах просветительских иллюзий. Это был уход от действительности, жестокой и беспощадной, в мир сказок, грёз, старинных легенд. Не видя идеала в настоящем, романтики воспевали прошлое. Идеализируется не разум и рационализм, а духовный мир человека.

1812 г. – публикация поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» Джорджа Байрона.

1831 г. – публикация романа «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.

 

Реализм

После «бегства» в романтизм постепенно творцы XIX века вырабатывают новые художественные формы, позволяющие отобразить и осмыслить происходящее с обществом на самом деле, а не в идеализированных мечтах.

Реализм характеризуется широким охватом действительности, ориентацией на правду жизни в искусстве, достоверность характеров, натурализм.

Искусство, художественное творчество рассматривается как обличитель людских пороков.

1830 г. – начало публикации цикла «Человеческая комедия» Оноре де Бальзака. Бальзак тонко выписал характерные типажи современного ему общества. Среди его героев аристократы, куртизанки, ростовщики, стряпчие, биржевые маклеры.

1837 г. – публикация романа «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса. В романе без прикрас описаны тяжёлые условия, в которых дети работают на фабриках; мир работных домов и трущоб.

1871 г. – начало публикации цикла из романов «Ругон-Маккары» Эмиля Золя, семейной саги, натуралистично описывающей представителей всех слоёв общества.

 

Участники

Джордж Байрон – английский поэт-романтик.

Виктор Гюго – французский писатель-романтик.

Генрих Гейне – немецкий поэт-романтик.

Оноре де Бальзак – французский писатель-реалист.

Чарльз Диккенс – английский писатель-реалист.

Эмиль Золя – французский писатель-реалист.

 

Заключение

Технический прогресс и стремительное изменение жизни общества привели к творческому осмыслению перемен. XIX век стал поворотным этапом в развитии мировой культуры.

Новое общество, новые ценности – это новые виды развлечений, новые горизонты в познании мира и покорении природы, но, с другой стороны, это и новые трагедии.

Художественная культура как нельзя метко отразила душевное состояние общества в целом, а также метания души, страхи и волнения отдельных людей, неравнодушных к происходящему вокруг них. В этот век возникла прекрасная литература, которую сейчас мы называем классикой.

 

Параллели

Художественная культура России в XIX веке также оставила ярких представителей романтизма и реализма. В русской литературе романтизмом овеяны ранние произведения Пушкина и Лермонтова, поэзия Жуковского. К реализму относятся литературные шедевры второй половины XIX века, такие как «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мёртвые души» Н.В. Гоголя, «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.