Классы
Предметы

Тенденции развития культуры в ХХ веке

ХХ век стал переломным моментом в истории всей человеческой цивилизации. За прошедшие 100 лет мир пережил невероятное количество событий, войн, крушений империй и создание новых государств, падение колониализма и научно-технический прогресс. Культура, как отображение человеческой действительности и повседневности, также не стояла на месте в законсервированном состоянии. С каждым новым десятилетием ХХ века культура развивалась, появлялись новые направления и течения, новые имена, которые уже вписаны в историю. О развитии культуры в ХХ веке пойдет речь на данном уроке.

Предыстория

Тенденции развития культуры XX века описывают понятия модернизм (от франц. «новый, современный»), авангард (от франц. «передовой отряд») и постмодернизм.

«Модернизм» – общее название различных направлений в культуре и искусстве конца XIX – первой половины XX вв., для которых характерен разрыв с традициями реализма и стремление к обновлению языка искусства.

Под авангардом понимают наиболее радикальные модернистские течения, такие как футуризм, дадаизм, сюрреализм и др. течения, для которых характерен бунт против любых традиций.

Искусство и культуру второй половины XX века описывают понятием постмодернизм, который предполагает не разрушение традиции, но ее (ироническое) переосмысление (см. пастиш).

 

События

1905 г. – во Франции возникает фовизм. Этот стиль характеризует стремление к эмоционально-колористической живописи. Цвет становится главным средством образно-эмоциональной выразительности. При этом из живописи уходит перспектива и объем. Художник не копирует реальность, но создает свой художественный мир («Музыка» А. Матисса). Один из наиболее ярких представителей Анри Матисс.

1905 г. – появление группы «Мост» (Дрезден, с которой связано возникновение экспрессионизма. Для этого художественного направления характерна обостренная эмоциональность, субъективность переживания реальности. Острое переживание и протест против ужасов социальной действительности, а также экспрессионистическая деформация объекта.

Предшественником экспрессионизма считают Эдварда Мунка (см. его картину «Крик»).

1907 г. – возникновение кубизма. П. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы»), на которой реальность подвергается геометризованной деформации.

1907 г., 1908 г. – появляются наиболее ранние атональные музыкальные сочинения А. Скрябина, Б. Бартока.

1909 г. – опубликован манифест итальянского поэта Филиппо Маринетти, с которым связывают возникновение футуризма – первого оформленного авангардного течения. Для него характерно отрицание всего предшествующего художественного опыта, стремление построить новое «искусство будущего». Поэтизация скорости, техники, агрессии.

1910 г. – появляется первая абстрактная акварель Василия Кандинского. Возникновение абстракционизма - направления в живописи, которое предполагало полный отказ от подражания реальной действительности.

1916– 922 гг. – появление дадаизма (от франц. dada – «конек», «деревянная лошадка», «детский лепет»).

Характеризуется программным иррационализмом и антиэстетизмом. Возник как реакция на Первую мировую войну. Первое международное авангардистское движение.

Манифесты дадаизма

1920-е гг. – появление сюрреализма. В 1924 г. выходит Манифест сюрреализма Андре Бретона.

1921 г. – Арнольд Шёнберг пишет первые сочинения в технике додекафонии. В 1923 г. появляется авторское описание новой техники.

1934 г. – Антон Веберн пишет произведение, используя сериальную технику.

1950-е гг. – возникает театр абсурда.

1950-е гг. – возникновение поп-арта.

1954 г. – Джон Кейдж пишет пьесу «4'33», которая переопределяет понимание границ музыкального.

1960-е гг. – арт-группа «Флюксус» (от лат. fluxus – «поток», «изменение») – международное сообщество художников, музыкантов и поэтов, в которое входили Джордж Маккинас, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк.

1960-е гг. – возникновение концептуализма.

 

Участники

Анри Матисс – французский художник, лидер фовизма.

Оскар Кокошка – австрийский художник, поэт, драматург, представитель экстпрессионизма.

Пабло Пикассо – французский художник (испанец по происхождению), основоположник кубизма.

Филиппо Маринетти – итальянский поэт, писатель, основоположник футуризма.

Андре Бретон – французский писатель, художник, основоположник сюрреализма.

Марсель Дюшан – французский художник, представитель дадаизма. Впервые в качестве объектов искусства начал выставлять «готовые продукты» (ready-made).

Арнольд Шёнберг – австрийский композитор, основоположник додекафонии, глава Новой венской школы.

Василий Кандинский – русский художник (с 1921 г. жил за рубежом), один из основоположников абстракционизма.

Казимир Малевич – русский художник, основатель супрематизма, одного из направлений абстрактного искусства.

Пауль Клее – немецкий художник, один из крупнейших представителей авангарда. Писал в стилистике экспрессионизма, абстракционизма и кубизма (произведения Клее).

Энди Уорхол – американский художник, один из основателей поп-арта.

Пьер Булез – французский композитор, дирижер, представитель музыкального авангарда. 

 

Заключение

Представители искусства постмодерна уходят от жесткого противопоставления массового и элитарного, высокого и низкого, искусства и неискусства. Массовое искусство, наряду с культурными традициями прошлого, могут и включаться в произведение искусства путем ироничного цитирования. Хэппенинг и перформанс, которые появляются еще в рамках дадаизма, становятся важными составляющими искусства эпохи постмодерна.

Конспект

Для того чтобы понять, как развивалась культура ХХ века, нужно учесть, что на неё влияло постоянное развитие науки и техники. То, что ещё в 1890-х гг. казалось фантастикой, стало реальностью уже в 1910 гг. Мир и человеческая жизнь убыстрялись, и культура, как неотъемлемая часть общества, двигалась в ногу со временем, также увеличивая скорость движения.

Архитектура. В новое столетие человечество вошло под знаком стиля «модерн», для которого характерны отказ от чётких линий и преобладание «природных черт». Стиль модерн просуществовал до начала Первой мировой войны (1914 г.). После всех ужасов и потрясений мировой войны в архитектуре были найдены совершенно иные формы исполнения композиций – конструктивизм, характерный для СССР 1920-х – первой половины 1930-х гг. Изменившие мир и повседневный быт социальные революции, последовавшие за Первой мировой войной, «родили» новые направления в архитектуре. Общие дома, т.н. коллективные общежития, ставили перед архитекторами задачи создать новые многофункциональные здания. Вообще функционализм стал самым распространённым направлением в архитектуре. «Чем проще, тем лучше» – таков лозунг функционализма. Упрощение форм и методов строительства характеризовалось массовым (особенно в США) внедрением новых строительных материалов – бетона и железа.

Рис. 1. Небоскрёбы Нью-Йорка

Рис. 1. Небоскрёбы Нью-Йорка (Источник)

Все небоскрёбы Нью-Йорка и Чикаго построены из этих материалов (см. Рис. 1). Бетон и железобетон стали главными орудиями в руках строителей ХХ века, что убыстряло и удешевляло строительство. В авторитарных и тоталитарных государствах мира появляется ещё одно направление в архитектуре, которое можно выразить словом «помпезность» (см. Рис. 2). Диктаторы и вожди старались запечатлеть свою эпоху в камне – «Дворец Народа» гитлеровской Германии, «Сталинские высотки» в СССР, комплекс площади Тяньаньмэнь в Пекине и др. В послевоенный период времени архитектура стала всё больше разделяться на массовую (в основном довольно серую и безликую, но способную решить проблему урбанизации городов) и элитарную, представленную в единичных экземплярах. В 1990-х гг. – начале XXI века архитектура стала ещё более функциональной. Стекло и железобетон остаются главными орудиями ее создания.

Рис. 2. Дворец народа. Неосуществлённый проект

Рис. 2. Дворец народа. Неосуществлённый проект (Источник)

Литература. Так же как и другие направления культуры, литература в ХХ веке претерпевает значительные изменения. ХХ век в литературе – это век реализма.Основными направлениями реализма являются: психологический реализм (Эрнест Хемингуэй (см. Рис. 3), Стефан Цвейг), социалистический реализм (Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер, Максим Горький и проч.), интеллектуальный реализм (Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Герберт Уэллс). Эти направления отражали эпоху, в которой жили и творили эти и другие писатели. Одним из ярких направлений в литературе ХХ века по праву может считаться экзистенциализм (Камю, Сартр), идея которого заключается в уникальности жизни и бытия человека. Именно такие идеи стали популярны у протестной молодёжи конца 1960-х – начала 1970-х гг.

Рис. 3. Эрнест Хемингуэй

Рис. 3. Эрнест Хемингуэй (Источник)

Изобразительное искусство. Во многом течения, касающиеся литературы, были представлены в ХХ веке и в изобразительном искусстве. Так, в странах социалистической системы господствовал соцреализм. В странах Запада большую популярность обрели абстракционизм, авангардизм, кубизм, экзистенциализм. Одними из самых известных художников ХХ столетия были Пабло Пикассо (см. Рис. 4), Сальвадор Дали, Казимир Малевич и др.

Рис. 4. Пабло Пикассо. «Герника»

Рис. 4. Пабло Пикассо. «Герника» (Источник)

Музыка. Одним из самых ярких направлений в культурной жизни ХХ века стало музыкальное искусство. Музыка, как никакое другое направление культуры, способна выразить настроения и чаяния народа, именно она может служить одним из главных инструментов политики и пропаганды. На рубеже веков в ходу у массового слушателя оставались популярны опера, оперетта и романс (Фёдор Шаляпин). Но начиная с 1910-х гг. в моду входит джаз. Пик расцвета джазовой музыки приходится на середину 1920-х – середину 1930-х гг. (Глен Миллер, Леонид Утёсов) В это же время появляется ещё одно направление в мире музыки – массовая песня. Большая заслуга в этом принадлежит советским композиторам. Популярность музыкальной культуры возрастает в разы с началом массового внедрения радио, а затем (с 1950-х гг.) и телевидения. Во время Второй мировой войны джаз на Западе и массовая песня на Востоке оставались крайне востребованными элементами повседневного бытия. С 1950-ми в моду входит эстрада или популярная (поп) музыка. Фрэнк Синатра и Элвис Пресли по праву могут считаться олицетворением эпохи.

Рис. 5. Группа «Роллинг Стоунз»

Рис. 5. Группа «Роллинг Стоунз» (Источник)

1960-1980-е гг. – время расцвета поп- и рок-групп. Небывалую славу заслужили такие группы, как «Битлз» («Ливерпульская четвёрка»), «Роллинг Стоунз» (см. Рис. 5), «Квин» (Фредди Меркури) и др. Они выражали протест против ханжества капиталистического мира, с его ограничениями и постоянными войнами. Среди сольных певцов этого времени стоит отметить Карела Гота, Боба Дилана, Тома Джонса и проч. Музыкальная культура 1990-х гг. во многом не претерпела изменений. Всё также популярны рок  и поп-группы, сольные исполнители. С началом нового тысячелетия получили популярность т.н. «молодёжные группы».

Кинематограф. Одно из главнейших направлений культуры и искусства ХХ века – кино. Возникшее в конце XIX столетия, кино стало наиболее популярным видом массовой культуры и времяпрепровождения. Пригород Лос-Анджелеса – Голливуд – стал местом мирового кинопроизводства (см. Рис. 6). В течение первой половины ХХ века во всех развитых странах мира окончательно сложилось свое кинопроизводство.

Рис. 6. Голливуд. «Фабрика грёз»

Рис. 6. Голливуд. «Фабрика грёз» (Источник)

Таким образом, культура и искусство на протяжении ХХ века всегда живо и остро реагировали на происходившие в обществе изменения, откликаясь на его запросы.

 

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.:  Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение, 2011.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Страны мира (Источник).
  2. Коллекция архитектурных планов (Источник).
  3. Мир кино (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Почему в тоталитарных и авторитарных странах стали популярны «помпезные» формы архитектуры, музыки, живописи и проч.?
  2. Чем была вызвана популярность поп и рок-групп середины 1960-х – 1980-х гг.?
  3. Охарактеризуйте основные направления в литературе ХХ века.
  4. Почему кинематограф стал одним из популярных направлений массовой культуры?