Классы
Предметы

Что такое война?

Война – это страшнейшее и ужаснейшее явление в истории человечества. Война может длиться год или столетие. Война может быть гражданская или межгосударственная, мировая или локальная, захватническая или освободительная, но война – это всегда кровь, боль, жертвы и разруха. На данном уроке речь пойдет о том, какие бывают войны, какими могут быть причины их возникновения, предметы и участники, а также о том, какие существуют стадии протекания социального конфликта.

Введение

В процессе изучения истории мы постоянно сталкиваемся с таким социальным явлением, как война. Каждая ли война уникальна или есть какие-то закономерности, которые можно попытаться проследить и на основании этих выявленных законов попытаться спрогнозировать, как будут развиваться события в том или ином случае? Об этом вы узнаете, изучив данный урок.

Категории войн

Часто войну воспринимают как своеобразную культурную универсалию. Считается, что если государство не ведет войны, то оно готовится к войне. Все войны можно разделить на две категории: внешние (межгосударственные) и внутренние (гражданские). В наши дни на планете больше происходит гражданских войн, нежели межгосударственных. Войны активно ведутся в государствах Азии и Африки. Начиная с 2000 года только на африканском континенте произошло около 15 вооруженных конфликтов. Например, гражданские войны в Сомали, Ливии, Чаде, Кот-д’Ивуаре, Центрально-Африканской республике, Мали, Алжире, Либерии, Бурунди и т. д. В Азии произошли (а некоторые продолжают идти и по сей день) гражданские войны на территории Афганистана, Сирии, Непала, Ирака, Шри-Ланки. Гражданские войны затронули и Европу: конфликт в Югославии в 1991–1995 гг., на Украине в 2014–2015 гг. С гражданской войной сталкивается и американский континент. В 1964 году начиналась и уже более 50 лет идет гражданская война в Колумбии. Сальвадор также пережил гражданскую войну.

За всю историю человечества найдется не так много лет, когда оно обходилось бы без войн. На протяжении тысяч лет человечеству приходилось сосуществовать с войной. В разные эпохи предлагались разные варианты и подходы к тому, что такое война и как можно существовать в ее условиях.

Война как благо

Если говорить о том, как война воспринимается в общественной мысли, то позиция человека по отношению к войне очень сильно зависит от того, какую социальную позицию он занимает по отношению ко всем остальным. Многие военные могут воспринимать войну как благо. Ведь для военных война – это важнейший социальный лифт. Например, в произведении Грибоедова «Горе от ума» война для Скалозуба была способом сделать карьеру. Многие военные и полководцы становились по окончании войн главами государств. Например, Оливер Кромвель (рис. 1), ставший лордом-протектором, фактически правителем Англии, Наполеон Бонапарт (рис. 2), ставший французским консулом, а затем императором Франции, в XX веке это французский президент Шарль де Голль (рис. 3), который был олицетворением сражавшейся на фронтах Второй Мировой войны Франции. Говоря о США, стоит упомянуть Дуайта Эйзенхауэра (рис. 4), который сначала был главнокомандующим американскими войсками, а с 1953 по 1961 год – главой американского государства, президентом США.

Оливер Кромвель

Рис. 1. Оливер Кромвель (Источник)

Наполеон Бонапарт

Рис. 2. Наполеон Бонапарт (Источник)

Шарль де Голль

Рис. 3. Шарль де Голль (Источник)

Дуайт Эйзенхауэр

Рис. 4. Дуайт Эйзенхауэр (Источник)

Во-вторых, власть может рассматривать войну как благо. Для государства война – это средство отвлечения народа от насущных социальных проблем. Примером можно считать русско-японскую войну 1904–1905 гг. С точки зрения министра внутренних дел Вячеслава Константиновича Плеве (рис. 5), России была нужна «маленькая победоносная война», для того чтобы люди перестали думать о революции. Правда война не оказалась маленькой, а уж тем более – победоносной. Как вы помните из курса истории, Россия с позором проиграла эту войну. Можно также вспомнить франко-прусскую войну 1870–1871 гг., когда Наполеон III – французский император – был заинтересован в войне не меньше, чем Пруссия, которая хотела использовать эту войну для объединения Германии. Наполеон III понимал, что его авторитет в народе падает, социальной поддержки он лишается, и ему также была нужна «маленькая победоносная война», чтобы укрепить свою власть. Но для него она также не оказалась победоносной.

Министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве

Рис. 5. Министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве (Источник)

В-третьих, очень часто война воспринимается как способ восстановления справедливости. Кратчайшим способом восстановления справедливости воспринималась Первая Мировая война. Так, в ходе нее и революций в России император Николай II лишился престола, а на смену монархии пришел социалистический строй. В Англии, во Франции и в Германии начинался невероятный подъем национального духа, и война воспринималась как справедливая.

Этот принцип восстановления справедливости появился еще до XX века. Николя де Шамфор, известный публицист французской революции, говорил о том, что французская революция должна была принести горе богатым и счастье бедным. Но принесла она Якобинскую диктатуру, наполеоновские войны и полный крах внешнеполитической доктрины Франции после поражения Наполеона и Венского конгресса 1814–1815 гг.

Война как данность

Конечно же, не все считают войну благом. Другая группа лиц воспринимает войну как данность. С этой точки зрения с войной невозможно бороться, а нужно научиться с ней сосуществовать. Чаще всего народ говорит о том, что воевать не хотел, но так как государство втянуто в войну, то его гражданам приходится воевать. Можно еще раз обратиться к событиям Первой Мировой войны, когда каждая страна считала себя обиженной и стремилась таким образом принять навязанные кем-то правила игры. Россия вступила в войну, потому что ей войну объявила Германия, Германия защищала свои интересы на Балканах, Австро-Венгрия желала подчинить себе Сербию. В итоге у всех стран были свои причины для участия в этой войне. Ответственность за начало этой войны каждый стремился возложить на другого.

Если повода для войны не представляется, то его всегда можно создать. Разные страны могут использовать самые разные события как повод для объявления войны. Поводом для Первой Мировой войны стало убийство эрцгерцога Франца Фердинанда (рис. 6), наследника австро-венгерского престола. Германия и Австро-Венгрия искали лишь повод, событие, которое может стать основой для начала будущего общеевропейского конфликта. Во второй половине XX века поводы к войнам возникали постоянно. Когда США понадобился предлог для вторжения во Вьетнам, был использован факт обстрела американского корабля. В результате американцы ввели свои войска во Вьетнам и началась война. Она продолжалась 8 лет и завершилась в 1973 году.

Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда

Рис. 6. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда (Источник)

Война как беда

Если же рассматривать войну глазами обычного мирного населения, то с его позиции война – это беда. Вспомним Великую Отечественную войну. Огромное количество жертв, голод, упадок хозяйства – все это беды для простого населения. Любая война несет огромное число убитых и раненых, а значит, горе для народа.

Говоря о войне, посмотрим на известную картину В.В. Верещагина – «Апофеоз войны» (рис. 7). Сам Верещагин сражался в Средней Азии, когда Россия распространяла туда свое влияние, соперничая с Англией и желая расширить свои экономические возможности. Верещагин сам мог наблюдать такие картины в Средней Азии, он сам был участником сражений. На раме картины он написал такое посвящение: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Какой бы справедливой война ни была, это всегда беда.

Картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны»

Рис. 7. Картина В.В. Верещагина «Апофеоз войны» (Источник)

Теории возникновения войн

В этом вопросе единства среди теоретиков также нет. Все причины возникновения войн можно условно разделить на три группы: причины внутренние, внешние и психологические.

Внутренние – это такие причины, которые возникают в недрах самого общества. Можно условно их разделить на экономические и социальные. Война начинается потому, что государство нуждается в ресурсах, или потому, что у государства возникает социальная потребность в этом конфликте, например уже упомянутая «маленькая победоносная» русско-японская война. Государство, которое нуждается в войне по тем или иным причинам, нередко начинает провоцировать соседей с тем, чтобы этот конфликт рано или поздно начался.

Чаще войны начинаются с внешних причин. Такие причины еще называют геополитическими. Именно внешними причинами обусловлены такие войны, как колониальные: борьба за жизненное пространство, за внешние источники сырья. В этих внешних причинах не так важно для государства, реальны ли эти причины или же надуманы для начала конфликта. Единственной существенной причиной в колониальных войнах было желание заполучить тот или иной экономический ресурс. Обычно это плодородные земли или большое количество дешевой рабочей силы. Такие внешние причины послужили началом Первой и Второй мировых войн. Это войны, в которых осуществлялась борьба за территории, за колонии, за ресурсы.

Войны могут иметь и психологические причины. Это значит, что они коренятся в сущности войны не с точки зрения государства, а с точки зрения каждого конкретного человека. Так, великий психолог Зигмунд Фрейд (рис. 8) считал, что «агрессия – это один из базовых инстинктов человека». Биологи указывают на то, что конфликты, сравнимые с войнами, были даже у человекообразных обезьян.

Зигмунд Фрейд

Рис. 8. Зигмунд Фрейд (Источник)

Войну нередко воспринимают как средство снятия психологического напряжения. В качестве примера можно взять советское государство. Когда СССР создавался, то главным элементом его внешнеполитической доктрины была подготовка мировой революции. Когда Советскому Союзу пришлось участвовать в военных конфликтах, о мировой революции уже речь не шла. Все понимали, что война – это горе, кровь, огромные жертвы, а также экономический коллапс.

Предмет и участники социального конфликта

Говоря о войне, нужно вспомнить о таком понятии, как социальный конфликт, ведь война является формой социального конфликта. Социальный конфликт – это отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов. Для того чтобы противоречие между интересами субъектов этого конфликта возникло, необходимо понять, кто является сторонами конфликта и то, чего они хотят. До тех пор пока люди не осознают своих противоречий, война не начнется.

Предметом конфликта может быть все, что угодно. Это могут быть земли, деньги, идеология. Когда мы говорим о субъектах социального конфликта, то должны понимать, что к субъектам относится большое количество людей. Самыми явными участниками конфликта являются оппоненты – противостоящие друг другу субъекты. Оппонентами являются солдаты, которые сражаются на фронте друг против друга. Но конфликт ведь начинали государства, поэтому они являются главными противоборствующими сторонами. Также в конфликте имеются вовлеченные группы. Они и включают в себя всех солдат, которые находятся на линии фронта. Вспомним Куликовскую битву. Она началась с поединка между Пересветом и Челубеем (рис. 9). Во время этого сражения Пересвет и Челубей выступали как оппоненты, то есть противостоящие друг другу субъекты. Русская армия с одной стороны и монголо-татарское войско с другой – это уже вовлеченные группы. Кроме вовлеченных групп есть заинтересованные группы, и они гораздо больше. Заинтересованной группой можно считать население всей Руси, которое стояло за Пересветом. От исхода Куликовской битвы зависела будущая судьба русских земель. Если бы Куликовская битва была бы проиграна, то свержение татаро-монгольского ига было бы невозможным в тот момент. За Челубеем и за Мамаем стояло не только его войско, но и все население Золотой Орды.

Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле, 1380 год

Рис. 9. Поединок Пересвета и Челубея на Куликовом поле, 1380 год (Источник)

Этапы (стадии) протекания социального конфликта

Любой конфликт (войну) можно разделить на этапы. Любой конфликт начинается с так называемой скрытой стадии. Это такой этап, на котором противоречия еще не сформировались. Когда Гитлер в 1933 году пришел к власти, в Советском Союзе это было воспринято как событие, которое будет иметь явно негативное последствие. При этом объяснить, чем конкретно Гитлер угрожает Советскому Союзу, в 1933 было непросто, ведь войны ничто еще не предвещало. Когда противоречия осознаны всеми сторонами, начинается второй этап конфликта – формирование конфликта. На этом этапе противоречия уже четко оформлены, стороны уже заявили о своих притязаниях на какие-то будущие действия или на будущие приобретения. Формированием конфликта можно считать 22 июня 1941 года (рис. 10), когда Германия объявила войну Советскому Союзу. После того как противоречия сформированы и официально сформулированы, должно произойти событие, которое оформляет начало войны, – инцидент. Таким событием можно считать то, что становится поводом для объявления войны. Для Первой Мировой войны, например, это было объявление войны Австро-Венгрии Сербии и начало русской мобилизации. Во Второй Мировой войне это Глейвицкая провокация в ночь с 31 августа на 1 сентября. Следующая стадия – активные действия сторон. Это непосредственно сами сражения, битвы, сама война. Когда основные противоречия решены, то наступает стадия завершения конфликта. Именно на этом этапе определяется, чего стоила война каждой стороне и чем война обернется впоследствии как для жителей воевавших стран, так и для тех людей, которые не воевали. В процессе мирного урегулирования определяется результат самой войны.

22 июня 1941 года – начало героической обороны Брестской крепости

Рис. 10. 22 июня 1941 года – начало героической обороны Брестской крепости (Источник)

Стратегии разрешения конфликтов

  • уход (попытка избежать конфликта);
  • отмена (попытка пойти на максимальные уступки, сглаживание противоречий);
  • подавление (ликвидация оппонента, полное поражение противника);
  • регулирование (стороны ведут долгие переговоры и в результате приходят к общему соглашению, здесь нет выигравших и проигравших, стороны договариваются и выбирают наиболее разумный вариант).

Войну можно рассматривать как социальный конфликт, прошедший как минимум три стадии своего развития. Война – это конфликт, который не остановился на стадии формирования противоречий, это конфликт, который дошел до инцидента и сформировал активные действия сторон. По сферам жизни общества войны можно делить на политические, экономические, культурные и межцивилизационные, но такое деление носит лишь условный характер. Каждый социальный конфликт порожден целым сплавом противоречий, и отделить политический конфликт от экономического или культурного можно далеко не всегда.

 

Список литературы

  1. Ю. Бондарев. Горячий снег
  2. Б. Васильев. В списках не значился
  3. Б. Васильев. А зори здесь тихие
  4. Куинси Райт. Некоторые размышления о войне и мире // Теория Международных отношений: Хрестоматия / Сост. П. А. Цыганков. – М.: Гардарики, 2003
  5. Стрэчен Х., Карл фон Клаузевиц «О войне». – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010.
  6. А. Степанов. Порт-Артур
  7. Суворов А.В. Наука побеждать
  8. Толстой Л.Н. Война и мир
  9. Эрих Мария Ремарк. На западном фронте без перемен
  10. Э. Хемингуэй. Прощай, оружие

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Studopedia.ru (Источник). 
  2. Ruskline.ru (Источник). 
  3. Studfiles.ru (Источник). 
  4. Studme.org (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Какие вы знаете категории войн?
  2. Какие вы знаете теории возникновения войн?
  3. Перечислите этапы социального конфликта.
  4. Как вы воспринимаете войну: как благо, данность или беду? Аргументируйте свой ответ.