Классы
Предметы

Революции и гражданские войны

Данный урок продолжает тему спецкурса о войнах. На данном уроке речь пойдет о внутренних социальных конфликтах – революциях и гражданских войнах. Эти кровавые и страшные события стали частью истории множества стран мира: Англии, Франции, Германии, Австрии, России и многих других стран. Революции переворачивали с ног на голову формы правления и политические режимы государств, унося за собой бесчисленное число жертв. На данном уроке вы узнаете причины возникновения революций, их основные цели и этапы прохождения.

Введение

Данный урок продолжает тему спецкурса о войне.

Когда же возникают войны? Первые войны можно датировать рубежом IV–III тысячелетий до н. э. – это время, когда первые завоевательные походы проводят египетские фараоны. Тогда же начинают возникать и социальные конфликты, превращающиеся в крупномасштабные столкновения внутри одной страны. Народные восстания, которые время от времени происходили в Египте, могут считаться прообразом гражданской войны. С библейской точки зрения именно как гражданскую войну можно рассматривать конфликт между Каином и Авелем. В эпоху Нового времени в истории человечества возникает новое социальное явление, известное как революция. Революцию тоже можно считать своеобразной войной, но войной сугубо внутренней, имеющей свои закономерности.

В первую очередь очень быстро изменяется состав субъектов политической деятельности. В древности и в Средние века субъектами политической деятельности являлись только правители и элита. Если вспомнить историю Древнего Рима, то толпа и плебс могли высказывать свое недовольство существующим ходом вещей. Однако повлиять серьезно на позицию правителей они не могли. Восстание Спартака (рис. 1) – самое мощное восстание в Древнем Риме, проходившее с 74 по 71 год до н. э., должно было изменить внутренний строй Рима, но этого не произошло. В итоге римское рабство стало только еще более жестоким. Обратившись к опыту гражданских войн в Риме, которые активно шли в I веке до н. э., можно заметить, что эти войны являются столкновениями между различными группировками элит. Обычные римские граждане использовались скорее как средство, чем как субъекты ведения войны.

Восстание Спартака

Рис. 1. Восстание Спартака (Источник)

На исходе Средневековья меняется состав субъектов политической деятельности. Правители противостоят уже не друг другу, а народу, который может заявить о себе с политической точки зрения. Люди начинают воспринимать себя не просто как подданных своего правителя, а как полноправных участников исторического и политического процесса. Революции творили именно народные массы. Это актуально для английской, французской и российской революций.

XIX век традиционно называют эпохой революций, а на XX век приходится пик гражданских войн.

Причины возникновения революции

Каким образом возникают революции? Само понятие «революция» обычно связывается с деятельностью Карла Маркса (рис. 2). Формационный подход, основоположником которого был Карл Маркс, предполагает постоянные взаимодействия между двумя основными факторами: производительными силами и производственными отношениями. С точки зрения Маркса, производительные силы все время развиваются поступательно. Появляются технические новинки, которые позволяют расширять производство, увеличивать его объемы, наращивать мощность, наиболее полно удовлетворять потребность человека. А производственные отношения развиваются скачкообразно. Это значит, что в течение какого-то времени они могут не развиваться совсем, а затем, когда разница между уровнем развития производительных сил и уровнем развития производственных отношений становится критической, происходит событие, которое Маркс называет социальной революцией. То есть социальная революция возникает тогда, когда производственные отношения не соответствуют тому уровню развития, который достигли к этому моменту производительные силы. Поэтому во Франции и в Англии случились революции. С точки зрения производительных сил уровень Англии и Франции был примерно одинаковым. Когда до такого же уровня развития дошли производительные силы в других странах, то и там должны были происходить подобные революции. Именно так объясняются революции 1848 года в таких странах, как Германия, Италия, Австрийская империя. С этим же можно связать события 1905–1907 гг. в России.

 Карл Маркс

Рис. 2. Карл Маркс (Источник)

Формула, которую В.И. Ленин использовал для определения революционной ситуации, предполагает три фактора: революционная ситуация возникает тогда, когда верхи не могут управлять по-старому, низы не хотят жить по-старому, при этом повышается революционная активность масс. В новых условиях те рычаги, которые раньше использовала власть, уже перестают работать. Низы видят свои возможности, они хотят реализовать эти возможности. Если социальные низы достаточно активны, например как буржуазия во французской революции, то революция рано или поздно свершится.

Во Франции считалось, что сословие дворян должно воевать, духовенство – молиться, а третье сословие (крестьяне, ремесленники) – работать, обеспечивать экономическое благосостояние Франции. Однако третье сословие не считало такое разделение труда справедливым. Именно это сознание привело к французской революции.

Одной из функций власти является артикуляционная. Эта функция заключается в том, что власть должна предоставить населению возможность высказать свою точку зрения по той или иной проблеме. В том случае, если власть не выполняет эту функцию, люди пытаются донести свое мнение, но уже другими способами. Они выходят на улицы, и тогда может возникнуть революция. Если вспомнить историю Генеральных Штатов 1789 года во Франции, то можно отметить, что Генеральные Штаты к тому времени не созывались уже 175 лет. После 1614 года, момента восшествия на трон короля Людовика XIII, французские короли не считали нужным прибегать к общественному согласию для утверждения своих указов. Генеральные Штаты созвали лишь в 1789 году (рис. 3). Третье сословие решило, что власть наконец-то готова его выслушать. Оно подготовило целый ряд пунктов, которые можно было предъявить королю и попросить удовлетворить пожелания, которые имел народ. Но слушать их власть не собиралась. Оказалось, что Генеральные Штаты созвали лишь для того, чтобы утвердить новые налоги. Когда это выяснилось, депутаты от третьего сословия отказались расходиться. Тогда было положено начало французской революции.

Созыв Генеральных Штатов (1789 год)

Рис. 3. Созыв Генеральных Штатов (1789 год) (Источник)

Похожая ситуация произошла в России в 1905 году. Рабочие, которые несли Николаю II петицию 9 января 1905 года (рис. 4), рассчитывали на внимание со стороны власти. Власть этого внимания не оказала. Люди были недовольны пренебрежением к их интересам. Таким образом, началась революция.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года

Рис. 4. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года (Источник)

Цели революции

С самого начала революции определить цели невозможно. Цели постоянно меняются по мере того, как меняется социальная ситуация.

Проследим, как меняются цели российской революции 1905–1907 гг. Абсолютная монархия перестала устраивать граждан. Главной целью революции 1905 года было утверждение конституционной монархии. 17 октября 1905 года Николай II издал манифест «о даровании политических свобод». Конституции он так народу и не дал, однако манифест можно было считать определенной попыткой ограничить власть императора. Начиная с этого момента можно было вести речь об ограниченной монархии.

В ходе Февральской революции 1917 года речь пошла уже о республике. 1 марта 1917 года Николай II отрекся от престола, но это отречение не было окончательным. Новым императором должен был стать его брат – Михаил. 2 марта Михаил временно отрекся от престола до созыва Учредительного собрания. Когда Учредительное собрание начало свою работу, то вопрос о восстановлении монархии уже не стоял.

В ходе Октябрьской революции 1917 года речь шла о создании нового типа государства – советской республики. Эта цель была достигнута в результате октябрьских событий 1917 года (рис. 5).

Октябрьская революция 1917 года

Рис. 5. Октябрьская революция 1917 года (Источник)

Такое изменение целей революции не является уникальным. Если сравнить то, что происходило в России, с тем, что происходило во Франции за 120 лет, то можно выявить некую схожесть. Франция также была абсолютной монархией вплоть до революции 1789 года. Французский народ также пытался ограничить власть монарха. Сначала была создана конституция, согласно которой Франция провозглашалась Конституционной монархией. Однако этого оказалось недостаточно, и французы решили принять новую конституцию, согласно которой государство объявлялось республикой. Король Людовик XVI был казнен, и казалось, что возврата к монархии быть уже не могло. Но республика также оказалась недостаточной целью. В 1793 году была установлена новая форма организации власти – якобинская диктатура.

Этапы революции

Если мы сравним этапы революции в России и во Франции, то можно заметить совпадение определенных этапов развития. Изначальные условия были одинаковыми – наличие абсолютной монархии. Конституционная монархия оказалась целью промежуточной. После этого целью была объявлена республика. Конечно же, советская республика и диктатура не одно и то же, однако советское государство позиционировало себя как диктатуру пролетариата (рис. 6).

Диктатура пролетариата (плакат)

Рис. 6. Диктатура пролетариата (плакат) (Источник)

В процессе развития революции вполне естественно, что должны по-новому определяться стороны этой революции. Участниками революции становятся, как правило, разные люди. Обычно это люди, недовольные старым порядком, но не очень четко представляющие себе, каким образом должно выглядеть государство после окончания революционных событий. События английской, французской и российской революций может быть охарактеризовано как радикализация. В ходе революционных событий рано или поздно произойдет объединение сил, консолидация. После определения таких сторон, лагерей может начаться процесс, который известен как Гражданская война.

С точки зрения современной политологии гражданской войной называется конфликт, в рамках которого погибло не меньше 1000 человек. Второе условие, которое необходимо выполнить для того, чтобы война была признана гражданской, – это наличие разных территорий. Если конфликт происходит на территории, где есть представители одной и другой стороны, то гражданской войной это назвать уже нельзя. Необходимо, чтобы территория страны оказалась поделена между сторонниками разных лагерей.

Если рассматривать Гражданскую войну в Испании (1936–1939) или Гражданскую войну Севера и Юга в США (1861–1865) (рис. 7), то мы заметим, что территории этих стран четко делятся на занятые представителями одного лагеря и представителями противоположного лагеря. На протяжении всех 3 лет ведения Гражданской войны в Испании силы франкистов теснили сторонников народного фронта. Война завершилась взятием Мадрида и входом фашистских войск в столицу Испании.

Гражданская война Севера и Юга в США (1861–1865)

Рис. 7. Гражданская война Севера и Юга в США (1861–1865) (Источник)

Война Севера и Юга в США была сопротивлением сторонников старого режима, который олицетворяли штаты, вошедшие в состав Конфедерации (южные штаты), и нового режима, без рабства, с более прогрессивным развитием экономики, с иными представлениями о тех социальных группах, которые допущены до власти.

Если рассматривать Гражданскую войну в России (1917–1922), то до момента начала войны революция в России развивалась по восходящей. На пике революции обычно начинается Гражданская война. Если революция не гаснет в течение 4–5 месяцев, то начинается Гражданская война. Английская революция перешла в фазу Гражданской войны почти сразу после начала, после того как король бежал на север и призвал верные ему войска шотландцев принять участие в войне против парламента. Во Франции отдельно о Гражданской войне мы не можем говорить, хотя некоторые восстания и действия историки считают характерными для Гражданской войны. Момент накала, пика революции становится тем самым моментом, когда происходит переоценка ценностей. Многие люди начинают понимать, что сохранение жизни, благосостояния возможно только в том случае, если эти радикальные события пойдут на спад. Начинается новая фаза – фаза контрреволюции (когда революция идет на спад).

Что необходимо для того, чтобы начался спад революции?

В первую очередь необходимо, чтобы определились те социальные группы, для которых выгоднее завершение революции, нежели ее продолжение. Очень часто толчковым моментом становится формирование вооруженных сил, которые официально воплощают определенные политические цели и интересы. В США толчком стало формирование отрядов минитменов (рис. 8) (в переводе это люди, которые должны быть готовы за минуту, ополченцы, из которых впоследствии выросла национальная гвардия США). Например, Гражданская война в Китае была связана с формированием в 1920-е годы специальных военизированных отрядов коммунистов. Тогда они получили название Народно-освободительная армия Китая и под таким названием существуют до сегодняшнего дня.

Минитмены

Рис. 8. Минитмены (Источник)

Фаза контрреволюции интересна мирному населению. Они согласны отказаться от завоеваний революции для того, чтобы обеспечить социальный мир. Здесь важнее не конфликт, а компромисс, который должен быть достигнут в обществе. Договариваться сторонам рано или поздно придется, ведь революция не может идти слишком долго, это ведет к огромным потерям и экономическому упадку. Однако с психологической точки зрения сделать это бывает очень сложно. Как правило, нужна какая-то политическая фигура, которая готова взять на себя ответственность за совершение революции и выступить олицетворением примирения сторон. Контрреволюция может закончиться таким явлением, как диктатура. Она будет рассматриваться как своеобразная попытка на пути к компромиссу. В том случае, если диктатор умрет или власть будет изменена другим образом (например, после смерти диктатора Франко в Испании закончилась Гражданская война), диктатор будет рассматриваться как своеобразный вариант разрешения конфликта. Насколько будет успешным разрешение этих противоречий, зависит от самого диктатора. Если он окажется достаточно мудрым, то будет способствовать компромиссу.

Для того чтобы Гражданская война завершилась, необходимо соблюдение очень важного условия. Стороны должны взаимно отказаться от претензий друг к другу. Только это может обеспечить подобие социального мира. Когда пала диктатура Пол Пота (рис. 9) в Камбодже и был создан международный трибунал, оказалось, что сами камбоджийцы не готовы судить всех тех, кто принимал участие в расправе над мирными жителями. Трибунал занимался делами самых высокопоставленных камбоджийских чиновников эпохи диктатуры Пол Пота. Все остальные были отпущены, и им было предложено найти свое место в новом обществе.

Пол Пот

Рис. 9. Пол Пот (Источник)

После окончания боевых действий и самой революции начинается процесс долгого «убирания следов» революции и гражданской войны. Если мы обратимся к опыту Испании, то там война 1936–1939 гг. закончилась диктатурой Франко, и эта диктатура стояла у власти 36 лет, до самой смерти диктатора в 1975 году. В годы диктатуры Франко в Испании был возведен огромный мемориал Долина Павших (рис. 10), который должен был стать памятником всем погибшим в Гражданской войне.

Долина Павших

Рис. 10. Долина Павших (Источник)

Такая же трагедия возникла и в России после окончания Гражданской войны. В 1922 году война была закончена и было объявлено о завершении военных действий, но вот социальные последствия революции и Гражданской войны испытывали на себе и переживали еще многие поколения.

 

Список литературы

  1. Арисменди Р. Проблемы латиноамериканской революции. – М.: Прогресс, 1964.
  2. Булгаков М. «Белая гвардия».
  3. Куропятник Г.П. Вторая американская революция. – М., 1961.
  4. Маль К.М. Гражданская война в США 1861–1865.
  5. Поршнев Б.Ф. В.И. Ленин о ранних буржуазных революциях. // Новая и новейшая история, 1960, № 2.
  6. Тарасов А.Н. Этапы революционного процесса // Россия XXI, 1995, № 11–12.
  7. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789–1848. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  8. Фадеев А. «Разгром».
  9. Фроянов И.Я. Октябрь Семнадцатого (Глядя из настоящего)
  10. Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Historichka.ru (Источник). 
  2. Veter-stranstvii.ru (Источник). 
  3. Encyclopaedia-russia.ru (Источник). 
  4. Biofile.ru (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Какие вы можете выделить основные причины революций?
  2. Расскажите, какие цели ставят перед собой участники революций.
  3. Перечислите этапы социальных революций.
  4. В чем схожесть французской революции 1789–1794 гг. и двух российских революций, 1905–1907 гг. и 1917 гг.?