Биография Виктора Драгунского
Биография – от греческого «жизнеописание», то есть изложение наиболее значительных фактов чьей-либо жизни.
Виктор Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке в семье эмигрантов из России (рис. 1).
Рис. 1. Виктор Драгунский с мамой (Источник)
Но в 1914 году семья вернулась обратно в Россию и осела в Гомеле, где и прошло его детство.
В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. Однако он не сразу стал писателем. После окончания школы Драгунский работал токарем на заводе, шорником, лодочником, бакенщиком.
С 1931 по 1936 годы учился актёрскому мастерству в литературно-театральных мастерских (рис. 2).
Рис. 2. Литературно-театральная мастерская А. Дикого (Источник)
С 1935 года началась актёрская биография Драгунского. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром «Синяя птичка» (рис. 3).
Рис. 3. Эстрадный коллектив «Синяя птичка» (Источник)
Его коллектив мгновенно прославился. А ещё Виктор Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках. Был он также рыжим клоуном в лохматом парике в цирке на Цветном бульваре (рис. 4).
Рис. 4. Виктор Драгунский (Источник)
А клоуном быть очень трудно, ведь он должен уметь и фокусы показывать, и сальто делать, и по канату ходить, и танцевать, и петь, и с животными уметь общаться. Виктор Драгунский всё это умел.
Во время Великой отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами.
Рис. 5. В.Ю. Драгунский (Источник)
Всего 58 лет отмерила ему судьба. Драгунский прожил одну, но на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве.
Когда у Виктора Драгунского родился сын Денис, с ним начали случаться всякие смешные истории (рис. 6).
Рис. 6. Виктор Драгунский с сыном (Источник)
Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы» (рис. 7).
Рис. 7. Обложка книги «Денискины рассказы» (Источник)
Первые рассказы о Дениске были опубликованы в журнале «Мурзилка» в 1959 году (рис. 8).
Рис. 8. Журнал «Мурзилка» (май 1959 г.) (Источник)
А первая книжка из шестнадцати рассказов вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится» (рис. 9).
Рис. 9. Обложка книги «Он живой и светится» (Источник)
Денискиных приключений становилось всё больше и больше. Всего было написано около девяноста весёлых рассказов (рис. 10). Эти рассказы принесли писателю заслуженную славу.
Рис. 10. Иллюстрация к рассказу Драгунского «Ровно 25 кило» (Источник)
Отец в этих рассказах – сам Виктор Юзефович, а Дениска – его сын, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором. В нём уже трудно найти черты прежнего мальчишки, который мог самозабвенно полюбить девочку на шаре и врать про пожар во флигеле (рис. 11).
Рис. 11. Денис Викторович Драгунский (Источник)
В рассказах Драгунского светлые, нежные чувства всегда одерживают победу над плоской и тяжеловесной житейщиной.
«Денискины рассказы» хороши не только потому, что с необыкновенной точностью передают психологию ребёнка, но и потому, что в них отразилось светлое восприятие мира. В центре рассказов стоит пытливый и деятельный Дениска и его друг (мечтательный, медлительный Мишка) (рис. 12).
Рис. 12. Дениска и Мишка (Источник)
Книги Драгунского читают не только в России, но и на Украине, и в Молдавии, и в Узбекистане, и в Азербайджане, и в Норвегии, и в Чехии, и в Германии, и даже в Японии.
Если вам вдруг станет грустно, читайте «Денискины рассказы».
Словарная работа
Прежде чем начать читать рассказ, разберёмся с трудными словами, встречающимися в нём.
Прочитайте слово сначала плавно, по слогам, а затем слитно:
До-мо-уп-рав-ле-ние
Домоуправление – в этом слове спрятаны слова дом и управление.
Домоуправление – это организация, которая управляет домами.
Поставить на попа – в лесоводстве это означает поставить в вертикальном положении.
Значение любого слова можно узнать в словаре. За помощью следует обратиться к толковому словарю (рис. 13).
Рис. 13. Толковый словарь В.И. Даля (Источник)
Посмотрим значение некоторых слов в Толковом словаре В.И. Даля:
Обломаешь шпиц – у слова шпиц есть два значения:
1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.
2. устаревшее слово, то же, что и шпиль – острый кончик верхушки.
Прочитайте по слогам:
За-ак-ти-ро-вать
А теперь слитно, целым словом:
Заактировать – составить акт.
Чтение и анализ рассказа «Заколдованная буква»
Почитайте рассказ Виктора Драгунского (рис. 14).
Рис. 14. Обложка книги «Заколдованная буква» (Источник)
Заколдованная буква
Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. Вдруг во двор въехал грузовик. А на нем лежит елка. Мы побежали за машиной. Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. Они кричали друг на друга:
– Легче! Давай заноси! Правея! Левея! Становь ее на попа! Легче, а то весь шпиц обломаешь.
И когда выгрузили, шофер сказал:
– Теперь надо эту елку заактировать, – и ушел.
А мы остались возле елки (рис. 15).
Рис. 15. Иллюстрация к рассказу «Заколдованная буква» (Источник)
События происходят на улице, во дворе. Главными героями являются Дениска, Алёнка и Мишка. Во двор привезли ёлку.
Внимание привлекает разговор шофёра и дворника. Вспомните, какие они произносят слова: левея, правея. Их речь неправильная, потому что правильно говорить левее, правее, ставь. Эти герои говорят неправильно, потому что, очевидно, они плохо учились в школе.
Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:
– Смотрите, а на елке сыски висят.
«Сыски»! Это она неправильно сказала! Мы с Мишкой так и покатились. Мы смеялись с ним оба одинаково, но потом Мишка стал смеяться громче, чтоб меня пересмеять.
Ну, я немножко поднажал, чтобы он не думал, что я сдаюсь. Мишка держался руками за живот, как будто ему очень больно, и кричал:
– Ой, умру от смеха! Сыски!
А я, конечно, поддавал жару:
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Хаха-ха (рис. 16)!
Рис. 16. Дениска и Мишка смеются над Алёнкой (Источник)
Потом Мишка упал в обморок и застонал:
– Ах, мне плохо! Сыски…
И стал икать:
– Ик!.. Сыски. Ик! Ик! Умру от смеха! Ик!
Тогда я схватил горсть снега и стал прикладывать его себе ко лбу, как будто у меня началось уже воспаление мозга и я сошел с ума. Я орал:
– Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски.
У Аленки нижняя губа скривилась так, что полезла за ухо.
– Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
Мишка сказал:
– Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки! Я даже петь могу:
Ох, хыхечка зеленая,
Боюся уколюся я.
Но Аленка как закричит. Одна громче нас двоих:
– Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
А Мишка:
– Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай реветь. Только и слышно: «Сыски!» – «Хыхки!» – «Сыски!».
В этой части рассказа говорится о том, как Алёнка увидела шишки и неправильно произнесла это слово. Но и Мишка, как оказалось, тоже произнёс это слово неправильно.
Глядя на них, я так хохотал, что даже проголодался. Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:
– Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!
Вот и всё! (рис. 17)
Рис. 17. Иллюстрация к рассказу «Заколдованная буква» (Источник)
Читатель не предполагал, что так развернутся события, ведь Дениска тоже не смог правильно сказать это слово. Мишка и Алёнка плакали, потому что старались произнести это слово, но у них не получилось. У всех троих одна и та же проблема – выпали зубы.
Так как понятно, что у детей меняются молочные зубы на коренные, можно сделать вывод, что они дошкольники.
Произведение «Заколдованная буква» – рассказ. Рассказы бывают научные и художественные. Этот рассказ художественный, потому что в нём есть сюжет и сюжетная линия.
Виктор Драгунский пишет весёлые рассказы. Этот весёлый рассказ учит тому, что не надо смеяться над другими, ведь и у вас тоже может что-то не получаться.
Возьмите в библиотеке другие рассказы Виктора Драгунского и прочитайте их.
Список литературы
1. Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
2. Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
3. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
4. Кубасова О.В. Литературное чтение: Тесты: 2 класс. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт sch1sev.ucoz.org (Источник)
2. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (Источник)
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru (Источник)
Домашнее задание
1. Рассказать, как у Виктора Драгунского появилась идея создать цикл «Денискины рассказы».
2. Прочитать рассказ «Заколдованная буква» с родителями по ролям.
3. Взять книжку с рассказами Драгунского в библиотеке и прочитать несколько из них.