Классы
Предметы

И.Дик «В дебрях Кара-Бумбы». Глава "Удар сабли". Продолжение

На этом уроке вы продолжите знакомство с творчеством Иосифа Дика, с его произведением «В дебрях Кара-Бумбы», прочитаете продолжение главы «Удар сабли», рассмотрите интересные моменты повести.

Мальчишки на Оке

Юные путешественники самостоятельно отправляются в деревню. Узнаем, что же их там ждёт.

На маленькой станции после вагонного грохота нас оглушила тишина (рис. 1).

Железнодорожная станция

Рис. 1. Железнодорожная станция (Источник)

Над водонапорной башней стаями кружили ласточки. На крыше полуразрушенной церкви у самой колокольни примостилась тоненькая березка. Около платформы, мелко переступая ногами, паслась стреноженная лошадь (рис. 2).

Лошадь

Рис. 2. Лошадь (Источник)

Треножить – связывать путами (верёвками) обе передние ноги с одной задней или только передние. Это делается для того, чтобы лошадь не ушла далеко от места выпаса, не убежала.

Конечно, ни на какую прошлогоднюю дачу в деревню мы не пошли (рис. 3).

Дача в деревне

Рис. 3. Дача в деревне (Источник)

Долой кабальные условия Тины Львовны и да здравствует наша любимая Ока!

Кабальные условия (от слова кабала) – полная, почти рабская зависимость. В этом произведении ребята зависят от мам.

На песчаном пляже, на котором мы загорали в прошлом году, мы быстро разделись и бросились в воду (рис. 4).
Река

Рис. 4. Река (Источник)

Это были блаженные минуты. Мы бегали друг за другом, ныряли, кувыркались, делали стойки под водой и, сносимые течением, падали на спину.
В спокойной воде, будто в чуть потемневшем от времени зеркале, отражалась чайка. <…>

Маленький буксирный катеришко, весь чумазый от копоти, словно ком снега, катил перед собой пенный вал (рис. 5).

Катер

Рис. 5. Катер (Источник)

А потом мимо нас прошла широкая баржа-самоходка, на которой стояли новенькие грузовики, и мы, лежа на спинах, покачались на ее волнах.

Ребята нарушили договор с мамами. Вместо дачи они отправились на Оку, но они счастливы и свободны.

Незнакомец

И вдруг, выбравшись на берег, мы увидели на песке какого-то смешного дядьку. Он сидел, по-турецки сложив ноги, перед маленьким зеркальцем и брился. Побрившись, он смыл с лица остатки пены и вытащил из рюкзака диковинную трубку. Она была сделана в виде человеческой головы с крючковатым носом и остренькой бородой. Серебряная чалма-крышка приподнималась, и под нее закладывался табак.
      Ходил незнакомец по пляжу, словно дикарь: в набедренной повязке из двух тряпочек, спереди и сзади. На вид ему было, лет двадцать пять-двадцать семь.
      Мы стали на него поглядывать. Вскоре он подсел к нам.
      – Ну как, сеньоры, облучаемся? – улыбнувшись, спросил он.
      – Да вроде бы, – ответил я.
      – А простите за любопытство, вы из Москвы или здешние?
      – Из Москвы, – ответил Лешка. – А вы откуда?
      – Я здешний. У меня тут дворец, – улыбнувшись, сказал незнакомец. – Вон видите, он стоит на том берегу, окруженный олеандровыми рощами?

Олеандр – южный вечнозелёный кустарник с удлинёнными кожистыми листьями и с красными, розовыми или белыми цветками (рис. 6).

Олеандр

Рис. 6. Олеандр (Источник

На той стороне реки мы увидели только одну-единственную копну сена, окруженную кустами ивняка.
      – Впрочем, я шучу. Я тоже сюда только вчера приехал. А вы надолго на природу?
      – Всего на два дня, – вздохнул я.
      Я лежал на песке и видел, как из нашего берега, который широкими ступенями сходил к воде, вылетали ласточки. Там, видимо в песке, были гнезда. Почти рядом с нами в смешанном леске, будто человек, вызывающий другого человека на тайную встречу, тихо и осторожно посвистывала какая-то птичка. Над нами задумчиво шелестела листьями старая черемуха
(рис. 7).

Черёмуха

Рис. 7. Черёмуха (Источник

Запахи сухого, будто пыльного, валежника, и мокрого тальника, лежащего кучами на берегу, и черной смородины, и татарского лука с сиреневыми цветочками, и душный запах песка, и свежий запах реки - все это улавливалось моими ноздрями, и в душе рождалось необычайное чувство счастья. Какая здесь благодать!
      – А почему же только на два дня?
      – Мамы… – сказал Лешка и развел руками.
      – М-да… Сочувствую, – понял нас незнакомец и на минуту задумался. – Тогда я считаю вот что: эти два дня у вас должны быть насыщены до предела. Хотите?
      – А чем мы будем заниматься? – спросил Лешка.
      – Сначала познакомимся, а потом устроим обед. У вас какие-нибудь продукты есть?
      – Есть, – кивнул я головой.
      – Вот и прекрасно, я тоже кое-что найду.

Попробуйте предположить, кто этот незнакомец и чем будут насыщены до предела два дня.

Новые знания

Владимир Сергеевич – так звали незнакомца – работал геологом в одной из поисковых партий в Сибири. Совсем недавно он приехал в Москву, в свое Геологическое управление, с какими-то интересными породами и, ожидая результатов лабораторных анализов, решил несколько свободных денечков провести за городом в… копне сена.
В рюкзаке у него лежали все пожитки: брюки, тапочки, рубашка-ковбойка, садовый нож с кривым лезвием и полбуханки белого хлеба, а кроме того, корень женьшеня
(рис. 8).

Корень женьшеня

Рис. 8. Корень женьшеня (Источник

Это был маленький ветвистый корешок желтого цвета. Высохший и сморщенный, он умещался на ладони и был очень похож на худенького человечка с ручками и ножками.
      Лешка взял его в руки и, осмотрев со всех сторон, спросил:
      – А чем он знаменит?
      – А ты разве о нем ничего не слыхал?
      – Слыхал, – ответил Лешка. – То ли его пьют, то ли едят. В общем, не знаю…
      – Ну и зря. Это ведь корень жизни по-китайски. И ценится он буквально на вес золота. Он, говорят, продлевает жизнь, прибавляет силы…

Цветок женьшеня

Рис. 9. Цветок женьшеня (Источник)

      – А зачем вам женьшень (рис. 9)? - спросил Лешка. – Вы же молодой…
      Владимир Сергеевич подкинул корешок на ладони и сказал:
      – Это мой талисман. Мне подарил его один мудрый человек, и я его должен беречь всю жизнь.

Талисман – это предмет, приносящий счастье, удачу.

 

  – А что будет, если вы его потеряете?
  – Потеряю сердце – так сказал мне мудрый человек.

Конечно, я почувствовал, это была шутка, но и мне почему-то захотелось иметь такой талисман.

Владимир Сергеевич оказался геологом, значит, он – настоящий изыскатель.

 

Незаметно пролетел час, другой, третий. У нас уже засосало под ложечкой.

Засосало под ложечкой – в нижней части груди между рёбрами – означает «захотелось есть».

 

Мы быстро собрали тальник, разожгли костер и, проткнув мои котлеты тонкой палкой, стали их подогревать над огнем, как на вертеле.

Тальник – небольшая ива, растущая по берегам рек, кустарник (рис. 10).

Тальник

Рис. 10. Тальник (Источник

Лешка вытащил из авоськи свои бутерброды и вареную курицу. Но Владимир Сергеевич порекомендовал оставить этот пищезапас на аварийный случай.
      Мы с Лешкой никак не могли предположить, какая может произойти авария, и поэтому с сожалением глядели на то, как Владимир Сергеевич решительно запихнул курицу обратно в Лешкину авоську.
      Однако мы все вместе не наелись нашими котлетами и бутербродами. Тогда Владимир Сергеевич собрал в реке ворох стрелолиста и испек в золе маленькие клубни, сорванные с корневищ.

Стрелолист – прибрежное растение (рис. 11).

Стрелолист

Рис. 11. Стрелолист (Источник

Вкус у них был как у картошки. Потом он угостил нас корнями лопуха, и эти корни оказались ничуть не хуже сырой морковки (рис. 12).

Лопух

Рис. 12. Лопух (Источник

      Такой обед нам очень понравился.
      Потом Владимир Сергеевич черпнул какой-то консервной банкой воду из реки, бросил в банку для дезинфекции два кристаллика марганцовки и поставил чайник на костер. Ни чашек, ни ложек у нас не было, и поэтому, когда вода вскипела, чай мы по очереди сосали с помощью трубочек, сделанных из бузины.
      Пожалуй, из всех чаев, которые я когда-либо пивал, этот чай был самый вкусный.

От Владимира Сергеевича ребята узнали много полезной информации, которая может пригодиться им в путешествиях.

Остаёмся на ночлег

День уходил. Нам пора уже было думать о ночлеге. Но расставаться с рекой не хотелось. Я нашел в воде большую замшелую раковину с дюжиной налипших на нее ракушек и подумал, что это ее «дети». Оторвутся они когда-нибудь от своей матери и начнут самостоятельную жизнь. А когда? Через десять дней или через месяц?
      Я взял нашу консервную банку-«чайник», вложил в нее раковину и, полузасыпав ее песком, поставил в воду. Зайду еще сюда завтра, посмотрю. Если детишки отпадут, все мои будут. Из банки не вылезут.
      – Друзья, минуточку внимания! – сказал Владимир Сергеевич. – А куда вам торопиться? Ей-богу, оставайтесь ночевать у меня во дворце, а? Мы с вами проведем волшебную ночь. Над вашими головами будет сиять Большая Медведица
(рис. 13), я вам покажу Марс. И вообще живите тут хоть неделю!

Созвездие Медведицы

Рис. 13. Созвездие Медведицы (Источник)

      – Значит, с вами? – спросил я.
      – Со мной.
      – А мамы? – спросил Лешка. – Вдруг они приедут в деревню?
      – А что мамы? Пошлем им срочную телеграмму со станции, и дело с концом!
      – Я «за»! – тут же сказал я. – Будем ночевать в копне!
      Но Лешка колебался. Я знал: он представил себе, что будет твориться с его мамой, если она узнает, что он не в деревне.

      – Да ладно тебе, Лешка, ломать голову! – сказал я. – Остаемся, и баста! Идем на станцию!

Ребятам трудно не согласиться с их новым знакомым, но Лёшка колеблется.

Удар сабли

Мы долго думали, как написать нашим мамам, чтобы они поняли, что мы живы – здоровы, что добрались благополучно и что нас надо теперь искать в копне сена на Оке.
      – «Ищите на Оке», – шептал Лешка перед окном телеграфа. – «Целуем».
      – Нет, не подойдет, – говорил Владимир Сергеевич. Твоя мама может еще подумать: «Ищите в Оке»! Надо тут что-нибудь короткое и ясное. И чтобы приятное… А лучше всего просто написать: «Ура!» – и точка! – предложил Владимир Сергеевич. – И денег меньше платить, и все ясно! А?
      Мы согласились. Телеграмма вышла короткой, как удар сабли: «Ура!»
      И действительно, из этого слова можно было очень хорошо понять, что мы очень любим своих мам, которые не побоялись отпустить нас в дорогу, и что мы в восторге от нашей свободной жизни. Коротко и ясно!
      И никто из нас в эту минуту не предполагал, что этим «сабельным ударом» мы на много дней отсекли себе дорогу в Москву.

Как развивались события дальше, вы узнаете, если прочитаете повесть до конца.

 

Список литературы

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. «Литературное чтение» уч. для 3 кл. Часть 1, 2. – М. Просвещение, 2013.
  2. Кубасова О.В., Литературное чтение в 4 частях. – «Ассоциация XXI век», 2014.
  3. Кац Э.Э. Литературное чтение в 3-х частях. – «Астрель», 2014.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Modernlib.ru (Источник).             
  2. Kursoteka.ru (Источник).     
  3. Festival.1september.ru (Источник).  

 

Домашнее задание

  1. Как поступили ребята, приехав на место назначения?
  2. Что интересного и полезного узнали мальчики от нового знакомого?
  3. Прочитать повесть «В дебрях Кара-Бумбы» до конца.