Классы
Предметы

А.П. Чехов. «Человек в футляре»

Давайте подумаем, как получилось, что один человек, скромный учитель греческого языка, держит в руках всю гимназию и весь город.
Ведь Беликов ничего не делает, только «приходит и сидит»! 
Какой механизм используют такие люди, чтобы захватить власть? Как их остановить?

Символический образ Беликова в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»

В повести рассказывается о человеке, который надел на себя футляр и не хотел ни с кем общаться, он жил в закрытом мире (см. рис. 1).

Рис. 1. Т.Г. Гапоненко. «Человек в футляре»

Если в те времена в хорошую погоду он ходил в пальто и с зонтом, то сейчас он бы мыл фрукты, кипятил воду. В прошлом люди не так хорошо владели теорией микробов.

Мизофобия  (от др.-греч. μύσος – грязь, загрязнение, фобия – страх) –  навязчивый страх загрязнения либо заражения, стремление избежать соприкосновения с окружающими предметами.

Известна также как гермофобия (от англ. germ – микроб) – боязнь микробов, так как часто причиной боязни соприкосновения с предметами является боязнь попадания микробов, находящихся на их поверхности, на руки.

Некоторые известные личности страдали или страдают подобным расстройством. Среди них Никола Тесла, Говард Хьюз, Джоан Кроуфорд, Дональд Трамп, Кэмерон Диас, Хоуи Мэндел, Владимир Маяковский.

Чехов описал подобного человека. Люди бывают разные, в повести важна следующая мысль:

«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!                                                                       

А.П. Чехов

Механизмы захвата власти

Можно провести параллель с произведением Чуковского «Тараканище». Тараканище с усами запугал всех зверей, но прилетел воробей, в данном случае учитель истории и географии Коваленко, «клюнул» – и таракан исчез. Получается повтор сюжета для детей. Но важно понять, что используют люди, чтобы захватить власть. Например, на библиотечных полках будут стоять десятки биографий Гитлера, но будет ли в них ответ на вопрос: как такой человек, со специфической душой и наклонностями добрался до вершины власти? Есть какой-то механизм, но про него ничего не известно. Возьмем другой пример: появляется сильный сосед, здороваясь, он прихлопывает тебя по плечу, сначала легонько, но с каждым разом сильнее. Нужно ли пресекать подобное поведение? То же делает Беликов: он приходит и сидит. Эти люди заступают на нейтральную полосу.

«Было у него странное обыкновение – ходить по нашим квартирам. Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает. Посидит этак, молча, час-другой и уйдёт. Это называлось у него "поддерживать добрые отношения с товарищами", и, очевидно, ходить к нам и сидеть было для него тяжело, и ходил он к нам только потому, что считал это своею товарищескою обязанностью».

А.П. Чехов

Можно представить двух людей: у одного нейтральная полоса для разговора – полтора метра, а у другого – 50 сантиметров. И второй будет постоянно подходить. Это пользование приличиями. Но бездействия приводят к тому, что шлепки по плечу из якобы дружеских превращаются в унизительные. И в рассказе Беликову никто не запрещает приходить, так как это неприлично, все из одной гимназии. Нет общего алгоритма решения подобных вопросов, ситуации бывают разные.

Принципы постепенности в холокосте

Вернёмся к Германии и холокосту. Что делали немцы, когда завоёвывали страну? Они не сразу пленили и увозили евреев. Нацисты предлагали носить жёлтую звезду.

Жёлтая звезда, или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») – особый отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям Германии территории в период Холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.

Несколькими этапами немцы вытаскивали евреев из социума (см. рис. 2). Постепенно связи с обществом пропадали. Когда евреев увозили, уже никто не сопротивлялся.

Рис. 2. Трамвайный вагон «только для евреев». Варшава, октябрь 1940 г.

Принципы постепенности в информационной войне

Такой механизм действует часто. Вы можете почитать про эту технологию. В ней присутствовали идеи постепенности и «ползучести». Сначала человек соглашается с первым шагом, потом со вторым и уже не может отказаться и от последующих. Сейчас в Европе говорят, что Советский Союз делит ответственность за начало Второй мировой войны, и постепенно подводят к конечной цели – уравнению нацизма и коммунизма. Приведу следующую цитату:

Император России Александр I и Наполеон I Бонапарт c 1807 по 1811год были союзниками, а до и после этого смертельными врагами, ЗАХВАТНИЧЕСКИ ПОБЫВАЛИ В СТОЛИЦАХ ДРУГ ДРУГА.

Симона Ратто

«Моя первая книга вопросов и ответов», 2016 г.

Если бы это было написано в XIX веке, то возникло бы недоумение. Россия не вела захватническую войну, а отвечала на агрессию. Но прошло время, и цитата присутствует в наших изданных книгах.

Значение микрокультуры в мировой практике

Однажды президент Соединенных Штатов Барак Обама прилетел на Кубу и на глазах у большого количества людей хотел похлопать по плечу лидера Рауля Кастро, но кубинец сразу пресёк это и схватил его за руку (см. рис. 3).

Рис. 3. RT (Russia Today). Пресс-конференция Барака Обамы и Рауля Кастро на Кубе 22 марта 2016 г.

Для американцев хлопанье по плечу считается нормой, для кубинцев – неуважением.

Микрокультура Беликова в рассказе А.П Чехова «Человек в футляре»

Микрокультура Беликова действует в этом направлении (см. рис. 4).

Рис. 4. Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре»

Повесть оставила некоторые сомнения.

… однако же этот человечек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!                                                                       

А.П. Чехов

Это конечно преувеличение, весь город в страхе Беликов не держал, кто-то его мог и вовсе не знать. Читаем следующий абзац:

Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!

А.П. Чехов

Чехов хотел предупредить читателей, чтобы были бдительны.

Опыт внимательного чтения

В рассказе кроется одна странность. Учитель истории и географии Коваленко сбросил с лестницы Беликова. Коваленко говорит такую фразу:

Или он хохотал, хохотал до слез то басом, то тонкий писклявым голосом и спрашивал меня, разводя руками: – Шо он у меня сидить? Шо ему надо? Сидить и смотрить.   

А.П. Чехов

Коваленко из Украины и, может, потому сорвался на родной язык? Нет, это суржик.

Су́ржик (от названия суржик – «хлеб из муки смеси разных видов зерна, например пшеницы и ржи») – разговорный язык, включающий элементы украинского и русского языков, распространённый на Украине, а также в соседствующих с ней областях России и в Молдове.

На украинском языке фраза звучала бы по-другому. Учителю труда эта оплошность была простительна, но не историку.

Вывод следующий. Может быть, и сам Коваленко представляет угрозу. Представьте, появляется человек, который громко говорит и смеется, указывает, как жить. Такая интерпретация тоже имеет право на существование. Он может влиять на окружающих, необходимо вовремя поставить барьер. Я для себя понял следующее:

Человек – существо газообразное, заполняет весь предоставленный объём.

Барьер должны держать мы, а не те люди, которые пытаются давить. Мы должны об этом помнить, а Чехов нам в этом помогает.