Классы
Предметы

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»

«Медный всадник». Многие критики называют эту повесть одной из самых глубоких, смелых и совершенных творений Александра Пушкина. Повесть завораживает и удивляет своей структурой: значительное торжественное введение, а эпилога нет. Умер мелкий человек, его «похоронили ради бога» и всё, конец произведения. Автор хотел возбудить размышления, идёт борьба между язычеством и христианством. Петр представляет язычество, Евгений – христианство. Сравнивается отношение к жизни великого человека и мелкого чиновника.

Противоречия задач государства и человека в классовом обществе неразрешимы.

Не соглашаешься со многими высказываниями и мнениями критиков, и возникает желание в произведение вникнуть. Если убрать введение, получится обыкновенная повесть.

Повесть – это небольшое произведение, основанное на документальном событии или связанное с ним.  

«Медный всадник» основан на документальном событии – наводнении (см. рис. 1).

Рис. 1. Петербургское наводнение 1824 г.

Во введении заключён замысел автора:

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася…

А.С. Пушкин. «Медный всадник». Введение

 

Возникает образ великого человека с его великими замыслами и возможностями. Все его идеи свершились. Есть другой человек с простыми и ясными потребностями, он живёт в узком мире, но у него ничего не получилось. Он сходит с ума, потому что погибает его возлюбленная. Это удар, герой её любил, строил планы, но они разрушились.

У великого человека тоже могут пойти крахом все планы. Пётр I – основатель российского флота. Он загубил большое количество людей, истратил много средств, чтобы возвести флот, который оказался непригоден. Судна были построены неправильно или сделаны из неподходящих пород деревьев, и всё сгнило. Но Пётр двигался дальше, не сдавался. Воспринимал невзгоды как вызов. Трудно найти человека, который так же бы повлиял на историю страны и нации.

Читателю Пушкин оставляет задачу и возбуждает в нём размышления. Каждый человек поймёт для себя, что ему ближе.

Произведение небольшое, но мы многое знаем о Петре и многое можем представить о «маленьком» человеке.

Как наводнение встречает Евгений?

Тогда, на площади Петровой,

Где дом в углу вознёсся новый,

Где над возвышенным крыльцом

С подъятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые,

На звере мраморном верхом,

Без шляпы, руки сжав крестом,

Сидел недвижный, страшно бледный

Евгений. Он страшился, бедный,

Не за себя. Он не слыхал,

Как подымался жадный вал,

Ему подошвы подмывая,

Как дождь ему в лицо хлестал,

Как ветер, буйно завывая,

С него и шляпу вдруг сорвал.

А.С. Пушкин. «Медный всадник»

 

Евгений сидит, скрестив руки, а кругом беда. Он же мог помочь, он здоровый молодой парень. От Параши герой отрезан, она на другом берегу, но пусть посмотрит вокруг и действует. Возьмём Петра Великого: есть мнение, что он умер от простуды. Заболел, когда спасал моряков, их шлюп сел на мель. Пётр увидел, что они тонут, подплыл на своём судне. Спасая людей, ему пришлось долго стоять в холодной воде, была осень. Он был активным человеком, а Евгений сидит, скрестив руки. Про Петра:

И, обращён к нему спиною,

В неколебимой вышине,

Над возмущенною Невою

Стоит с простёртою рукою

Кумир на бронзовом коне.

А.С. Пушкин. «Медный всадник»

 

Пётр все невзгоды встречал как вызов. Но и судьба у героев разная. У Петра великая, а Евгений неизвестно был ли вообще, «похоронили ради бога», то есть даром.

Про Евгения в произведении есть странные строки:

Прозванья нам его не нужно.

Хотя в минувши времена

Оно, быть может, и блистало

И под пером Карамзина

В родных преданьях прозвучало,

Но нынче светом и молвой,

оно забыто.

А.С. Пушкин. «Медный всадник»

 

Что это значит? Может, предки героя были известными людьми, но опустились до такого низкого чина и в генах осталась их бездеятельность. И их потомок так бессмысленно погиб, страдая от своих личных невзгод. Видим, что произошло с линией когда-то знатных людей.

Можно сказать, что Петру судьбой при рождении вручён императорский жезл. Но очень многое в руках самого человека (см. рис. 2).

Рис. 2. Поль Деларош. «Петр I»

Пётр не любил людей вялых и бездеятельных, но сразу помогал ярким.

Известна история о крепостном калмыке. Он показал свои знания на экзамене и дослужился до контр-адмирала. Повысил его Пётр.

Людей, которые строили флот, проявляли себя или показывали особое рвение, император также возвышал. Социальный лифт работал.

Все, о чём идет речь, Пушкин очень ёмко изложил в кратком произведении. Поэт говорил о Петре как о деятельном человеке, смелом и сильном. А другой герой совершенно «маленький» в своих мыслях. Что у каждого получилось, мы знаем.

Грустно думать о том, что у великого человека все получается, а у простого ничего. Вспоминается примиряющее стихотворение Тютчева.

Смотри, как на речном просторе,

По склону вновь оживших вод,

Во всеобъемлющее море

За льдиной льдина вслед плывёт.

 

На солнце ль радужно блистая,

Иль ночью в поздней темноте,

Но все, неизбежимо тая,

Они плывут к одной мете.

 

Все вместе – малые, большие,

Утратив прежний образ свой,

Все – безразличны, как стихия, –

Сольются с бездной роковой!..

 

О, нашей мысли обольщенье,

Ты, человеческое Я,

Не таково ль твоё значенье,

Не такова ль судьба твоя?

Ф.И. Тютчев

 

Все вместе – малые и большие. Если такая судьба, свою жизнь нужно использовать, а не ограничиваться маленьким мирком.

Конфликт интересов личности и государства в поэме «Медный всадник»

Можно думать и по-другому. Маленький человек подавлен царём, системой.

Евгений говорит про личное счастье, Пётр строит будущее для всех. Император успешен, когда он внутренне отождествляет себя со страной. Были и другие самодержцы, которые занимались больше личными делами. Николай II был занят своими семейными вопросами. Известно, что получилось и с ним, и с его семьёй.

Самодержавная власть жестока, но нужны люди, которые будут вести за собой страну. У них на первом месте не «я», а «мы». Когда оцениваем великих личностей, нужно об этом помнить.

Великий политик чувствует людей не сейчас, а сквозь время. Многие дела Петра I были просчитаны на 100–200 лет вперёд.

Построили Петербург, но ужасной ценой. Люди работали и гибли, но город стоит и является гордостью России. Тот политик, который не продумывает всё далеко наперёд и не может жертвовать ради будущего, оказывается неудачником.

Такие произведения будоражат и направляют мысли в определённом направлении. Если говорить о поэме и её структуре, то приходит слово «пустота», вспоминаются японские стихи. В них остаётся домысливание и медитация.

На голой ветке

ворон сидит одиноко

Осенний вечер.

М. Басё. «Ворон»


Вот такая пустота. Только то, что можно увидеть. Возникают мысли об одиночестве, природе, отношении человека и природы.

В живописи также используют пустоту. Караваджо спрашивали, почему у него столько пустоты на картинах (см. рис. 3).

Рис. 3. Караваджо. «Мадонна с чётками»

Любое творение должно включать наш интерес и фантазию. Без нашего воображения художественного произведения нет.