Классы
Предметы

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Скука – исконный спутник «героя нашего времени». Все поступки Печорина исходят от желания себя занять. Его обаяние опасно для всех, с кем он встречается. Толстой напишет позже о своём герое Вронском: «Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска». Сами по себе происхождение и богатство дают только возможность интересной жизни, но не вкус к ней.

Психологический портрет Печорина

Название произведения вызывает любопытство. Автор берёт на себя смелость и нарекает Печорина «героем нашего времени».

Лермонтов пишет:

«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурён, а я вам скажу, что, ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? … Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал. Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить – это уж бог знает!»

Почему автор думает, что это портрет целого поколения? Он дворянин. Принадлежит к высшему сословию и поэтому считает, что государственные события сосредоточены в его окружении – элите. В стране, между тем, вершилась история: положено начало строительства железных дорог, появление купечества. Именно это повлияло на будущее России.

В наше время также присутствуют похожие заблуждения. Например, группа людей обсуждает статьи или книги, которые ими написаны, а потом принимает это за единственную возможную действительность, игнорируя то, что происходит в мире. Но, с другой стороны, это даёт потенциал творчеству, и создаются великие произведения.

Лермонтов сам осуждает Печорина. Но личность героя обаятельна, в нём присутствует загадка, она и увлекает читателя. Характер Печорина состоит из противоположностей и интересно, что скрыто между ними. Таким людям многое в жизни дано. Герой богат, обаятелен и красив, умеет вести себя в обществе и понимает людей, но у него нет вкуса к жизни (см. рис. 1).

Рис. 1. Д.А. Шмаринов. «Печорин на диване»

Печорин – преступник, он крадёт Бэлу и насильно удерживает её. Печорин развратил подростка, сначала предложил ему украсть овцу из стада отца и заплатил ему деньги. А потом пятнадцатилетний юноша похищает и продаёт сестру. Нарушены законы морали и права. Затем Печорин заключает пари на обладание Бэлой. Он добивается взаимности, шантажируя девушку. Вот такой портрет «героя нашего времени». Зачем это читать? Есть такие люди, они встречаются, и я научился их различать. Скука иногда охватывает многих людей. Но Печорин скучает постоянно.

«Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким».

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Мы часто слышим, что только удача даёт возможность человеку проявить себя. «Я стал читать, учиться – науки также надоели». Науки могут надоесть только в том случае, если человек по ним поверхностно скользит.

Скука – следствие неумения во что-то вникнуть. В словарях написано, что веселье и радость – антонимы скуки, но её противоположность – способность удивляться или увлекаться. У Печорина нет этих инструментов. Он владеет многим, но у него нет элементарных умений, например плавать.

Критики присваивают Печорину заслугу в том, что в Тамани он отважно вступил в схватку и одержал победу. Но над кем? Над восемнадцатилетней девушкой? Просто сбросил её. Вот и все успехи героя. Лермонтов, видимо, иронизирует над таким смелым мужчиной.

Без увлечений и высоких целей не может быть человека. Легко достижимая цель не интересна. Есть выражение: «Ничто так не портит цель, как точное попадание».

Аристократы уже рождались с достижениями – у них было всё. Нужно только научиться танцевать да говорить по-французски. Такая поверхностная жизнь и приводила людей в изумление. Делать было нечего – всё достигнуто. Не было высокой цели, их не научили быть глубоко любопытными.

Вронский из произведения «Анна Каренина» похож на героя.

«Вронский между тем, несмотря на полное осуществление того, чего он желал так долго, не был вполне счастлив. Он скоро почувствовал, что осуществление его желания доставило ему только песчинку из той горы счастия, которой он ожидал. Это осуществление показало ему ту вечную ошибку, которую делают люди, представляя себе счастие осуществлением желания. Первое время после того, как он соединился с нею и надел штатское платье, он почувствовал всю прелесть свободы вообще, которой он не знал прежде, и свободы любви, и был доволен, но недолго. Он скоро почувствовал, что в душе его поднялись желания желаний, тоска. Независимо от своей воли он стал хвататься за каждый мимолетный каприз, принимая его за желание и цель».

Л.Н. Толстой. «Анна Каренина»

Важная фраза: «стал хвататься за каждый мимолетный каприз, принимая его за желание и цель». Это наблюдается. Печорин не доводит дела до конца. Поучился, но науки надоели, карьеру прекращает, любовь быстро проходит, не заканчивает он и литературные записки. Человеку не дано любопытства, которое постепенно формирует высокие цели.

В наше время эта проблема актуальна. Мы часто слышим о золотой молодёжи, о том, какие глупости творят дети обеспеченных родителей. Это тоже скука и поиск приключений.

Отношение Печорина к Бэле. Он овладел ею и заскучал. Он не понял культуру и глубину возможной связи между аристократом и этой девушкой. У него нет привычки углубляться в проблему.

Светски неопытному человеку, такому как Максим Максимыч, может показаться, что Печорин всегда добивается своего (см. рис. 2).

Рис. 2. В.А. Поляков. «Максим Максимыч»

Максим Максимыч говорит, что есть люди, которым невозможно отказать, всегда с ними соглашаешься – таков Печорин.

Может, человек всего добивается, потому что ставит перед собой легкодостижимые цели? Печорин не идёт по краю своих возможностей и не вникает.

Предельные цели не всегда достижимы, но важно то, как свою неудачу человек превратит в силу своего характера. А человек, который всегда достигает своих целей, боится ставить задачи выше своих возможностей.

Печорин опасен, несмотря на то что обаятелен и увлекает. Живой жизни в герое почти нет, потому он и скучает. Печорин стремится к людям, у которых есть душевная сила.

Сам герой говорит:

«Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Лучше от таких людей держаться подальше, но их не так просто распознать.

Блок в поэме «Возмездие» сказал:

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

… С тобой пришли чуме на смену

Нейрастения, скука, сплин…

 

Человечество достигло того, что опасностей немного. Внешние угрозы переросли во внутренние, отсюда «нейрастения, скука, сплин». Хорошее описание такого состояния. Открывается дорога к наркотикам. Это одна из главных проблем современного общества. Беспокойства о выживании нет, а умение увлекаться не воспитано.

Максим Максимыч говорит: «Бывает, проведёшь год, а никого и не видишь, тут ещё и водка – всё, пропащий человек». А сейчас бы сказали – наркотики.

Почему Печорин всё разрушает, к чему ни прикоснётся, всё плохо кончается? Это вандализм. Осознанно или нет – герой крушит то, что есть. Он пытается восполнить свою душевную недостаточность. У вандалов играет зависть – они разрушают что-то красивое.

Если одни люди получают удовольствия от созерцания предметов искусства, то другие не могут наслаждаться этим, а потому разрушают, чтобы не досталось никому.

Печорин в рассказе «Тамань»

Отдельного внимания заслуживает рассказ «Тамань». Если в других частях романа Печорин – герой, то в этой образ его очеловечивается. В записках он смешон. Он победил девушку Ундину, русалку, а сам чуть не утонул, потому что плавать не умеет (см. рис. 3).

Рис. 3. Джон Уильям Уотерхаус. «Ундина»

«Признаюсь, я имею сильное предубеждение против всех слепых, кривых, глухих, немых, безногих, безруких, горбатых и проч. Я замечал, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою: как будто с потерею члена душа теряет какое-нибудь чувство».

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Этими строками Печорин себя охарактеризовал. Чаще мы просто не знаем, как себя вести с человеком, у которого есть какие-то недостатки. Но в этом и есть сила культуры – находить в физически неполноценных людях человеческое. С самого детства нужно учить культуре общения. Такое отношение Печорина показывает его примитивность. Яркое проявление желания избавиться от неполноценных людей – нацизм. Печорин представлен плохо воспитанным юнцом.

Художественные особенности романа «Герой нашего времени»

Лошадь предстаёт в рассказе как символ страсти, которую обуздывает всадник. Лошадь – архетип животных инстинктов. Главный конь Карагёз, в переводе его кличка означает «черноглазый», Бэла тоже черноглазая. Лермонтов даёт читателю отражения.

Когда начинается часть романа «Княжна Мери», читатель понимает, что рядом Пушкин. Цитата «Последняя туча рассеяна бурей» – из творчества Александра Сергеевича. А потом говорится, что Грушницкий не поэт. Вспомним: Ленский стрелялся с Онегиным. Ленский был поэтом. Эти противопоставления подчеркивают аналогию. Онегин и Ленский, Печорин и Грушницкий. Такая же дуэль с восторженным юнцом и тоже убийство противника. Но Онегин не пытался что-то уладить, а Печорин проявляет благородство, даёт возможность предотвратить дуэль. Аналогия героев проводится с начала произведения. На севере есть две большие реки: Онега и Печора. Реки впадают в Северный Ледовитый океан, то есть текут на север, к холоду (см. рис. 4).

Рис. 4. Расположение рек Онега и Печора на карте

Выводы

Это первый психологический роман. Рассказ о потерянных людях. Герой не знает, чем заменить стремление жить лучше. У него всё хорошо, всё есть, а что делать дальше – непонятно.

Лермонтов говорит, почему он написал этот роман:

«История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал её своим друзьям».

М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Красоваться можно и перед самим собой. Человек не один. И даже если пишется дневник, он пишется для кого-то, пусть даже воображаемого. В этом смысле Руссо и Печорин близки. Преимущества у Печорина нет.

Скука порождает нервозность и раздражение, которое мы наблюдаем у Печорина. Он поэтому и пристаёт к остальным, пытаясь получить их жизненную силу.

Два состояния: выживание и увлечение. Мозг человека приспособлен к выживанию, и есть любопытство, которое способствует концентрации внимания. Мозг избыточен, он превосходит задачи повседневной жизни. Человечество создало такой комфорт, что проблемы выживания фактически нет. Но появились другие проблемы: «нейрастения, скука, сплин».

Лермонтов гениален, но чем увлекает Печорин? Такие люди могут завлекать, но глубоко они не интересны. Печорин умер где-то в Персии, ну и пусть.