Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Путь на Родину. М. Ю. Лермонтов. «Дубовый листок оторвался от ветки родимой…» Теория литературы: образ лирического героя

Тема родины в творчестве М.Ю. Лермонтова

Сквозная тема этого учебного года – путешествия. Путешествия во времени, пространстве, жизненные пути, дороги, которыми движутся литературные герои. Жанр путешествия изменился. Литература нового времени сконцентрирована на иных вещах, нежели средневековая. Сосредоточена на вымысле, в центре которой человеческая личность. Важно не то, что происходит вокруг человека, а то, что происходит с самим человеком. Любое путешествие – это форма, с помощью которой автор выявляет в герое внутреннее содержание. Особенно это касается лирики, в частности творчества Михаила Лермонтова (см. рис. 1).

Рис. 1. Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихи Лермонтова мы уже читали, о биографии частично говорили. Детство поэт провел у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии, потом была Москва, Петербург, высылка на Кавказ за стихотворение памяти Пушкина «Смерть поэта».

Что такое Кавказ для русского офицера в XIX веке? Это была чужбина – шла война. Ведь со своими не воюют, воюют с чужими. И в то же время это была родина, потому что Кавказ – часть Российской империи (см. рис. 2).

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов. «Перестрелка в горах Дагестана»

Это такая чужбина, которая одновременно является родиной, и это такая родина, которая является чужбиной. Не случайно в стихотворениях Лермонтова возникает один и тот же мотив – оторванности, двойственности. Поэт словно находится между родиной и чужбиной, между любовью и ненавистью, разлукой и встречей. Он находит следующие образы, чтобы рассказать о двойственности своей души:

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот, наконец, докатился до Черного моря.

 

У Черного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;

На ветвях зеленых качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы,

М.Ю. Лермонтов

Дубовый листок просит чинару принять его, а чинара отвечает:

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;По небу я ветви раскинула здесь на просторе,И корни мои умывает холодное море.

М.Ю. Лермонтов

Листок оторвался от родимой ветви, а чужая его не принимает. Это говорит не о внешних событиях, а о том, что происходит с самим поэтом. Давайте вспомним еще одно стихотворение:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

 

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

 

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

М.Ю. Лермонтов

Снова тема родины, которая чужбина. Все это запутано, и противоречие разрешить невозможно. Это сквозная тема лирики Лермонтова. Говорит ли поэт о тучах или дубовом листке, или о белеющем парусе одиноком – он говорит о самом себе, своей душе, страдании. Это его душа, как тучки, не может пристать ни к одному берегу, как листок, она оторвалась от ветки родимой, как парус, она зажата между небом и морем.

Теория литературы: образ лирического героя

Здесь мы должны ввести важное литературоведческое понятие. Поэт-лирик говорит о самом себе в условных образах. «Я» – от чьего имени написаны стихи – может принадлежать кому угодно. Но в действительности мы слышим отголоски самого поэта.

Лирический герой – образ в лирическом произведении, передающий мысли, чувства, эмоции автора, но не тождественный поэту.

Герой есть в эпической прозе и драматургии. Он действует внутри сюжета, на нем сюжет замкнут.

В лирическом произведении герой – это условный образ автора, условное «я», которое позволяет говорить в художественной форме. 

Лермонтов повествует от имени «дубового листка, оторвавшегося от ветки, родимой», «белеющего паруса», всякий раз он рассказывает о самом себе, о своем лирическом герое, условном «я», которое пронизывает все его творчество насквозь и объединяет разные сюжеты (см. рис. 3).

Рис. 3. Автопортрет М.Ю. Лермонтова (1837–1838 гг.)

Домашнее задание

Углубить ваше представление о лирическом герое поможет статья В.Е. Красовского. Можно ли говорить о лирическом герое в эпических произведениях?

Послушайте стихотворения М.Ю. Лермонтова в исполнении российских актеров:

Предлагаем другие уроки нашего проекта, посвященные творчеству М.Ю. Лермонтова: