Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

А.С. Пушкин. «Медный всадник»

Сюжет Словарь

 

Введение

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Произведение и эпоха

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник» была написана в первой половине XIX века. Устаревшие явления и предметы станут понятны, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

Проблематика

В центре авторского внимания конфликт личности, отдельной человеческой судьбы и власти. С точки зрения Пушкина, это трагическое, неразрешимое противоречие. Также в поэме поднимается проблема бунта – как народного (его метафорой является вышедшая из берегов Нева), так и дворянского, который олицетворяет Евгений. Мы видим интерес автора к русской истории, размышления Пушкина о национальной судьбе. Нельзя не отметить глобальные конфликты: человека и природы, культуры и стихии.

Сюжет и композиция

Сюжет поэмы, на первый взгляд, прост: бедный чиновник во время наводнения теряет возлюбленную, сойдя с ума, оказывается вне социальной лестницы, скитается по городу год, а потом вступает в разговор со статуей Петра Первого. Но это кажущаяся простота. Если смотреть глубже, то можно понять, что главный герой, терзаемый тайной злобой, решается на бунт против основателя Петербурга и словно обвиняет его в своём несчастье. После этого герой погибает, а его хоронят на острове, напоминающем остров Голодай, где покоятся тела казнённых декабристов.

С точки зрения композиции очень важен повтор, практически дословный, описания памятника Петру Первому – «Медного всадника». В первой части мы видим статую, возвышающуюся над наводнением, и во второй части герой (уже безумный), как в дурном сне, снова оказывается рядом с ней – и памятник описывается теми же словами. Словно неведомая сила влечёт героя по заколдованному кругу к одному и тому же месту – где находится тот, кто «Россию поднял на дыбы».

Персонажи

В центре внимания бедный молодой чиновник Евгений. Потомок знатного обедневшего рода (здесь важно имя: «Евгений» значит «благородный»), герой тем не менее не вспоминает о славе предков, не вынашивает честолюбивых карьерных планов, а мечтает о спокойной семейной жизни. Наводнение рушит его планы, отбирает возлюбленную. Герой сходит с ума, бродит по городу, поддавшись смутным видениям, и в конце концов погибает.

Пётр Первый представлен в поэме двойственно: во вступлении это основатель города, великий реформатор, дерзновенный победитель природы. Во второй части поэмы – символ власти и могущества, запечатлённый в статуе: «истукан», «кумир на бронзовом коне», преследующий непокорного Евгения.

Отдельным персонажем можно считать Неву – водную стихию, символически олицетворяющую восставшую природу и разъярённую народную массу. Похожее описание «грабежа» и разбоя мы найдём потом в «Капитанской дочке» в картинах пугачёвского бунта.

Жанр

Перед нами поэма, лиро-эпическое произведение с сюжетом и прямыми авторскими размышлениями. Мы встречаем их, например, во вступлении. Важно пушкинское уточнение жанра: петербургская повесть. То есть произведение основано на реальном событии, которое произошло (и могло произойти!) в конкретном, уникальном пространстве.

Художественные приёмы

Проблематика поэмы поддерживается системой повторяющихся мотивов: вода, гнев, грабёж, бунт, кумир, истукан. Все эти образы, как вы увидите, имеют символический смысл.

Дополнительные материалы по тексту

Поэма, не напечатанная при жизни Пушкина из-за остроты поднятых проблем (в частности, о взаимоотношениях личности и власти), породила множество трактовок как критиками XIX столетия, так и учёными впоследствии. Предлагаем вам различные интерпретации произведения. Эти материалы помогут вам для ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Вот несколько ссылок на интересные лекции о поэме.

Видео с сайта Interneturok.ru

Лекция С. Фёдорова из цикла  «Петербургские перекрёстки» (Интересный рассказ о поэме плюс экскурсия по Петербургу.)

Передача из цикла «Лекции по русской литературе» (канал «Культура»), лектор - Д. Бак (Поэма ставится в контекст размышлений Пушкина о русской  истории, проводится  сопоставление с «Борисом Годуновым».)

Дискуссионная передача «Игра в бисер» (Особое внимание обратите на реплики А. Ранчина.)

Лекция П. Спиваковского «Иллюзии "Медного всадника"» (Рассказ о важных деталях, укрытых от глаз.)

Увидеть, как атмосфера поэмы воссоздаётся в живописных образах, вы сможете, если откроете вкладку Отражение в искусстве.

Наши рекомендации

Если вам интересно, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, вступая в творческий диалог с Пушкиным, посмотрите раздел Сквозные темы. Если вам понравился «Медный всадник» и вы бы с удовольствием прочитали что-то похожее по стилю и атмосфере, посмотрите вкладку Настроение.

Если хотите поразмышлять о проблемах, которые поднимает автор и которые волнуют человечество на протяжении веков, загляните в Вопросы для дискуссии.

Вспомнить о всех событиях, описанных в произведении, вы можете с помощью Краткого содержания, хотя объём текста совсем небольшой и мы, конечно, рекомендуем знакомиться с полным произведением. Послушать текст в прекрасном актёрском исполнении вы можете здесь.

Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!