Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

«Слово о полку Игореве»

Неудачный поход как основа выдающегося произведения древнерусской словесности «Слово о полку Игореве»

Период древнерусской словесности, начавшийся сразу после крещения Руси, исчерпывает себя с появлением Петра I, когда начинается новый период в истории России (см. рис. 1).

Рис. 1. Границы периода древнерусской словесности

На примере древнерусского произведения «Слово о полку Игореве», рассмотрим, как действовали правила литературного творчества, о которых мы говорили на прошлом занятии.  

В 1185 году правитель Новгород-Северского княжества Игорь отправился в поход на половцев. Поход был неудачный, князь попал в плен. В Ипатьевской летописи о событии изложено следующее.

«Игорь Святославович, внук Олегов, выступил из Новгорода в месяце апреле, в двадцать третий день, во вторник, позвав с собой брата Всеволода из Трубчевска и Святослава, своего племянника из Рыльска и Владимира, своего сына из Путивля… Двинулись медленно, на раскормленных конях, собирая войско. Когда подошли они к реке в вечерний час, Игорь увидел, что солнце стоит, будто месяц. И сказал он боярам и дружине своей: “Что значит знамение это?”. Посмотрели они и понурили головы, сказали: “Князь наш, не сулит нам добра это знамение”» (см. рис. 2).

Рис. 2. Н. Рерих «Поход князя Игоря» (Русский музей, 1942)

Таких историй много у каждого народа, но в конце XII века неизвестный монах написал об этом литературное произведение и превратил неудачу в великое событие в истории культуры.

История открытия «Слова о полку Игореве»

До конца XVIII века об этом произведении никто не ведал. Древнерусская культура стала предметом общего интереса поздно. Александр Пушкин, например, ничего не знал об иконописце Андрее Рублеве. Русская икона как великое явление искусства была открыта лишь в начале ХХ века.

В конце XVIII века выдающийся коллекционер древнерусских рукописей Алексей Иванович Мусин-Пушкин (см. рис. 3) случайным образом у ярославского архимандрита купил собрание летописей.

Рис. 3. Иоганн Батист Лампи. Портрет графа А.И. Мусина-Пушкина

После прочтения рукописей Алексей Иванович понял, что у него в руках великий памятник литературы. Он сделал из произведения два списка, один из которых попал к Екатерине Великой. В 1800 году Мусин-Пушкин издал книгу «Слово о полку Игореве». В 1812, когда в Москве случился пожар, оригинал сгорел. Пошли слухи, что «Слово о полку Игореве» подделка, что произведение написано в XVIII веке. Споры продолжались, пока в начале ХХI века великий лингвист, историк языка, академик Зализняк не проанализировал произведение. Он доказал, что «Слово о полку Игореве» восходит к памятнику XII века.

Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»

Из частного примера неудачного похода автор делает притчевый рассказ о трагедии поражения, разрозненности русских земель. Он встраивает сюжет в литературную рамку и насыщает символическими образами и ритмически рассказывает об этих событиях.

Не пристало ли нам, братья,

начать старыми словами

печальные повести о походе Игоревом,

Игоря Святославича?

Пусть начнется же песнь эта

по былинам нашего времени,

а не по замышлению Бояна.

Боян же вещий,

если хотел кому песнь воспеть,

то растекался мыслию по древу,

серым волком по земле,

сизым орлом под облаками.

Вспоминал он, как говорил,

первых времен усобицы.

Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей:

какую лебедь настигали,

та первой и пела песнь -

старому Ярославу,

храброму Мстиславу,

что зарезал Редедю пред полками касожскими,

красному Роману Святославичу.

Боян же, братья, не десять соколов

на стадо лебедей напускал,

но свои вещие персты

на живые струны воскладал;

они же сами князьям славу рокотали.

Это поэтическое, ритмизованное произведение, насыщенное отсылками к мифам, легендам и истории. Так автор поднимает эпизод до уровня обобщения и превращает в поучение к русским князьям: «Держитесь друг друга, не отказывайтесь от верности к русской земле».

К какому жанру можно отнести «Слово о полку Игореве»? Казалось бы, ответ содержится в начале названии «Слово». Мы уже встречали «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Слово – риторический жанр древнерусской литературы, рассчитанный на звучание. Слово обладает рядом особенностей: второстепенностью сюжета, отсутствием лирического начала, наличием энергии проповеди. 

Риторическое начало в «Слове о полку Игореве» присутствует, но этого недостаточно.  

«Не пристало ли нам, братья,

начать старыми словами

печальные повести о походе Игоревом…»

Это жанр повести. У повести должен быть сюжет.

Повесть – прозаический сюжетный жанр, в центре которого не эмоции автора, а рассказ, повествование о героических, радостных и трагических событиях в жизни героя.

Автор сочетает два жанра: слово и повесть (см. рис. 4).

Рис. 4. Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»

Автор говорит: «Пусть начнется же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна».

Получается, что это еще и песнь.

Песнь предполагает опору на лирическое начало, не на сюжетное или ораторское. Вы проходили средневековые эпические песни («Песнь о Роланде») или античные в «Илиаде» или «Одиссее».

Песнь – произведение эпического или героического характера, опирающееся на лирическое начало (см. рис. 5).

Рис. 5. Жанровые особенности «Слова о полку Игореве»

Автор берет три разных жанра, соединяет воедино, и сюжет раскрывается сразу в нескольких направлениях. Так возникает художественный объем.

Рассказчик соблюдает строгие правила древнерусской литературы: он работает в каноне, но пользуется всеми возможностями. Древнерусская культура не предполагает фантазии, но в ней возможно соединить несколько жанров и раскрыть образ героя в неожиданном ракурсе.

С одной стороны, древнерусская литература дает свободу творчества, с другой – сковывает в системе строгих правил.

Домашнее задание

Если вы хотите узнать о памятнике древнерусской литературы больше, предлагаем послушать лекции А.Н. Ужанкова «Загадки "Слова о полку Игореве"»

Детективная история «Слова о полку Игореве».