Классы
Предметы

Культура и духовная жизнь

Этот видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Культура и духовная жизнь». На нем вы узнаете, что мы подразумеваем под словом «культура», что означает «духовная жизнь человека и общества». Также изучим вопрос: можно ли как-то структурировать эти понятия, какое они имеют отношение к обществознанию?

Введение

В самом широком смысле культура представляет собой совокупность внебиологических средств и механизмов деятельности, посредством которой человек осваивает окружающий мир, осуществляет регуляцию общественной жизни, т. е. культура – это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.

Материальная культура связывается обычно с практической деятельностью общества и человека, направленной на удовлетворение элементарных потребностей: человек строит жилище, создает одежду и иные предметы обихода, прокладывает дороги, разрабатывает и применяет технические средства и технологии. Можно сказать, что материальная культура – это воплощенная в конкретных предметах, вещах духовность человека, поскольку практическая деятельность невозможна без духовных усилий человека и общества. Уровень развития материальной культуры изучается и оценивается с точки зрения создаваемых средств и условий для совершенствования преобразовательной деятельности человека, удовлетворения его материальных потребностей, наиболее полного развития и реализации его «я», потенций человека как субъекта культуры.

Духовная культура отождествляется с процессом и всей совокупностью результатов духовной деятельности человека: достижениями науки и искусства, представлениями о смысле жизни, ценностными ориентациями, разного рода нормами и предписаниями. Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей. На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире. Духовная культура пронизывает все стороны социальной жизни и социального взаимодействия людей, создавая ощущение единства, групповой идентичности. Поэтому духовную культуру можно рассматривать как высшую форму социального отражения жизни человека, в которой раскрываются смыслообразующие идеи, ценностные ориентации, удовлетворяются потребности в самосознании, самопознании, самореализации и самоутверждении.

Можно обозначить два пути приращения культурного богатства – это преемственность в культуре и творческие прорывы, новаторство. Рассмотрим их более подробно.

Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Наверное, каждый из вас может привести немало примеров, когда открытие, достижение одного ученого подхватывалось и развивалось его коллегами, современниками и потомками, – в этом случае мы говорим о сохранении и передаче промежуточных результатов деятельности. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы, например обычаи, обряды, церемонии; с их помощью воспроизводится следующими поколениями определенной этнической группы, например, свадебная церемония. Но наследоваться могут и завершенные произведения (например, живописное полотно или литературное произведение). Мы получаем удовольствие от чтения романа или стихотворения, просмотра полотен в картинной галерее.

Но культура развивается и за счет пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха вне зависимости от материальных и иных условий существования людей порождает новаторов-творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающих шедевры искусства. Далеко не всегда их достижения оцениваются по достоинству современниками, но многие из этих произведений сохраняются и передаются на суд следующим поколениям. Можно вспомнить, Например,  Николая Коперника и других ученых, утверждавших истинность гелиоцентрической системы, или гениальные инженерные разработки Леонардо да Винчи, на много веков опередившего свое время.

Культура любой исторической эпохи обладает непреходящей ценностью и своеобразием, но она неоднородна, как неоднородно по своему составу создающее ее общество. Внутри конкретной культуры мы можем выделить, например, городской и сельский, элитарный и массовый, взрослый и детский пласты. Так что любая эпоха предстает перед нашими глазами сложным спектром культурных тенденций и ценностей, стилей, традиций и иных проявлений человеческого духа. Вот эти-то «культуры в культуре», создаваемые представителями отдельных социальных групп, принято называть субкультурами.

В истории культуры складываются и такие ситуации, когда локальные культурные ценности выходят за рамки своей социальной среды, претендуя на некоторую универсальность. В этом случае можно говорить не о субкультуре, а о появлении контркультуры. Современными культурологами это понятие рассматривается по меньшей мере в двух значениях: во-первых, для обозначения социокультурных систем, противостоящих господствующей культуре, стремящихся вытеснить ее; во-вторых, под контркультурой понимают ценностную систему асоциальных групп. В этом значении понятие «контркультура» начали употреблять западные ученые 1960-х гг. применительно к феномену хиппи.

Наличие множества локальных культур заставляет ученых задумываться над проблемами их взаимодействия. Ряд культурологов полагают, что локальные культуры развиваются по своим внутренним законам и непроницаемы для влияний извне, поэтому нельзя говорить о планетарном единстве человечества. Другие специалисты утверждают, что уникальность каждой из локальных культур вовсе не исключает их взаимодействия, культурного синтеза.