Классы
Предметы

Человек и его деятельность

На уроке будут рассмотрены понятия «деятельность», «потребности», «цели». Вместе с учителем дети попытаются понять, чем отличается человеческая деятельность от деятельности животных, как сделать свою деятельность эффективной, как правильно ставить перед собой цели и достигать их.

Человеческая деятельность и ее цели

Что представляет собой человеческая деятельность? Задумайтесь, ведь человек постоянно чем-нибудь занят, будь-то игра или какие-нибудь полезные действия. Но тут же приходит мысль о том, что не только человек постоянно находится в состоянии занятости, животные, например, тоже практически постоянно находятся в движении. Следует понимать, что это две занятости разного рода. В чем же отличие?

Почти все, что окружает нас, создано человеком: одежда, пища, строения, предметы домашнего обихода. Конечно, есть уголки природы, не тронутые человеком, но мы предпочитаем жить в более комфортном рукотворном мире. Даже способ бытия человека искуственнен, т.е. создан им же. Этот процесс создания и называется деятельностью.

Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение наших потребностей.

Потребности – это главная побудительная сила человека, группы или общества.

Итак, в основе всего лежат потребности, которые побуждают человека к деятельности. Говоря о личности, мы сделали вывод, что она формируется в процессе жизнедеятельности человека, т.е. наша личность, наш характер проявляется в совершаемых нами поступках. А это значит, что деятельность человека – это проявление характера. Поскольку характеры у всех людей разные, есть люди-созидатели (те, кто что-то строит, творит) и люди-разрушители (те, кто уничтожает созданное). И те и другие необходимы для полноценного существования. Деятельность не только является результатом проявления качеств наших личностей, но и в некоторой степени формирует личность. В этом состоит одна из главных особенностей человека: действуя, мы формируем себя. Например, в спорте для достижения желаемого результата необходимо много тренироваться, многократно повторяя одно и то же действие, доводя технику до совершенства.

Успеха в спорте достигают упорными тренировками

Рис. 1. Успеха в спорте достигают упорными тренировками (Источник)

Деятельность очень широкое понятие, поэтому определять его только как проявление характера человека нельзя.

Отличие инстинкта от деятельности

Размышляя о деятельности вообще можно задаться вопросом о том, только ли человеческая деятельность направлена на какие-то цели. Можно вспомнить массу примеров из животного мира, когда живые существа действуют с определенной целью. Например, социальные насекомые как пчелы и муравьи, или птицы, которые собирают материал для построения гнезд, сооружая уникальные конструкции. Но эта деятельность животных инстинктивна, повторяема, т.е. они могут делать только то, что изначально дано им природой. Допустим, муравей умеет строить муравейник, но термитник он уже построить не сможет, то же касается и термита, который способен только на постройку термитника. Пчелы строят идеальные с точки зрения геометрии соты, но построение других фигур им не доступно.

Пчёлы

Рис. 2. Пчёлы создают соты (Источник)

Социальные насекомые вне своего социума не способны даже на выживание и тем более не способны создать что-то уникальное. Человек, даже оставшись один, способен на созидательную деятельность. Вспомните историю Робинзона Крузо из одноименного романа Д.Дефо: он смог построить на необитаемом острове целый мир, человеческий мир, в котором, насколько это позволяли обстоятельства, было комфортно.

Условия достижения целей

Человек постоянно что-то создает. Для чего он это делает? Попробуем разобраться: люди достаточно ограничены в физическом плане по сравнению с некоторыми животными. Например, самым острым зрением обладает орел, самым быстрым называют гепарда, рыбы живут под водой. Человек не может сравниться с животными в некоторых их способностях, зато обладает развитым мозгом. Благодаря своим умственным способностям человечество изобрело средства, позволяющие передвигаться быстрее, чем гепард; видеть дальше, чем сокол; передвигаться под водой и по ней. Представьте себе пешее путешествие по нашей Родине, которая насчитывает 9 часовых поясов, например, от Калининграда до Камчатки, на него бы ушло очень много времени. Но благодаря деятельности человека появились самолеты, которые очень быстро доставят вас из одного конца страны в другой.

Самолет

Рис. 3. Самолет в небе (Источник)

 Все величайшие изобретения были сделаны с одной целью – компенсировать несовершенство человека.

Вся человеческая деятельность подчинена целям.

Чеширский кот

Рис. 4. Чеширский кот (Источник)

 Вспомните замечательную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» девочка спросила Чеширского Кота:

— Скажи, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.

— Мне все равно… — Сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.

Это значит, что любое действие совершается с определенной целью. Поэтому так важно уметь определить эти цели для себя. Например, цель врача – вылечить больного, цель спортсмена – поставить рекорд, цель продавца – продать товар. Примером менее глобальных целей может быть желание исправить почерк, для чего ученик много пишет в прописях; или желание быть отличником, которое побуждает ученика заниматься более усердно. Цели – это то, чего мы хотим достичь в результате нашей деятельности, т.е. цели определяют деятельность.

Есть люди, которые ставят перед собой глобальные цели по улучшению качества жизни человека, они очень важны для человечества, но и другие люди, перед которыми стоят, как может казаться, менее важные цели, также очень нужны. Каждый человек, совершая каждодневные действия, помогает двигаться вперед всему человечеству. В этой заданности человеческой жизни и лежит основа нашего бытия.

Цели

Какую бы цель не ставил перед собой человек, для ее воплощения необходимы определенные навыки и умения. Бывают ситуации, когда все получается сразу, но чаще всего это не так. Очень редко наши цели совпадают с нашими задатками, скорее всего, нам придется чему-то учиться, и тогда мы сможем достичь поставленных целей. Человеку, как мы уже говорили, свойственно развиваться всю жизнь. Мы постоянно чему-то учимся, приобретаем новые навыки. Учение – это естественная форма существования человека. Поэтому не стоит комплексовать, если что-то не получается с первого раза: любое новое действие должно войти в привычку, а это возможно только в результате повторения. Вся человеческая цивилизация формировалась на основе обучения, поэтому на данном этапе вы занимаетесь, наверное, самым важным в жизни делом – вы обучаетесь

Для эффективного достижения целей необходимы определенные условия. Во-первых, нужен план достижения цели. Человек постепенно, как по ступенькам, достигает маленьких целей, двигаясь к одной большой. Благодаря постепенному движению мы можем быть уверены, что наша деятельность не ущемляет никого в правах и что наша деятельность не приносит никому вреда, к тому же мы сможем видеть промежуточные этапы при достижении наших целей.

Не все цели человека имеют практическое значение. Деятельность человека не всегда направлена на производство материальных вещей (компьютер, стол, платье). Не только труд является обязательным элементом существования человека, важны также другие его проявления, например, игра, отдых, развлечение.

Игра как деятельность

Примером игры, которая вскоре переросла в серьезное занятие, может быть исторический факт о «потешных полках» Петра Первого. В раннем возрасте став императором, государь велел организовать для себя потешную армию, у которой сначала были игрушечные ружья и пушки, а вскоре появилась крепость со рвом и даже казармы для солдат. Именно эти «потешные полки» позже превратились в русскую гвардию и составили Семеновский и Преображенский полки. Таким образом, то, что изначально затевалось как игра, вскоре стало вполне серьезным занятием. Интересно также то, что у главного противника Петра – шведского короля Карла ХII – тоже была подобная «игрушечная» армия. Когда началась Северная война, Карл был еще совсем молодым и его друзья-сверстники, которые позже стали элитой шведской армии, играли вместе с ним в войну, таким образом формируя те знания и умения, которые позднее стали профессионализмом.

Петр I   Карл XII
     

Рис. 5 Петр I (Источник)
 
Рис. 6 Карл XII (Источник)

Шведскую гвардию составляли те люди, которые в детстве играли с королем. Получается, что встретились две силы, сформировавшиеся в игре. Мы знаем об исходе этой войны – Карл проиграл, следовательно, его игра была менее серьезной. Таким образом, можем сказать, что даже игра может быть полезным и важным делом.

Игра как пример деятельности

Например, игра, которая может казаться бесполезной, имеет свою пользу, поскольку моделирует взрослую жизнь: у игры так же есть правила, она предполагает приложение определенных усилий для достижения желаемого результата, который может быть как положительным, так и отрицательным.

Допустим, вы хотели слепить робота из пластилина, но получилось совсем не то, что вы хотели. Если вам это интересно, вы попробуете еще раз создать робота, а если не интересно, оставите эту игру и займетесь тем, что получается у вас лучше.

Пластилиновый робот

Рис. 7. Пластилиновый робот (Источник)

И это не значит, что кто-то лучше, потому что настойчив, а кто-то хуже, потому что имеет более мягкий характер. Это значит, что все люди разные и каждый ценен по-своему. Играя, человек не только проявляет себя и свои черты характера, он еще и формирует их. Школьные занятия в начальных классах тоже напоминают игру, но перед школьниками уже стоит небольшая, но важная цель – хорошая оценка. Пытаясь достичь этой цели, школьники формируют знания, постепенно достижение цели усложняется (нужно учить правила, решать сложные уравнения) и благодаря этому знания становятся более глубокими. Целью вашего школьного обучения является формирование вас как полноценной, самодостаточной личности, которая ставит перед собой цели, достигает их.

 

Список рекомендованной литературы

1.   Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред.Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. Просвещение, 2004.

2.    Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. — 12-е изд. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2009. - 184 с. (Источник).

3)    Барабанов В.В., Насонова И.П. / Под ред. Бордовского Г.А. Обществознание 6 класс, 2007

4)    Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Потребности (Источник).

2. Северная война (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Ответьте на вопросы №1,2 на стр. 53-54. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. Просвещение.

2. Выполните Задание №7 на стр. 54. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 6 класс. Просвещение.

3. *Напишите сочинение на тему «Работа над собой – важнейшее занятие», использовав пример из литературы или собственной жизни.