Классы
Предметы
Мой профиль

Самостоятельные и служебные части речи

На этом уроке вы вспомните самостоятельные и служебные части речи, повторите, на какие вопросы они отвечают, что обозначают и как изменяются, потренируетесь в применении своих знаний

 

Введение

Чтобы построить дом, нужно приготовить части дома – то, из чего мы будем строить. А из каких частей речи строится речь?

Все слова русского языка делятся на большие группы – части речи. Они различаются по тому, на какой вопрос слова отвечают, что они обозначают, как могут изменяться.

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи».

 

Что известно про имена существительные?

На вопрос кто? или что? отвечают те слова, которыми люди обозначают всё то, что они могут увидеть, услышать, потрогать, или даже то, о чём они способны подумать, как о чём-то существующем.

Учёные условились считать, что главное значение этих слов – значение предмета. Мы спрашиваем кто? о живых существах, что? – о вещах.

Вопрос что? может быть задан и о снегопаде, и о погоде, и о мысли, и о доброте, красоте или злобе. Всё это тоже можно считать предметами. Это имена существительные.

Афанасий Фет в стихотворении о весне использовал почти одни только имена существительные.

Это утро, радость эта,

Это мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод.            

Что? утро, радость, мощь, (день) дня, (свет) света, свод, крик, вереницы, стаи, говор, (вода) вод. Это неодушевлённые имена существительные.

Кто? птицы. Это одушевлённое имя существительное.

Крик, говор и другие слова со значениемдействия отвечают на вопросы имени существительного и изменяются, как слова этой части речи. Вот почему они – имена существительные.

Автор Н. Сладков описал звуки леса. Он назвал их звуками неодушевлённой жизни.

То хруст ветвей, то звон кáпель, то посвисты жёстких хвоинок.

Что? хруст, звон, посвисты – слова со значением действия, имена существительные.

Что? ветви, капли, хвоинки – имена существительные.

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное.

Любое имя существительное отвечает на вопрос кто? или что?, поэтому о каждом из них можно говорить: обозначает предмет.

Постоянные признаки имени существительного:

род (мужской, женский или средний) и склонение (1, 2 или 3).

Изменяются имена существительные по числам и по падежам.

 

К словам какой части речи «присоединяются» имена прилагательные?

Название части речи «прилагательное» произошло от латинского слова. Оно означает «присоединение, прибавление».

К словам какой части речи «присоединяются» имена прилагательные? Понаблюдаем.

Автор Г. Сапгир считает, что у каждого живого существа есть душа, то есть свойства характера.

У ромашки душа весёлая, как солнышко. У колокольчиков душа лёгкая. У анютиных глазок душа ласковая. У ландышей душа свежая и влюблённая. У клевера душа простая и добрая. А у репейника душа дикая, непокорная. Высоко растёт. Головы не клонит.

Душа (какая?) весёлая, лёгкая, ласковая, свежая, влюблённая, простая, добрая, дикая, непокорная.

Найдём имена прилагательные, которыми можно описать дождь.

Дождь (какой?) слепой и проливной,

Радужный и грозовой.                                 

Затяжной, грибной и скорый,

Сонный, медленный и спорый (т. е. быстрый).

Имена прилагательные «присоединяются» к именам существительным.

Они могут:

называть признаки, качества предметов (их цвет, форму, размер, вкус…); передавать оценку предмета (хорошая, плохой, отличный, прекрасное…).

Эти имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Но среди имён прилагательных есть и такие, которые показывают, кому принадлежитпредмет:

дедушкин пиджак, мамина сумка, птичье гнездо, заячьи следы.

К этим именам прилагательным лучше ставить другие вопросы: чей? чья? чьё? чьи?

Все имена прилагательные подчиняются именам существительным и по их команде изменяются по числам, родам и падежам.

Род, число, падеж прилагательного  узнаём по имени существительному, с которым оно связано.

 

Что означало слово глагол в старославянском языке

Вам хотелось бы узнать, откуда пришло слово ГЛАГОЛ? Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово», «речь». Предки наши рассматривали его как СЛОВО из слов – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которой не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. (По Л. Успенскому)

У Пушкина А.С. есть такие строки:

«И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Глаголом – значит словом.

Слово глаголь (то есть говори) в старорусской азбуке стало названием буквы Г: так и читалось: «Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро…», т. е. А, Б, В, Г, Д.

Глаголы могут называть действия людей и животных.

Лесные голоса.

На утренних и вечерних зорях все лесные жители подают свои голоса. Токуют тетерева, пищат рябчики, трещат сойки, звонкими голосами поют дрозды. Скрипят жуки и кузнечики. Свистят флейтой иволги. (По В. Бианки)

Что делают? подают, токуют, пищат, трещат, поют, скрипят, свистят.

Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.

Глаголы изменяются по числам и временам.

Как ещё изменяются глаголы, вы узнаете в 4 классе.

Когда мы хотим показать движение предметов, особенно важны глаголы.

Ледоход. Тает лёд.

Он по речке плывёт.

Он от солнышка бежит,

Он ныряет и дрожит. (В. Аксельрод)

Глаголы: что делает? тает, плывёт, бежит, ныряет, дрожит.

Найдите сложное слово.

Ледоход – два корня -лед-, -ход-, буква о- соединительная гласная.

Слово он употребляется вместо имени существительного лёд. Это местоимение.

 

Какие бывают местоимения

Местоимений в нашем языке много.

Большая их часть употребляется вместо имени (существительного, прилагательного или числительного), за что и получила своё название: местоимение. Местоимения не называют предметы, признаки, количества, а только указывают на них или спрашивают о них.

Местоимение ставится на место имени существительного.

Например, я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Местоимение ставится на место имени прилагательного.

Например, наш, ваш, мой, твой, такой, этот.

Прочитайте загадку. Найдите в тексте местоимения.

Дворец в саду по стилю строг.

Построен был в короткий срок.

Хорош в нём прочности запас,

Изящен он в отделке.

Вот почему дошёл до нас

Совсем без переделки.

Стоит станок токарный в нём,

Освоен был станок царём.

Здесь начинался в пять утра

Рабочий день царя Петра. (Е. Ефимовский)

Летний дворец Петра I

Рис. 1. Летний дворец Петра I (Источник)

Местоимение до нас указывает на людей, местоимение в нём указывает на Летний дворец Петра I (рис. 1), но не называет его.

В этой загадке есть ещё две части речи, с которыми вы будете знакомиться в 4 классе: наречие (совсем, здесь), имя числительное (пять).

 

Какие слова называются именами числительными и наречиями

Имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и сообщают о количестве каких-то предметов, называются количественными.

Сколько? пять, семь, шестнадцать.

Имена числительные, которые отвечают на вопрос какой по счёту? который? и сообщают о порядке предметов по счёту, называются порядковыми.

Который? пятый, седьмой, шестнадцатый.

Имена числительные изменяются по падежам.

Иногда трудно найти в тексте наречия.

Запомните: чаще всего они относятся к глаголам, помогают точнее называть действия.

Например, начинался (где?) здесь, начинался (как?) медленно, начинался (когда?) сегодня.

Наречия отвечают на вопросы где? куда? откуда? когда? как? и обозначают признак действия. Это неизменяемые слова.

 

Какими частями речи являются данные слова?

Проверьте свои знания по теме урока.

Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоём, двоякий, дважды.

Два (сколько?, имя числительное),

двойка (что?, имя существительное),

двое (сколько?, имя числительное),

двойной (какой?, имя прилагательное),

удвоить (что сделать?, глагол),

вдвоём (как?, наречие),

двоякий (какой?, имя прилагательное),

дважды (сколько раз?, наречие).

 

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы

Предлоги помогают именам существительным, местоимениям и числительным связываться с другими словами.

Союзы (и, а, но) участвуют в работе всего предложения. Перед союзами а, но обязательно ставится запятая.

Частицы придают дополнительное значение.

Частицу не за значение, которое она вносит, назвали отрицательной.

Вот что могли бы сказать  людям грибы.

Говорят грибы.

Не вырывайте нас с корнем, не разрывайте вокруг лесную подстилку, не губите нашу грибницу. А не послушаетесь, так мы совсем расти перестанем!

Первое предложение по цели высказывания побудительное, так как побуждает к действию: не вырывайте, не разрывайте, не губите.

Частица не с глаголами пишется отдельно.

 

Учимся правильно употреблять предлоги

Без предлогов в речи не обойтись. Нужно учиться правильно их употреблять.

Комар и лев.

Комар прилетел….льву и говорит ему: «Какая…тебе сила! Я сильнее тебя; хочешь, выходи…войну!» И комар стал кусать льва…голые щёки и …нос. Лев стал бить себя…лицу лапами. Изодрал себе…кровь лицо и …сил выбился. Потом попал комар…паутину…пауку. И, умирая, сказал: «Льва одолел, а вот…крошечного паука погибаю». (По Л. Толстому)

Комар прилетел ко льву и говорит ему: «Какая в тебе сила! Я сильнее тебя; хочешь, выходи на войну!» И комар стал кусать льва за голые щёки и за нос. Лев стал бить себя по лицу лапами. Изодрал себе в кровь лицо и из сил выбился. Потом попал комар в паутину к пауку. И, умирая, сказал: «Льва одолел, а вот из-за крошечного паука погибаю». (По Л. Толстому)

Предлоги с именами существительными, местоимениями и числительными пишутся отдельно.

Найдём местоимения: ему, в тебе, тебя, себя, себе.

 

Заключение

Части речи: самостоятельные и служебные.

Самостоятельные – части речи, которые могут употребляться без слов-помощников. Это имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия, имена числительные.

Служебные – части речи, которые самостоятельно в предложении употребляться не могут; их назначение – быть помощниками. Это предлоги, союзы, частицы.

  

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

 

Домашнее задание

  1. Понаблюдай, о чём рассказывается в тексте: о признаках предметов или о действиях. Каких частей речи в тексте больше?

    Стебелёчек тоненький, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики. У листиков сидят мелким горошком чернички, чёрные ягодки с синим пушкόм.

    Костяника – красно-рубиновая ягода кисточкой. Каждый рубинчик в зелёной оправе. (По М. Пришвину)

  2. Прочитай словесную зарисовку. Реши орфографические задачи. Обозначь части слов, в которых они находятся. Обозначь части ре

    1.     – Не шали, –

    Сказала мама дочке Алле

    И ушла за хлебом

    В бабушкиной шали.

    2.     Только-только смолк орёл –

    Песню пéрепел завёл.

    Выпь такого не стерпела:

    Пéрепела перепéла.

    3.     Говорила Галя Оле:

    – Если стряпать мастерица,

    Ты возьми из пачки соли

    И соли салат, сестрица…

    (С. Белорусец)

    чи. 
    Вот и ду.. Кр.сив.й, кре.к.й, могуч.й! К.ра шершав.я, вся в м.рщинах, как кожа сл.на. А на ве.ках жёлуди в.сят, словно бочонки в беретках. Это угощение будет х.рошим лакомством для белоч.к. 
  3. Над подчёркнутыми словами укажи части речи.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).
  3. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).
  4. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).
  5. Интернет-портал Oldskola1.narod.ru (Источник).