Классы
Предметы

А14. Правописание гласных в корне слова

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонементот 75 руб. в месяц
У вас уже есть абонемент? Войти
А14. Правописание гласных в корне слова

На этом уроке мы рассмотрим особенности употребления безударных гласных в корне, чередование корней, проверяемые и непроверяемые гласные в корне. Овладеем алгоритмом выполнения задания А14.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А14. Правописание гласных в корне слова

Задание А14 проверяет знание правописания гласной в корне слова.

Задание А14ЕГЭ представлено в следующей форме:

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1. Понятие корня слова

Напомним, что корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Общая их часть будет корнем.

Чтобы приступить к выполнению задания А14, внимательно прочитаем, что требуется. Найдем корни в словах с безударной гласной и выберем строку, соответствующую нашему заданию.

2. Виды чередований гласных в корне слова

Таблица 1. Чередование гласных в корне

Ударение

(чередуются а/о)

Суффикс А

(чередуются е/и; а/о; а(я)/им (ин)

Лексическое значение корня

Согласные в корне

-зар-/-зор-

-гар-/-гор-

-клан-/-клон-

-твар-/-твор-

-плав-/-плов-

 

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-блест-/-блист-

-жег-/-жиг-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

 

(взять – взимать,

снять – снимать,

сжать – сжимать,

понять – понимать,

начать – начинать и т. д)

 

 

-мак-/-мок-

-равн-/-ровн-

-рос-/-раст-/-ращ

 

Исключение:

зОревать; выгАрки, изгАрь,

пригАрь; утвАрь; плОвец,

плОвчиха, плЫвун.

 

Исключение:

сочЕтать, сочЕтание

 

Исключение:

РОстов, РОстислав,

рОсток, отрАсль, рОстовщик и др.

 

 

Удобнее сначала проверять, нет ли в слове чередования гласных в корне. Так, в словах взЯть – взИМать, снЯть – снИМать, сжАть – сжИМать, начАть – начИНать, поднЯть – поднИМать происходит чередование -ИН-(-ИМ-)/ -А- (-Я-). Мы их видим в таблице 1 в графе «Суффикс А». -ИН-(-ИМ-) пишем, если есть суффикс А.

В корнях -клан-/-клон-,- твар-/-твор- под ударением пишем А, без ударения – О.

Интересно, что корни -плав- /- плов- имеют только два слова в безударном положении: плОвец и плОвчиха. Остальные случаи ударные, и пишем А. В слове ПЛЫВУН пишем Ы.

Гласные в корнях -мак-/-мок-, -равн-/-ровн- зависят от лексического значения корня:

-мАк- – значение «погружать в жидкость»

-мОк- – «пропускать жидкость, промокнуть»: (обМАКнуть перо в чернила, но проМОКнуть написанное).

Корень -рАвн- в значении «равный, одинаковый» = А;

-рОвн- в значении «прямой, ровный, гладкий» = О:

подРАВНяться в строю = стать РАВНЫМ;

подРОВНять газон = сделать РОВНЫМ.

В корнях -рос-/-раст-/-ращ- необходимо обратить внимание на согласную после корня: если корень оканчивается на -СТ- и -Щ-, пишем А, если оканчивается на -С-, пишем О: рАстение – рОсла – вырАщенный.

После того как мы проверили, нет ли чередования гласных в корне, можно приступить к поиску проверяемых и непроверяемых гласных.

3. Определение правописания безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением

 

Рис. 1. Безударные гласные в корне слова (Источник)

Безударные гласные можно проверить ударением, если они не находятся в корне с чередованием гласных.

Таблица 2. Безударные гласные в корне слова

Проверяемые ударением

Непроверяемые

Золотой – зОлото

МОлОдой – мОлодость, молОдка

Различный – рАзница

СОбака,

АплОдировать,

КОнтора

Итак, если надо определить гласный в корне, проверяем, нет ли чередования в корне (по правилу), или, если чередования нет, ищем слово, где корень под ударением. Нет такого корня – перед нами словарное слово. Вспоминаем, как оно пишется.

Рис. 2. Правописание безударных гласных в корне (Источник)

4. Анализ заданий А14

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1. прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст

2. в..рховье, разв..твление, ш..птаться

3. отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать

4. осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

Если нужно найти пропущенную безударную проверяемую гласную корня, то достаточно выявить только один случай чередования в строке и перейти к следующей, чтобы найти проверяемые безударные гласные.

1-й ряд: возраст – чередование;

2-й ряд: верховье (верх), разветвление (ветвь); шептаться (шепчет) – предполагаем, что это правильный ответ.

Подстрахуем себя:

3-й ряд: отбирает – чередование;

4-й ряд: коснулся – чередование, суверенитет – непроверяемая гласная.

Вывод: правильный ответ – №2. 

Выполним ещё одно задание типа А14.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1. з…леный, зан…мать, с…бака

2. адм...рал, г…нерал, к...ллекция

3. л…тература, д…мократия, упр…сить

4. зам…рать, р…стение, Р…стов

1-й ряд: зЕленый, занИмать (чередование я/им),сОбака;

2-й ряд: адмИрал, гЕнерал, кОллекция – непроверяемая гласная;

3-й ряд: лИтература – ЛИТЕРА – буква, дЕмократия – ДЕМОС – народ, упрОсить – ПРОСИТ.

4-й ряд: замИрать, рАстение, РОстов – слова с чередованием гласных в корне.

Верен ответ №3.

Будьте внимательны: если безударная гласная находится в корне глагола, ее нельзя проверять глаголом другого вида (чаще всего это глагол с суффиксом -ИВА-): упр..сить – упрашивать. Надо: упр..сить – просит.

Подведем итог: чтобы выполнить задание А14, проверяем в каждой строке, нет ли слов с чередованием гласных в корне; подбираем проверочные слова к безударным. Находим правильный ответ.

 

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Издательство "Лицей" (Источник).

2. Evartist.narod.ru (Источник).

3. Orfo.ru (Источник).

4. Федеральный институт педагогических измерений (Источник).

 

Домашнее задание

1. Выполните задание:

Рис. 3. Задание на правописание гласной в корне (Источник)

2. Вставьте пропущенную букву:

Рис. 4. Задание на правописание гласной в корне (Источник).

3.Используя полученные на уроке знания, составьте 5 заданий типа А14, объясните правописание каждого слова.