Классы
Предметы

А2. Лексические нормы. А12, А30. Лексическое значение слова

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонемент
У вас уже есть абонемент? Войти
А2. Лексические нормы.  А12, А30. Лексическое значение слова

На этом уроке мы вспомним, что называется лексической нормой русского литературного языка, повторим понятие паронимии, лексического значения слова и употребления слов. 

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: А2 - Лексические нормы. А12, А30 - Лексическое значение слова

А2 Лексические нормы

Задание А2 проверяет умение определять лексическое значение слова, находить неверное употребление слова, его прямое и переносное значение, предполагает работу с лексической нормой и словами-паронимами.

Задание А2 ЕГЭ представлено в следующей форме:

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

I. Лексическая норма. Паронимы.

Выполнение этого типа заданий напрямую связано с правилами употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями, т.е. лексическими нормами русского литературного языка.

Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение говорящего выбрать нужное слово из ряда близких или даже тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также умение различать слова-паронимы. Напомним, что паронимы – это слова, близкие друг другу по звучанию, с частичным совпадением написания, но имеющие разное лексическое значение: одеть – надеть, поступок – проступок и т.д.

Рис. 1. Паронимы (Источник)

Они могут быть однокоренными одеть – надеть и неоднокоренными фарш-фарс.

Рис. 2. Паронимы (Источник)

Любое задание, связанное с лексикой, требует знания лексического значения всех слов, входящих в него.

II. Анализ заданий А2

Рассмотрим задание типа А2:

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы.

2. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

3. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году.

4. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека. 

Чтобы правильно ответить на вопрос, определяем лексическое значение слов и подставляем эти значения в предложения.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ СПРАВКИ:

1. ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ – (первые два значения) – 1) Преисполненный торжественной красоты, величия. 2) Имеющий внушительный вид: высокий рост, горделивую осанку и т.п. (о человеке). (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка).

2. КРАСОЧНЫЙ – прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. краска, связанный с ним. 2) а) Насыщенный красками; яркий потону, цвету. б) Написанный яркими красками; цветной. в) перен. Колоритный, выразительный, характерный. (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка).

3. КРАСЯЩИЙ – прил. 2) состав, придающий тот или иной цвет предметам, которые им покрываются или пропитываются (по «Толковому словарю» С.И. Ожегова).

4. ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. дипломатия, дипломат (1*), связанный с ними. 2) Свойственный дипломатии, дипломату (1*), характерный для них (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка).

5. ГУМАННЫЙ – проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка.

Во втором предложении железо, хром, марганец, медь и никель – не яркие по тону, а вещества, которые красят, т. е красящие.

Подставим это значение. Железо, хром, марганец, медь и никель являются красящими веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

Правильный вариант ответа – №2.

Рис. 3. Паронимы красочный и красящий

Будьте внимательны, читая задание: спрашивается о неверном употреблении слова. Иногда может быть и обратное задание.

Составим предложение со словом КРАСОЧНЫЙ.

Например, такое предложение: Красочный салют над Москвой всегда привлекает всеобщее внимание.

Подставим значение слова в предложение: красочный – насыщенный красками салют над Москвой.

Выполним ещё одно задание А2.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. Дедушка одел шляпу.

2. Мама одела ребенка для прогулки.

3. Всякая минута дорога на экзамене.

4. Всяческие поиски были уже бессмысленны.

Подумаем о значении и употреблении слов одеть, надеть, всякая и всяческие. В соответствии с лексической нормой русского языка одеть можно кого-то, а надеть что-то. Значит, неверно употреблено слово в предложении № 1. Отредактируем это предложение: Дедушка надел шляпу.

Итак, ответ №1.

Рис. 4. Иллюстрация-шутка об употреблении слов одеть – надеть (Источник)

 

А12 Лексическое значение слова

Задания А7-А12 являются заданиями к микротексту. Сегодня мы разберем алгоритм решения заданий типа А12.

Задание А12 проверяет умение определять лексическое значение слова, различать оттенки значения слова и правильно сочетать слово с другими словами в предложении.

I. Лексическое значение слова

В задании А12ЕГЭ нужно указать лексическое значение выделенного в тексте слова.

 

Рис. 1. Лексическое значение слова (Источник)

Напомним, лексическое значение слова – это содержание слова, т. е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков.

Рис. 2. Лексическое значение слова

Толковые словари русского языка наиболее емко отражают системные связи слов. Они представляют собой разной степени полноты и точности перечни слов, из которых состоит лексическая система во всем многообразии и сложности ее функционирования в языке.

II. Анализ заданий А12

Разберём пример задания А12 из демонстрационной версии ЕГЭ.

Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5)

(5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.

1. вежливость

2. соотношение

3. ошибка

4. поправка

Вспоминаем, что такое корректива (в этом нам помогают слова-задания), подставляем значение, которое нам кажется верным, и находим правильный ответ.

Подставляем: (5)... промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы (вежливость, соотношение, ошибку, поправку) в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины.

Итак, правильный ответ №4.

Выполним еще одно задание.

Укажите значение слова СЛОВАРЬ в предложении.

Исследования В.В. Виноградова показали, что словарь А. Пушкина составлял более 20000 слов.

1. собрание слов с пояснениями

2. слова, употребляемые кем-то

3. учебник русского языка

4. язык жителей Словении

Вспоминаем лексическое значение слова СЛОВАРЬ:

СЛОВАРЬ, -я, м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый с. Энциклопедический с. и т. д.

2. Совокупность слов какого-н. языка, а также слов, употребленных в каком-н. одном произведении, в произведениях какого-н. писателя или вообще употребляемых кем-н. и т. д. (С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М: Оникс, Мир и Образование, 2011)

Несложно понять, что словарь А. Пушкина – это слова, которые употреблял А. Пушкин.

Правильный ответ: № 2

Очень часто мы слышим выражение «в этом магазине дешевые цены». Правильно ли так говорить? Нет. Дорогими или дешевыми могут быть товары, а цены – высокими или низкими.

Найдем соответствующие толкования к словам. 

1.     Категоричный

1. Хорошо знающий свое дело, обладающий высоким мастерством; умелый

2.     Демография

2. Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты, Солнце и звезды

3.     Референт

3. Не допускающий иных толкований, иного понимания (об ответе, высказывании и т.п.)

4.     Искусный

4. Должностное лицо какого-л. учреждения, консультирующее по определенным вопросам

5.     Атмосфера

5. Наука о составе населения и его изменениях

 

Проверим себя: 1-3; 2-5; 3-4; 4-1; 5-2.

При необходимости  во время выполнения тренировочных заданий обращайтесь к толковому словарю.

 

А30 Лексическое значение слова

Задание А30 является одним из заданий к тексту. Оно проверяет понимание прямого и переносного лексического значения слов (явление многозначности), явлений омонимии,синонимии и антонимии, знание фразеологии.

Задание ЕГЭ А30 может быть представлено в различных вариантах вопросов из раздела лексики и фразеологии.

I. Основные понятия лексики и фразеологии

Напомним, лексическое значение слова – это содержание слова, т.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены этим комплексом звуков.

Слова бывают однозначные (имеющие одно лексическое значение) и многозначные (имеющие несколько значений).

Рис. 1. Лексическое значение слова

В многозначном слове выделяются главное (прямое, исходное, первичное) значение слова и производные от него значения. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования (внешней оболочки слова – звуковой и буквенной последовательности) с одного объекта действительности на другие объекты (по сходству внешних признаков, по смежности). Поэтому вторичные значения слова называют переносными.

Золотой запас России (запас золота) – золотой голос России (отличающийся большими достоинствами, чрезвычайно ценный).

Рис. 2. Лексическое значение слова

Необходимо  вспомнить о явлениях омонимии, синонимии и антонимии.

Омонимы – слова одной и той же части речи, имеющие одинаковое звучание, написание и грамматическое оформление, но разное значение. Бывают полными (мешать – перемешивать и мешать – быть помехой) и неполными (лук – оружие и лук – растение). Неполные омонимы делятся на 3 группы: 1) омофоны – слова, различно пишущиеся, но одинаково произносящиеся (код – кот), 2) омоформы – разные слова, совпадающие в отдельных грамматических формах (печь – глагол и печь – существительное), 3) омографы – слова, одинаково пишущиеся, но различно произносящиеся за счет различия в ударении (за́мок – замо́к).

Рис. 3. Омонимы (Источник)

Синонимы – это слова, по-разному звучащие, но имеющие близкие или совпадающие значения. Языкознание – лингвистика, бегемот – гиппопотам являются абсолютными синонимами, а идти – тащиться, открыть – распахнуть неполными синонимами. Если слова вступают в синонимические отношения только в конкретном тексте, они называются контекстуальными синонимами.

 

Рис. 4. Синонимы (Источник)

Антонимы – слова одной и той же части речи, имеющие соотносительные друг с другом противоположные значения, например: белый – чёрный, молодой – старый, дружба – вражда, день – ночь.

Рис. 5. Антонимы (Источник)

Важно помнить и об устойчивых выражениях – фразеологизмах.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица. Бить баклуши – бездельничать, втирать очки – обманывать.

Рис. 6. Фразеологизм (Источник)

II. Анализ заданий А30

Разберём задание типа А30.

Какое слово использовано в тексте в переносном значении?

1. развернула (предложение 8)

2. сожги (предложение 15)

3. зажмурился (предложение 22)

4. прогремел (предложение 29)

Находим предложение, ОБЯЗАТЕЛЬНО полностью его читаем, вспоминаем лексическое значение нужного слова, делаем вывод.

Вот эти предложения текста:

(8)Варя нетерпеливо развернула листок, весь проткнутый карандашом, – видно, писалось на колене.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку.

(22)Зажмурился, а принял его у неё, покидаемой на милость врага...

(29)Темой беседы служили события истекшего дня: открывшаяся на центральной площади выставка трофейных самолётов, незасыпанная воронка на улице Весёлых, как они уже привыкли её называть в обиходе между собой, Гастелло, чей самозабвенный подвиг прогремел в те дни на всю страну.

Известно, что прямое лексическое значение слова прогреметь – издать, произвести громкий, резкий звук, грохот, шум. // Раздаться, прозвучать с большой силой. А переносное значениеприобрести известность, прославиться.

Итак, правильный ответ №4.

Многозначность слова широко используется в литературе. Так, перенос наименования предмета по сходству внешних признаков – это метафора. По смежности – метонимия.

Лишь паутины тонкий волос/ Блестит на праздной борозде. Волос паутины – метафора – перенос по сходству внешних признаков.

Все флаги в гости будут к нам. Флаги заменяют слово корабли – метонимия – часть от целого.

Вернемся к заданию А30.

Определите, в прямом или переносном значении употреблено выделенное слово в предложениях.

1. На столе стояло кислое молоко.

2. Кислый взгляд не делает лицо красивым

3. М. Ломоносов в своей теории трех стилей разделил их на высокий, посредственный и низкий.

4. Поступок его был низким, и многие долго не хотели общаться с ним.

5. Низкая ограда не защищала палисадник, но очень украшала его.

6. Низкое происхождение не давало ему занять место в светском обществе.

7. Низкий поклон вам, ветераны войны.

8. Черный кот перешел дорогу.

Ответы:

1. На столе стояло кислое (закисшее вследствие брожения – прямое значение) молоко.

2. Кислый (выражающий неудовольствие – переносное) взгляд не делает лицо красивым

3. М. Ломоносов в своей теории трех стилей разделил их на высокий (возвышенный – переносное), посредственный и низкий (простой, обиходный – переносное).

4. Поступок его был низким (подлым, бесчестным – переносное), и многие долго не хотели общаться с ним.

5. Низкая (малая по высоте – прямое) ограда не защищала палисадник, но очень украшала его.

6. Низкое (не принадлежащее к господствующему классу – переносное) происхождение не давало ему занять место в светском обществе.

7. Низкий поклон (глубокий – прямое) вам, ветераны войны.

8. Черный (черного цвета – прямое) кот перешел дорогу.

Разберём ещё одно задание типа А30:

Укажите предложение, в котором используются синонимы.

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов...

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А. П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его.

(По Д. Гранину)

1. 1

2. 6

3. 10

4. 11

В предложении 1 «Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо – не те условия» используются синонимы устарелым и несовременным.

Правильный ответ №1.

При необходимости во время выполнения тренировочных заданий обращайтесь к толковому словарю.

 

Список литературы (А2 Лексические нормы)

Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет (А2 Лексические нормы)

1. Социальная сеть работников образования (Источник).

2. Do.gendocs.ru (Источник).

3. Библиофонд (Источник).

 

Домашнее задание (А2 Лексические нормы)

1. Выполните задание типа А2.

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. Многие наши фильмы получили ПРИЗНАНИЕ и наших зрителей, и за рубежом.

2. Город СТРЯХНУЛ оцепенение будней.

3. На солнце блестят ИГОЛЬЧАТЫЕ кристаллы снежинок.

4. В моей жизни это было самое ПАМЯТЛИВОЕ событие.

2. Выполните задание:

Рис. 5. Задание ЕГЭ А2 (Источник)

3. * Составьте 10 предложений, иллюстрирующих лексическую норму употребления слов ЖЕСТКОСТЬ – ЖЕСТОКОСТЬ, ОТБОРНЫЙ – ОТБОРОЧНЫЙ, ТИПИЧНЫЙ – ТИПОВОЙ, ЦЕЛЫЙ – ЦЕЛЬНЫЙ, ЯВНЫЙ – ЯВСТВЕННЫЙ.

 

Список литературы (А12 Лексическое значение слова)

1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет (А12 Лексическое значение слова)

1. Pomogala.ru (Источник).

2. Словари и энциклопедии на Академике (Источник).

 

Домашнее задание (А12 Лексическое значение слова)

1. Выполните задание (Источник):

Значение какого слова определено неверно?

1. Вакансия – незанятая должность в компании, фирме.

2. Коллекция – систематизированное собрание однородных предметов.

3. Эпиграмма – торжественное стихотворение.

4. Лацкан – отворот пиджака, пальто.

2. Выполните задание:

Рис. 3. Задание по лексике (Источник)

4. Выполните задание:

Рис. 4. Задание по лексике (Источник)

 

Список литературы (А30 Лексическое значение слова)

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 (Источник).

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». gramota.ru

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет (А30 Лексическое значение слова)

1. Решу ЕГЭ (Источник).

2. Социальная сеть работников образования (Источник).

3. Xvatit.com (Источник).

 

Домашнее задание (А30 Лексическое значение слова)

1. Выполните задание:

В каком предложении текста слово КОРАБЛЬ употреблено в переносном значении?

(1)3емля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полёт вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2)Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3)Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полёт. (4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (По В. Солоухину)

1. 2 2. 3 3. 5 4. 6

2. Выполните задание:

Рис. 7. Задание по лексике (Источник)

3.* Решите кроссворд:

 

Рис. 7. Кроссворд по теме «Лексика и фразеология» (Источник)

По горизонтали:

1. Раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем.

5. Слова, совпадающие по звучанию и написанию, но различные по значению.

9. Разновидность общенародного языка, используемая в общении на небольшой территории.

12. Слова и выражения, употребляемые лицами определенных профессий или социальных прослоек.

14. Устаревшее слово, имеющее в современном языке соответствующий синоним.

15. Слово или выражение, представляющие собой перевод по частям иноязычного слова или оборота речи с последующим сложением переведенного в одно целое.

16. Собственное имя людей.

17. Слово или оборот, входящие в состав какого-либо арго.

19. Слова, тождественные или очень близкие по значению, но не являющиеся однокоренными,

23. Лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.

26. Устаревшее слово – название исчезнувшего понятия, предмета, не имеющее синонимов в современном русском языке, так как реалии, ими обозначавшиеся, ушли из жизни.

27. Разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных общностью территориальной, социальной, профессиональной.

29. Раздел лексикологии, посвященный изучению собственных имен.

34. Новое слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений или усиливающее выразительность речи.

36. Основная кратчайшая единица языка, выражающая своим звуковым составом понятие о предмете, процессе, явлении действительности, их свойствах или отношениях между ними.

37. Индивидуально-авторское слово, созданное поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, использующееся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.

38. Слово, противоположное по значению другому слову.

39. Многозначность.

40. Раздел лексикологии, посвящённый изучению географических названий.

По вертикали:

2. Слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве.

3. Раздел языкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

4. Эмоционально и экспрессивно окрашенная речь, отличная от общеупотребительной.

6. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

7. Лексикографическое указание путем принятых сокращенных обозначений, которое дается в словарной статье.

8. Значение отдельных языковых единиц

10. Избитое выражение с потускневшим лексическим значением и стертой экспрессивностью.

11. Сниженная разновидность разговорного языка, для которой характерно использование лексики, находящейся за границей литературной нормы.

13. Дополнительные стилистические оттенки, которые накладываются на основное значение слова и выполняют эмоционально-экспрессивную или оценочную функцию, придавая высказыванию характер торжественности, фамильярности, грубоватости и т. д.

18. Слово с более узким значением, обозначающее видовое понятие по отношению к данному слову

20. Фразеологическая единица.

21. Уменьшительно-ласкательная форма слова.

22. Имя собственное, обозначающее название географического объекта.

24. Заключенный в слове смысл, содержание.

25. Запас слов и выражений, характерный для кого-либо, чего-либо

28. Однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении.

30. Алфавитный список заголовочных слов в словаре.

31. Принятое носителями данного языка употребление слов, устойчивых оборотов, форм, конструкций

32. Слово, заимствованное из другого языка и употребляемое для придания речи местного колорита.

33. Заглавное слово словарной статьи.

35. Словарный состав языка.