Классы
Предметы

А22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Этот видеоурок доступен по абонементу
Подробнее об абонементе, платных и бесплатных уроках

У вас уже есть абонемент? Войти

Оплатить абонемент
У вас уже есть абонемент? Войти
А22. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

На этом уроке мы повторим правила постановки запятой в предложении с вводными словами, сочетаниями и предложениями, овладеем алгоритмом выполнения задания А22. Научимся применять на практике актуализированные знания.

Тема: Подготовка к ЕГЭ

Урок: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

1. Введение

I. Выделение вводных слов и вставных конструкций

Задание А22 представлено в следующей форме:

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Это задание посвящено выделению вводных слов и вставных конструкций.

Вспомним основные правила расстановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.

Прежде всего, как мы знаем, вводные слова и сочетания слов выделяются или отделяются запятыми. Вводные предложения тоже могут выделяться запятыми.

Кто-то, по-видимому, шел в это время по улице.

К счастью, я больше полугода жил в Москве.

Мне казалось, этот человек лучше всех понимал мое состояние.

Есть слова, которые всегда будут вводными.

Во-первых, во-вторых, в-третьих, конечно, собственно говоря, стало быть, пожалуйста, итак, следовательно и т.д.

Как известно, многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие различия проявляются в контексте и влияют на пунктуацию.

Одни звезды, может быть, знают, как свято человеческое горе!

Если он захочет, то может быть замечательным собеседником.

Обратите внимание на слово однако. Есть легкий способ определить, является ли это слово вводным.

Слово однако может быть противительным союзом, синонимичным союзу но. В этом случае оно соединяет или однородные члены, или части сложносочиненного предложения, а также служит средством связи предложений в тексте. И тогда слово однако можно заменить словом но без потери смысла.

Если же однако – это вводное, то такая замена невозможна.

Хотя я его стеснил, отец Дмитрий, однако, был спокоен.

Легко и беззаботно пришел он домой, однако что-то уже изменилось.

Сложности возникают и со словом наконец. Оно может быть обстоятельством, выраженным наречием, а может быть вводным словом.

К слову наконец в роли обстоятельства времени можно прибавить «то» – наконец-то. Вводное слово будет подытоживать какое-нибудь перечисление.

Во-первых, она была в отчаянии, во-вторых, дела ее были плохи, наконец, я ей сочувствовал.

Мы его долго ждали, и он наконец пришел!

Сочетания с одной стороны, с другой стороны могут быть вводными сочетаниями, а могут быть членами предложения.

С одной стороны шел Петя, с другой стороны приближалась Катя.

С одной стороны, мы должны успеть, с другой – времени нет совсем.

Двоякую функцию выполняет слово так. Оно употребляется как обстоятельство, выраженное наречием, и как вводное слово, синонимичное слову например.

Так он всегда поступал.

Обособляются второстепенные члены предложения. Так, это могут быть определения, дополнения, обстоятельства.

 Рис. 1. ВООБЩЕ (Источник)

 

Рис. 2. ЗНАЧИТ (Источник)

 

Рис. 3. СОБСТВЕННО и др. (Источник)

II. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста.

Запятая ставится, если вводное слово можно опустить без нарушения структуры предложения.

Он сидел спокойно и, казалось, не чувствовал потребности переменить положение.

Запятая не ставится, если союз включается во вводную конструкцию и опустить его нельзя.

Человек он интересный, талантливый, а следовательно, сложный.

Не отделяются запятой вводные слова от союзов, стоящих в начале предложения.

И пожалуй, я так и поступлю

Есть слова и сочетания слов, которые никогда не являются вводными.

Авось, будто, буквально, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

III. Анализ заданий А22

Пример задания А22.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я ходил по незнакомому городу и (1) в конце концов (2) вошел в старинный дом. Ты молчишь все время, однако (3) мне хочется знать твое мнение. Иногда дождливой осенью мне (4) бывало (5) вспоминались наши встречи.

1. 1, 2, 3, 4, 5

2. 2, 3, 4, 5

3. 1, 5

4. 4, 5

Стоит начать анализ задания со слова однако. Попытаемся заменить его на но. Получается. Ты молчишь все время, но мне хочется знать твое мнение. Однако здесь – союз. Значит, на месте цифры 3 запятая не нужна.

Попытаемся задать вопрос к сочетанию в конце концов. Вошел когда? в концеконцов. Это обстоятельство времени. Значит, обособлять не нужно.

Посмотрим, действительно ли бывало – вводное. Да, это никак не может быть сказуемое. Сказуемое здесь – вспоминались. А бывало можно и опустить.

Посмотрим на ответ:

Я ходил по незнакомому городу и в конце концов вошел в старинный дом. Ты молчишь все время, однако мне хочется знать твое мнение. Иногда дождливой осенью мне, бывало, вспоминались наши встречи.

Правильный ответ №4.

 

Список литературы

1. Богданова Г.А., Виноградова Е.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый и углубленный уровни) 10-11. – М.: Русское слово.

2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2006. – 480 с.

3. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы (любое издание).

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Testsoch.com (Источник).

2. Домашний репетитор (Источник).

3. Blinovrus.ru (Источник).

4. Федеральный институт педагогических имерений (Источник).

 

Домашнее задание

1. Выполните задание типа А22:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.

1. 1, 2             2. 2, 3              3. 3, 4              4. 1, 2, 3, 4

2. Выполните задание типа А22:

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За широким полем (1) вероятно (2) большое озеро. Оно (3) видно (4) издалека и (5) кажется (6) узкой синей полоской.

1) 1,2              2) 1,2,5,6                    3) 1,2,3,4                    4) 1,5

3.* Используя полученные на уроке знания, составьте 5 заданий типа А22, объясните расстановку знаков препинания.