Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

А.П. Чехов. «Ионыч»

Сюжет Словарь

Введение

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

Произведение и эпоха

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» – известнейшее произведение, и даже имя героя давно стало нарицательным. «Ионыч» был написан на рубеже XIX и XX веков. Исчезнувшие за сто с лишним лет явления и предметы станут более понятными, если заглянуть в Словарь, а в разделе Исторический фон вы найдёте информацию об отражённой в произведении эпохе.

Проблематика

В рассказе можно выделить несколько важных проблем: человек и повседневность, личность и среда, мечта и действительность. В центре внимания автора – конфликт между «казалось» и «оказалось»: между планами, надежами и тихим убожеством повседневности. Можно ли с течением времени сохранять свежесть восприятия? Под силу ли выжить в глухом провинциальном уголке, не потеряв внутренней силы и жажды поиска? Традиционно считается, что Ионыч – человек пошлый, скучный, погрязший в обывательской провинциальной среде. Но так ли это? Если хотите поразмышлять о проблемах, которые затрагивает в рассказе Чехов, загляните в Вопросы для дискуссии.

Сюжет и композиция

В основе сюжета рассказа – изменения, постепенно происходящие с главным героем, Дмитрием Ионовичем Старцевым. Завязкой можно считать приезд Старцева в губернский город С. и знакомство с семьёй Туркиных. Кульминацией становится эпизод на кладбище – внезапно нахлынувшее непонятное чувство, овладевшее героем. Развязкой служит решение Ионыча не общаться больше с Туркиными, а повествование о дальнейшей жизни персонажей играет роль эпилога. Как мы видим, композиция рассказа (и даже наличие мини-эпилога) напоминает роман в миниатюре.

Вспомнить события, которые описаны в произведении, можно с помощью раздела Сюжет, хотя объём текста совсем небольшой и мы, конечно, рекомендуем знакомиться с полным произведением.

 

Жанр

Перед нами рассказ романного типа: в тексте малого объёма описывается жизнь персонажа, его душевные взлёты и падения. Важнейшая задача романа – отобразить жизненную эволюцию героя, и именно такие перемены в жизни Ионыча показывает Чехов.

Персонажи

Главный герой – врач Дмитрий Старцев. В начале рассказа это полный сил молодой мужчина, а ближе к финалу – разочарованный, усталый Ионыч, которого волнуют прозаические проблемы (важно, что меняется даже именование героя).

Екатерина Ивановна (Котик) – интеллигентная барышня, несостоявшаяся пианистка. В начале рассказа видит себя музыкантом, потом справедливо разочаровывается в собственном таланте. С темой нереализованных творческих планов героини соседствует тема несостоявшейся любви Старцева и Екатерины Ивановны.

Туркины (Иван Петрович и Вера Иосифовна), родители Котика, пользуются репутацией самой образованной и творческой семьи в городе: он постановщик-любитель, она писательница-графоманка. Их образы отмечены постепенно нарастающей иронией.

Художественные приёмы

Проблематика рассказа поддерживается художественными приёмами, среди которых самым главным является повтор. Ощущение многократности автор усиливает такими словами, как «всякий раз», «по-прежнему», «тоже», «каждый день», «каждую осень». В рассказе воспроизводятся (лишь с небольшими вариациями) одни и те же ситуации, позы, жесты, слова героев. Дважды Вера Иосифовна читает гостям свои романы, а лакей Пава принимает заученную трагическую позу. Многократно повторяет Иван Петрович свои анекдоты, шутки. Пять раз говорится об игре Екатерины Ивановны. Практически симметрично повторяется ситуация безответного объяснения (сначала равнодушна Екатерина Ивановна, потом – Ионыч). Кольцевая композиция (упоминание дома Туркиных) усиливает ощущение замкнутости мира вокруг героя и жизненного тупика.

Дополнительные материалы

Предлагаем вам различные интерпретации произведения. Эти материалы помогут вам во время ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Вы найдёте их в разделе Мнения о произведении. Увидеть, как атмосфера рассказа воссоздаётся в зрительных образах (живописных и кинематографических), вы сможете, если откроете вкладку Отражение в искусстве.

Хотите узнать, кто ещё из писателей размышлял над подобными вопросами, с кем Чехов вступает в творческий диалог? Зайдите в раздел Сквозные темы. Если вас  заинтересовал рассказ «Ионыч» и вы прочитали бы что-то похожее по стилю и атмосфере, посмотрите вкладку Настроение.

Перед вами полезные ссылки, факты, мысли исследователей и, самое главное, – вопросы. Читайте, сопоставляйте, размышляйте!