Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Василь Быков. Повесть «Сотников»

Сюжет Словарь

 

Повесть о войне, написанная тем, кто воевал сам. Оказавшийся в лесу партизанский отряд - и два человека, которые отправились в путь, чтобы помочь отряду выжить. Испытание на прочность - на что способен человек в нечеловеческих обстоятельствах? Можно ли сохранить достоинство перед лицом смерти? Как без нравоучений рассказать о духовном выборе и настоящем поступке? Так, как это делает Василь Быков в повести "Сотников".

Произведение и эпоха

Действие происходит во время Великой Отечественной войны. Быков воевал сам и воссоздаёт военную обстановку как очевидец. Более того, сам замысел произведения рождается из автобиографического события – встречи В. Быкова с бывшим однополчанином. Этот человек попал в плен и согласился сотрудничать с власовцами, надеясь позже сбежать. Однако побега так и не произошло... Быков, размышляя о предательстве, пишет повесть, в которой показывает, каким может быть выбор человека в экстремальных обстоятельствах.

Сюжет и композиция

Действие происходит военной зимой в Белоруссии. Два партизана – Сотников и Рыбак – должны достать еду своему отряду, который скрывается в лесу. Сотников болен, у него кашель и лихорадка, но он вызывается сопровождать Рыбака. По дороге персонажей настигает полицейский патруль, Сотников отстреливается и оказывается раненым. Рыбак возвращается за ним и несёт на себе Сотникова. Вместе они набредают на деревню и прячутся в доме крестьянки Дёмчихи. Вскоре в дом приходят полицаи (это белорусы, сотрудничающие с нацистами). Кашель Сотникова выдает прячущихся, и полицаи доставляют партизан с Дёмчихой в участок. Там же оказывается старик староста, помогавший партизанам. Полицаи схватили и еврейскую девочку Басю. Стараясь добиться сведений о партизанах, полицаи пытают Сотникова, но он не выдаёт свой отряд. Рыбак же решает сотрудничать с полицаями, надеясь потом сбежать. В отличие от Рыбака, который пытается выжить любым способом, Сотников понимает, что обречён на смерть – и это осознание придаёт ему мужества. Он выбирает смерть с достоинством. На виселице оказываются все пленные, кроме Рыбака, и Рыбак сам выбивает опору из-под ног Сотникова. В конце повести Рыбак, сохранивший существование ценой предательства, испытывает отчаяние и пытается покончить с собой, но у него не выходит.

О чём это произведение? О войне, ранах, опасности, смерти? Да. Но главный вопрос – что может человек в условиях, когда, кажется, потерял всё? Выстраивая композицию, автор отвечает на этот вопрос. Кульминацией повести становится не облава в доме Дёмчихи, не допрос, а этический выбор, который перед лицом смерти совершает Сотников.

 

Персонажи

Рыбак – бывший армейский старшина, опытный партизан. Хорошо приспособлен к войне. Он простой человек, увлечённый земными радостями, и больше всего ценит жизнь в её биологическом смысле. Действует рационально, во всём ищет практический смысл. В начале повести ничто не выдаёт в нём будущего предателя.

Дёмчиха – мать троих детей. У неё в доме оказываются партизаны, и она, понимая всю опасность, тем не менее, их прячет.

Староста Пётр – помогает партизанам и укрывает у себя еврейскую девочку Басю.

Заглавный герой Сотников – интеллигент, до войны работал учителем в школе. Сотников с самого начала чувствует близость смерти, поэтому все решения принимает так, чтобы можно было, несмотря на неизбежное, до конца остаться человеком.

Проблематика. Личность и поступок

Действие происходит в Великую Отечественную войну. И первые ассоциации – если произведение на такую тему, то будет много батальных сцен, кровавых подробностей, и авторская идея – обличение войны и прославление победы. «Сотников» – про другое.

Когда Быков говорил о своей повести, то подчёркивал, что она не про войну как таковую. Война – это экстремальный повод задуматься о смысле отдельной человеческой жизни в мире, полном страдания и смерти. Когда человек ничем на защищён, когда он видит гибель тех, кто ему дорог, на что можно опереться? Такие вопросы, которые принято называть экзистенциальными, на первый взгляд, кажутся страшными в своей жестокости. И действительно: если жизнь в любое мгновение может оборваться, то какие могут быть поступки?

Возможный ответ – героические. Но что такое героизм? Здесь можно поймать себя ещё на одной привычной мысли: героизм – это помогать кому-то в ущерб себе.

Но Быков разрушает и этот стереотип. Сотников отказывается выдать партизанский отряд и идёт на виселицу, но совершает он этот поступок прежде всего для себя.

Разве можно что-то сделать для себя, если вот-вот погибнешь? Оказывается, да. Всё зависит от того, что считать ценностью. Если самое дорогое – жизнь, то человек изначально в проигрыше. Что получается, если вынести за скобки неизбежную для всех смерть? Тогда в скобках – а именно внутри них логично искать смысл – остаётся человеческая личность. Красоту и мощь этой личности можно спасти, даже если смерть пришла – и именно этот индивидуальный выбор «в скобках» и составляет свободу человека.

Получается, что героический поступок – это действовать ради сохранения лучшего в самом себе. Разумеется, помощь другому тоже важна, но Быков обостряет ситуацию до предела и строит сюжет таким образом, что Сотникову не удаётся помочь никому: партизанский отряд может быть раскрыт через предательство Рыбака, передать пищу голодающим в лесу не удалось. Смерть Сотникова, которой он надеялся спасти пленных, не меняет их участи. Но выбор Сотникова всё равно имеет смысл. Потому что в обстоятельствах, которые не оставляют надежды, этот человек сознательно и свободно выбирает спасти то, что «в скобках» – своё достоинство и честь.

Очень важное здесь слово – «сознательно». Сознательно не то же самое, что рационально или для выгоды. Сознательно – значит не обманывать себя. Сотников с самого начала понимает, что смерть неизбежна. И из мужества это принять вырастает последний возможный поступок – не подчиниться обстоятельствам, уничтожающим личность. Поступить так может только тот, кто осознаёт ценность своей личности, и Сотников – человек рефлексирующий.

Поступки героев в произведениях В. Быкова «Сотников» и А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Когда мы думаем о личности, поступке и предательстве, к тому же в контексте войны, сложно не вспомнить ещё об одном произведении – «Капитанской дочке» Пушкина. Разумеется, между этими текстами много отличий.

Если Пушкин оставляет Петрушу невредимым в военных событиях, то у Быкова Сотников погибает.

Семейная хроника с волшебной счастливой развязкой, написанная простодушным Гринёвым, не очень похожа на рассказ от третьего лица. Форма повествования, выбранная Быковым, позволяет художественно представить ещё одно важное отличие.

Образ Рыбака сложнее, чем образ Швабрина. Рыбак жалеет старосту Петра и отпускает его, возвращается к раненому Сотникову (хотя и здесь отчасти влияют внешние причины – страх Рыбака перед однополчанами). Между Сотниковым и его напарником до последнего нет явной вражды – в отличие от ситуации, описанной Пушкиным. Кроме того, Быков строит повествование так, что в начале мы видим происходящее – зимний лес, тяжёлую дорогу – именно через восприятие Рыбака, и мы долго сочувствуем персонажу и разделяем его точку зрения. Интересно, что и в конце повести в фокусе автора также оказывается Рыбак, и финал открытый: попытается ли Рыбак бежать, решит ли ещё раз свести счеты с жизнью, застрелит ли кого-то из полицаев? Будет ли существовать бессловесной овцой или решится на поступок?

Ещё одно важное отличие двух текстов. Пугачев у Пушкина – персонаж двойственный: ему присущи размах и храбрость, он способен на благодарность и выборочное милосердие. У Быкова же изображено абсолютное, бескомпромиссное зло: на виселице женщина, старик и ребенок (погибшая еврейская девочка – напоминание о катастрофе Холокоста).

Несмотря на отличия между произведениями, у главных героев много общего.

Оба готовы до последнего бороться за тех, кто нуждается в защите.

Оба не терпят ложь. «Честь» и «честность» для них взаимосвязаны. Даже рискуя жизнью, Петруша прямо говорит Пугачёву, что не будет ему служить. То, что ложь унизительна для достоинства, осознал ещё ребенком Сотников (вспомним эпизод с отцовским пистолетом). Кстати, и для Сотникова, и для Гринёва очень значима личность отца.

И конечно, самое важное сходство – момент выбора. Оба персонажа совершают поступок перед лицом смерти, сохраняя лучшее в себе – честь и человеческое достоинство.