Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

А.А. Блок: понятие о лирическом герое

Раскрывается учащимся смысл понятия лирический герой на примере доклада Юрия Тынянова, посвящённого смерти А. Блока и его творчеству, подчеркивается, что лирический герой А. Блока – это герой с портретом, с биографией, с привычками, отражающий образ самого автора.
Преподаватель дает экскурс, как формировался лирический герой в литературе в другие эпохи, и дает понимание учащимся того, что каждая эпоха, каждое направление будет решать вопрос формирования лирического героя заново.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: А.А. Блок: понятие о лирическом герое

1. Вступление

Термин «лирический герой» впервые был предложен для описания феномена, который был создан во время  восприятия творчества А. Блока, чтобы объяснить  реакцию на смерть поэта, на его стихи.

Этот термин сегодня используется как синоним  образа автора. Но данный термин  в литературе имеет другое значение.

Говорить о лирическом герое следует тогда, когда в стихотворении, написанном от первого лица, лирический субъект в той или иной степени отличается от поэта, автора стихотворения. Варианты такого несовпадения могут быть различными. Иногда поэты сами подчеркивают моменты расхождения между «я» поэта и «я» человека, о котором они пишут. Поэт как бы вживается в чужую (или чуждую) ему роль, надевает «лирическую маску». Иногда различия затушеваны, не столь очевидны. Например, духовный мир автора, его внутренний опыт, положенный в основу лирического произведения, может оказаться лишь частью духовного мира группы людей, современников (это особенность многих стихотворений М.Ю. Лермонтова). Важно помнить, что термин «лирический герой» выявляет различия между автором-поэтом и лирическим субъектом. Только в этом случае его применение имеет глубокий смысл.

Термин лирический герой впервые использовал Ю.Н. Тынянов в статье «Блок» (1921). Он обнаружил несовпадение биографии и личности реального Блока с образом человека, созданным в его стихотворениях. «Блок, — утверждал Тынянов, — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое говорят и сейчас».

ЛИРИКА (от греч. lyrikos - произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное ''я'' поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако ''самовыражение'' поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России - А. С. Пушкин, А. А. Блок.

Большой Энциклопедический словарь - "ЛИРИКА"

Имеет смысл, рассматривая вопрос о том, что такое лирический герой в поэтическом произведении, обратиться к статье Ю.Н. Тынянова, написанной вскоре после смерти Блока; в ней говорится: « …Печалятся о поэте. Но печаль слишком простодушна, настоящая, личная, она затронула даже людей мало причастных к литературе. Правдивее другой ответ, в глубине души решённый для всех: о человеке печалятся.

Блок

Рис. 1.  А. Блок (Источник)

Блока мало кто знал. Как человек он остался загадкой для широкого литературного Петрограда. 

Но во всей России знают Блока как человека, твёрдо верят определённости его образа, и если случится кому увидеть хоть раз его портрет, то уже чувствуют, что знают его досконально.

2. Лирический герой у Блока

Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа ещё новой, нерождённой… формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас. Он был необходим, его окружает легенда.  В образ этот персонифицируют всё искусство Блока; когда говорят о его поэзии, почти всегда за поэзией невольно подставляют человеческое лицо — и все полюбили лицо, а не искусство. 

…Этот лирический образ стремился втесниться в замкнутый предел стихотворных новелл. Новеллы эти в ряду других стихотворных новелл Блока выделились в особый ряд; они то собраны в циклы, то рассыпаны: Офелия и Гамлет, Царевна и Рыцарь, Рыцарь и Дама, Кармен, Князь и Девушка, Мать и Сын.

Здесь и возник любимый всеми образ Блока… 

Эмоциональные нити, которые идут непосредственно от поэзии Блока, стремятся сосредоточиться, воплотиться и приводят к человеческому лицу за нею» («Блок», 1921).

Говоря об особенностях поэзии Блока, Тынянов и впервые вводит в науку о литературе понятие «лирический герой»; определяющий это понятие термин после статьи Тынянова стал широко употребляться в критике и литературоведении.

Ю. Тынянов

Рис. 2.  Ю. Тынянов (Источник)

Cложность этого понятия и непрекращающиеся споры вокруг него объясняются близостью в поэзии авторского «я» и лирического героя. Возможен ли вообще некий герой, кроме автора, в лирическом стихотворении? Ведь сущность лирического в искусстве — это самораскрытие автора, поэт вкладывает в стихи свою душу, она живёт в его «заветной лире».

Истинный поэт самобытен, неповторим. Он говорит собственным языком, несмотря на то, что опирается на традиции предшественников (ведь нет значительных явлений в искусстве вне традиций) и зависит в той или иной мере от действующих стихотворных норм своего времени. Он преодолевает инерцию выработанных стилей, преображает или отбрасывает возникшие и закрепившиеся в поэтическом языке формулы для выражения чувств, поэтизмы, превратившиеся в клише. В стихах подлинного поэта мы слышим его собственный неповторимый голос, только ему свойственную интонацию. Так, высокая патетика звучит естественно в строках Тютчева, который мыслит в масштабах всечеловеческих и космических.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьёт о берег свой.

.......................................

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит их глубины, —

И мы плывём, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.(1830)

Федор Иванович Тютчев

 Рис. 3. Федор Иванович Тютчев (Источник)

В произведениях Блока — голос человека, который доносит до нас звуки «мирового оркестра», но в его стихах мы слышим и узнаём эту музыку как звучащую в нём, как музыку его мира, его души.

В лёгком сердце — страсть и беспечность,

Словно с моря мне подан знак.

Над бездонным провалом в вечность,

Задыхаясь, летит рысак…

(«Чёрный ворон в сумраке снежном…», 1910)

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чём ты горько плачешь?

(«Осенний день», 1909)

Под ветром холодные плечи

Твои обнимать так отрадно:

Ты думаешь — нежная ласка,

Я знаю — восторг мятежа! (1907)

Совокупность обликов Блока. Массовая поэзия отличается тем, что она строится не на штампе.

Страсти, любовь соединяет Блок в своем творчестве, он использует интонацию города, голос времени. Все это Блок смог наполнить новыми красками, он способен был слышать дух современности.  Поэт и читатель взволнованно беседуют. Некий персонаж, у которого есть характер, - это вариант образа автора, с портретом, привычками, настроением.

Когда появился термин «лирический герой» многие стали употреблять его  к произведениям разных эпох, но подошел он больше к романтизму. Потому что именно романтизм слил героя и автора.

3. Другие лирические герои разных эпох

Лири́ческий геро́й - одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром. Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным внутренним миром.

Похожесть автора и лирического героя начинается с Лермонтова.

М. Ю.  Лермонтов

Рис. 4. М. Ю.  Лермонтов (Источник)

Лирический герой в таком понимании впервые, безусловно, появляется в творчестве Лермонтова. Это мощная, титаническая личность, мыслящая, воплощающая в себе идеи свободы, индивидуальной и всеобщей, глубокая и страстная, трагическая и протестующая, одинокая и открытая для любви. Узнаваемая читателями, эта личность является не только лирическим субъектом, но и объектом изображения в произведениях Лермонтова. Белинский в статье «Стихотворения Лермонтова» (1841) говорит о единстве миропонимания, о нравственной высоте личности поэта, объединяющей все его произведения. По сути, речь идёт об устойчивом образе лирического героя, который возникает в поэтическом творчестве Лермонтова. Белинский пишет о стихотворении «1-е января»: «Личность поэта является в этой исповеди в высшей степени благородною… читая её, мы опять входим в совершенно новый мир, хотя и застаём в нём всё ту же думу, то же сердце, словом — ту же личность, как и в прежних». Эта лирическая личность — сложная и многогранная. У Белинского звучит мысль о безусловном единстве реальной личности поэта и лирического героя в творчестве Лермонтова. Читателя в этом убеждает подлинность, достоверность чувств, глубочайшая искренность, свойственная его лирике.

Лирический герой зачастую воплощает в себе самое существенное, что есть в уме и сердце его создателя. Своего лирического героя Некрасов наделил гражданственностью, страстностью, стремлением к нравственному преобразованию общества, передовыми идеалами, моральными принципами «новых людей», способностью остро чувствовать страдания простого человека, сопереживать ему. Именно эти человеческие свойства побуждали к творчеству самого поэта.

В стихах Некрасова доминируют темы, связанные с острейшими социальными проблемами современности, с жизнью крестьянства, городских низов. Гражданское содержание своих стихотворений и поэм Некрасов считал более важным, чем их эстетические качества, что нашло выражение в знаменитой стихотворной декларации: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан».

Некрасовский лирический герои - это прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели - разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему народу («...толпе напоминать, что бедствует народ»), показать жизнь глазами народа..

В стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом...» Некрасов изображает эпизод из городской жизни: на Сенной площади он становится Свидетелем того, как молодую крестьянку подвергают телесному наказанию. Унижение и боль бесправных людей - вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе а сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!

Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством поэта. Его Муза в высшей степени демократична, обращена к народному миропониманию, не страшится проникать в самые темные «углы» крестьянской жизни и городских низов, в душу простолюдина.

В своем творчестве Некрасов стремится пережить «народную боль» и высказать «народную правду" с позиций самого народа. Во многое стихотворениях Некрасова лирический герой - простой человек. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице шумной...» от лица такого героя рассказана трагическая история женщины, вынужденной пойти на панель, чтобы купить гробик для ребенка, умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине, и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения:

С горя да с голоду завтра мы оба

Так же глубоко и сладко заснем;

Купит хозяин, с проклятьем, три гроба -

Вместе свезут и положат рядком...

Изображая народную жизнь, Некрасов использует разные художественные формы. Его лирическое «я» то сливается с голосом человека из народа, то звучит самостоятельно. В стихотворении «В дороге» лирический образ поэта еще отстранен от сознания ямщика. Голос ямщика и голос автора звучат здесь раздельно, а в стихотворении «Школьник» - сливаются:

- Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невеселая дорога...

Эй! садись ко мне, дружок!

Н.А. Некрасов

Рис. 5. Н.А. Некрасов (Источник)

Лирический герой Некрасова учит пас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль другого человека, стремиться к справедливости. В редкой поэтической отзывчивости на чужое страдание и чужую радость Некрасов раскрыл себя в своем творчестве и как честный и деятельный гражданин, и как глубоко русский поэт.

Поэтому читателю нередко представляется, что автора в лирике невозможно отделить от героя. Об этом пишет М. Бахтин в работе «Автор и герой в эстетической деятельности». Он говорит, что в лирическом произведении автор словно бы «растворяется», «кажется, что его нет, что он сливается с героем, или наоборот, нет героя, а только автор». Но это всё-таки не так, автор и лирический герой не одно и то же. Лирический герой, по мнению Бахтина, никогда не может полностью совпасть с автором.

М. Бахтин

Рис. 6. М. Бахтин (Источник)

Лидия Гинзбург в книге «О лирике» (Л., 1964), написанной через сорок с лишним лет после статьи Тынянова о Блоке, пользуется его термином лирический герой. Но, рассматривая проблему воплощения в лирике авторского сознания, уточняет и углубляет это понятие. Она замечает, что «термином лирический герой несомненно злоупотребляли». Безусловно, в лирическом произведении всегда раскрывается личность автора (о чём уже шла речь выше), но не всегда создаётся образ лирического героя. Он возникает тогда, когда автор — субъект лирики, «носитель переживания», — становится предметом изображения, когда он сам является темой поэтического произведения. Так, в поэзии А. Белого есть сквозные идеи, образы, интонации, мелодии, узнаваемые читателем, но нет объективированного образа лирического героя, а в лирике Блока он есть. И прав Ю. Тынянов, когда в статье, которая цитировалась выше, утверждает, что «Блок — самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа».

Недаром в предисловии к собранию своих стихотворений Блок пишет, что три книги его стихов составляют трилогию с персонифицированным лирическим героем: «...Всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»: она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан в течение первых двенадцати лет сознательной жизни» (9 января 1911 г.).

«Лирический герой не существует в отдельном стихотворении. Это непременно единство, если не всего творчества, то периода, цикла, тематического комплекса, — говорит Л. Гинзбург. — В подлинной лирике, разумеется, всегда присутствует личность поэта, но говорить о лирическом герое имеет смысл тогда, когда она облекается некими устойчивыми чертами — биографическими, психологическими, сюжетными».

Гинзбург

Рис. 7. Л. Гинзбург (Источник)

Л. Гинзбург считает, что «в истории русской лирики несколько раз возникали условия для того, чтобы наиболее отчётливым образом сложилось человеческое лицо, «подставляемое» вместо своего литературного двойника. Самые отчётливые лица русской лирики — Лермонтов, Блок..» Сам поэт, его облик, переживания, судьба и творчество являются предметом изображения, становятся объектом его лирики.

Являясь предметом изображения, «настоящий лирический герой чаще всего зрительно 

Полное единство поэтической и реальной личности, все слова этой строфы выражают «на самом деле» реальное душевное состояние говорящего (нас захватывает, притягивает их искренность, достоверность), и при этом возникает в стихотворении художественный образ, образ лирического героя, заключающий в себе обобщение, вбирающий в себя идеальные черты истинного поэта.

4. Заключение

Автор и герой (его лирическое «я») не одно и тоже. Лирический герой с внутренней драматургией, не распадается на разные лица, созданный персонаж, который живет в цикле. Должен  иметь портрет, характер. Каждая эпоха предъявляет требования к отношению автора и героя.

Важную особенность, присущую лирике многих поэтов «серебряного века» в том , что лирический герой появляется  и не только в поэзии Блока, в основе которой лежит миф о «пути», создававшийся самим поэтом на протяжении многих лет. Присутствие лирического героя — важнейшая особенность поэзии Андрея Белого (Б.Н. Бугаева), Федора Сологуба (Ф.К. Тетерникова), В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, С.А. Есенина и других поэтов начала XX в.


Домашнее задание

Составить схему лирического героя.


Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.


Таблицы и презентации

Литература в таблицах и схемах (Источник).