Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

А.И. Куприн: обзор жизни и творчества. "Молох"

При помощи данного видеоурока все желающие смогут самостоятельно изучить тему «А.И. Куприн: обзор жизни и творчества. "Молох"», которая входит в школьный курс литературу за 11 класс. В ходе занятия учащиеся смогут узнать основные биографические сведения о жизни Куприна, а также о его творческом пути.

Вступление

Рис. 1. Куприн Александр Иванович (1870 - 1938)

Рис. 1. Куприн Александр Иванович (1870 - 1938) (Источник)

Александр Иванович Куприн - талантливый писатель начала XX века.

Очерк жизни Куприна

Куприн родился в селе Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего.

Богатая событиями жизнь Куприна, его многообразное творчество - все это составляло чрезвычайно сложную картину. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Но постепенно у Куприна созрела мечта стать "поэтом или романистом". Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13-17 лет. Годы военной службы в провинции дали Куприну возможность узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. В повести "Впотьмах", рассказах "Психея", "Лунной ночью", написанных в эти годы, еще преобладают искусственные сюжеты. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни "Из отдаленного прошлого" ("Дознание") (1894).

В 1890 году молодого подпоручика Куприна по окончании училища отправляют в городок Проскуров Подольской губернии служить в пехотном полку. Казарменные порядки стали тягостным времяпровождением для Александра, и он полностью углубляется в литературу. Началом творческой карьеры Куприна можно считать 1893 год, когда на свет появляются рассказы «Лунной ночью», «Дознание» и повесть «Впотьмах». В 1894 году он возвращается в Киев и полностью проходит «переквалификацию». Местные газеты и журналы печатают его очерки, фельетоны и рассказы, кроме этого Куприн подрабатывает журналистом, печатается в полицейской и судебной хрониках, но это не спасает от нищеты. Он пишет, чтобы заглушить чувство голода. Работает, где придется. Семь лет он лихорадочно ищет себя, зарабатывая копейки. Он как бы коллекционирует профессии. 

Чуковский вспоминает о Куприне: « Вечно его мучила жажда исследовать, изучить и понять как живут и работают люди различных профессий,… жаждал узнать всю подноготную, потому что в изучении быта не терпел полузнайства…» 

Рис. 2.  Корней Чуковский

Рис. 2.  Корней Чуковский (Источник)

Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры». После увольнения из армии, Куприн пошел работать на самый крупный сталелитейный и рельсопрокатный завод, где с 1896 года трудится в должности заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». С него, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.

Работая на заводе, Куприн не отвлекается по мелочам: теперь его работа по призванию там, дома, где лежит стопка аккуратно сложенных рукописей, там, где мыслям просторно, а словам тесно. С 1896 по 1901 год из-под пера талантливого (его уже стали таковым называть) писателя А. Куприна выходит повесть «Поединок» и рассказы: «Олеся», «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель». Жизнь преподносит еще один шанс покорить северную столицу, и в 1901 году писатель отправляется вновь в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира». Куприна теперь хорошо знают и в Москве благодаря его знакомству с классиками мировой отечественной литературы: И.А.Буниным, М.Горьким, А.П.Чеховым. В 1903 году к Куприну приходит долгожданный успех вместе с томиком «Купринских» рассказов, которые выпускает «Знание».

Первое десятилетие 20-го века для Куприна – благодатное время, когда его творчество пользуется невероятной популярностью.

В 1909 году писатель вместе с А.Буниным получает Академическую премию им. А.С.Пушкина за три тома своих произведений.

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. На киевских пристанях разгружает баржи с арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году несколько месяцев работает на одном из заводов Донбасса, на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет в провинциальной труппе, работает землемером, сближается с артистами цирка. Запас наблюдений Куприна дополняется упорным самообразованием и чтением. Именно в эти годы Куприн становится профессиональным литератором, постепенно публикуя свои произведения в различных газетах. Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры».  Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». С него, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.(09:50) Главная тема этой повести - тема русского капитализма, Молоха, - прозвучала необычно ново и значительно. Автор попытался при помощи иносказания выразить мысль о бесчеловечности промышленного переворота. Практически до конца повести рабочие показаны как терпеливые жертвы Молоха, очень часто звучит сравнение их с детьми.  И закономерен итог повести - взрыв, черная стена рабочих на фоне пламени. Эти образы призваны были передать идею народного бунта. 

Повесть «Молох»

Молох – это божество, которому приносили человеческие жертвы. Сам образ завода, который напоминает древнее чудовище, которое просит человеческих жертв.

Повесть "Молох" стала этапным произведением не только для Куприна, но и для всей русской литературы. Эта повесть была опубликована в журнале «Русское богатство».

Рис. 3. Обложка журнала «Русское богатство»

Рис. 3. Обложка журнала «Русское богатство» (Источник)

В конце 19 века, когда появляется новая фабричная цивилизация, тема опасности становится актуальной.

Герой у Куприна - человек слабый. В повести появляется сила, которая может сопротивляться Молоху. Это рабочие, они пытаются взорвать котлы. Повесть заканчивается пожаром, и основной цех сгорает. Ежедневно завод гремел, а после пожара он замолчал. С этим Молохом удалось справиться.

В 1898 году печатается повесть "Олеся" - одно из первых произведений, в котором Куприн предстает перед читателями великолепным художником любви. В творчество писателя прочно входит и прежде близкая ему тема прекрасной, дикой и величественной природы. Нежная, великодушная любовь лесной "колдуньи" Олеси противопоставлена робости и нерешительности ее возлюбленного, "городского" человека.

«Олеся» является одним из произведений Куприна, в которых раскрылись лучшие черты его писательского таланта: умение создавать характеры своих героев, яркие картины природы, напряженное развитие сюжета и лиризм повествования.

Эта повесть имеет традиционный для писателя сюжет, в котором главную роль играет интеллигент из города, обыкновенный человек средних моральных и нравственных качеств, который попадает в непривычную для него сельскую среду. Непохожей на другие повести «Олесю» делает наличие романтической струи, связанной с образом героини, имя которой и носит повесть.

Олеся — это необычная девушка, человек с сильным и цельным характером, способный любить своим верным и горячим сердцем. Она стала такой потому, что жила всю жизнь вдали от цивилизации, не только городской, но и деревенской. Куприн в лице Олеси восхищается естественными представлениями о мире и осуждает общество мещан, которое несет гибель и разрушение. Только слияние человека с природой могло создать такой характер и яркий внутренний мир, который привлекает Ивана Тимофеевича. Он видит в ней тайну, загадку, и, несмотря на свою доброту и мягкость, причиняет девушке огромное горе. Его пассивности и бездействия оказывается достаточно, чтобы Олеся, избитая до полусмерти деревенскими бабами, была вынуждена бежать из родного края.

На примере Ивана Тимофеевича И.А. Куприн показывает, как мог бы измениться человек, могла бы преобразиться его личность под влиянием настоящей любви, но это не происходит с главным героем. Он не просто совершает зло своей легкомысленностью и бездействием, Иван не видит своей вины и не испытывает угрызений совести.

В 1901году переезжает петербургских журналах Куприн публикует рассказы "Болото" (1902), "Конокрады" (1903), "Белый пудель" (1904) и др. В героях этих рассказов автор восхищается стойкостью, верностью в дружбе, неподкупным достоинством простых людей.

В 1905 году была опубликована повесть "Поединок", посвященная М. Горькому. Куприн писал Горькому: "Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам".

Куприн становиться популярным.

Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: "Изумруд" (1907), "Скворцы" (1906), "Завирайка" (1906), "Ю-ю". О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет" (1911), изображая яркую страсть библейской красавицы Суламифи и нежное, безнадежное и самоотверженное  маленького чиновника Желткова.  Для Куприна любовь - трагедия.

Рис. 4.  Куприн на воздушном шаре.

Рис. 4. Куприн на воздушном шаре

Разнообразие сюжетов подсказывал Куприну его жизненный опыт. Он поднимается на воздушном шаре, в 1910 году совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело и опускается на морское дно, гордится дружбой с балаклавскими рыбаками. Все это украшает страницы его произведений яркими красками, духом здоровой романтики. Герои повестей и рассказов Куприна - люди самых различных классов и социальных групп царской России, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Куприн писал "обо всех и для всех"...

Февральскую революцию Куприн встречает с восторгом. Открывает госпиталь.

Октябрьскую революцию не принял, потому что сразу увидел ее жестокость.

Куприн выступает против власти большевиков. В 1919 году покидает Родину.

Писатель долгие годы провел в эмиграции.  Эмигрантская жизнь обрывочна. Куприн в письмах пишет о тоске по Родине. Он тяжко расплатился за эту жизненную ошибку - расплатился жестокой тоской по Родине и творческим спадом. Самое знаменитое произведение этого времени - роман «Юнкера». Но в это время ему не писалось.

"Чем талантливее человек, тем труднее ему без России", - пишет он в одном из писем. Однако в 1937 году Куприн возвращается в Москву.

Рис. 5. Куприн возвращается на Родину

Рис. 5. Куприн возвращается на Родину

Он публикует очерк "Москва родная", у него созревают новые творческие планы. Но здоровье Куприна было подорвано (у него рак), и в августе 1938 года его не стало.

Статья Куприна «Десять заповедей для писателя реалиста»

Куприн никогда не писал литературных манифестов. Считается, что он не разработал нового стиля и ничем не обогатил теорию литературы. Но это именно Куприн оставил "десять заповедей" писателя, которых придерживался и сам. Это именно Куприн указал молодому писателю, как организовать свою работу. Конечно, и до, и после Куприна подавались советы и составлялись некие профессиональные кодексы. Но купринский кодекс, сформулированный предельно чётко и кратко, находится вне стилей и направлений. Он универсален, и, чтобы заострить перо, ему могут следовать представители любых литературных течений.

"1. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица… Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…

2. В описаниях помни, что так называемые "картины природы" видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему… Если описываешь от своего лица, покажи это своё лицо, свой темперамент, настроение, обстоятельства жизни. Словом, ничего "внешнего", что не было бы пропущено "сквозь призму" твоей индивидуальной души или кого-нибудь другого. Мы не знаем "природы" самой по себе, без человека.

3. Изгони шаблонные выражения: "С быстротою молнии мысль промчалась в его голове…"… Не пиши: "заплакал", а покажи те изменения в лице, в действиях, которые рисуют нам зрелище "плаканья". Всегда живописуй, а не веди полицейского протокола.

4. Красочные сравнения должны быть точны… Изображай гром, как Чехов, — словно кто прошёлся босыми ногами по крыше…

5. Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят. Живописуй образ речью самого говорящего…

6. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты — писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.

7. Никогда не выкладывай в рассказе своих намерений в самом начале. Представь дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутывается событие. Запутывай и запутывай, забирай читателя в руки… Не давай ему отдохнуть ни на минуту. Пиши так, чтобы он не видел выхода, а начнёшь выводить из лабиринта, делай это добросовестно, правдиво, убедительно. Хочешь оставить в тупике, разрисуй тупик вовсю, чтобы горло сжалось…

8. Обдумай материал: что показать сначала, что после. Заранее выведи нужных впоследствии лиц, покажи предметы, которые понадобятся в действии. Описываешь квартиру — составь её план, а то, смотри, запутаешься сам.

9. Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним… Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

10. Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись "в поте лица". Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя… Кончил переживать, берись за перо, и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно".

"Заповеди", по свидетельству В.Н. Афанасьева (В.Н. Афанасьев. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк.— М.: Художественная литература, 1960.), были высказаны Куприным при встрече с одним молодым автором, а спустя годы, воспроизведены этим автором в "Женском журнале" за 1927 г.

Но, пожалуй, главная заповедь Куприна, оставленная потомкам, — это любовь к жизни, к тому, что есть в ней интересного и красивого: к закатам и рассветам, к запахам луговой травы и лесной прели, к ребёнку и старику, к лошади и собаке, к чистому чувству и доброй шутке, к берёзовым лесам и сосновым рощам, к птице и рыбе, к снегу, дождю и урагану, к колокольному звону и воздушному шару, к свободе от привязанности к тленным сокровищам. И полное неприятие всего, что уродует и пачкает человека.

Оглядываясь сегодня на жизнь, прожитую Александром Ивановичем Куприным, читая и перечитывая написанное им, понимаешь: стоит последовать этой заповеди, как вдруг станет ясно, какими счастливыми можем мы быть, какими неисчислимыми богатствами уже владеем и как много можем приобрести с течением жизни.

 

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Куприн «Молох». Электронная библиотека. Источник

Повесть «Олеся» Источник

Викисловарь

Корней Чуковский Источник

Журнал «Русское богатство» Источник

 

Видео и аудио материал

Видео о творчестве Куприна  (Источник).

Аудиокнига « Молох» (Источник) и другие части.

Повесть «Молох» (Источник).

Повесть «Олеся» (Источник).

Повесть «Поединок» (Источник).

О «Гранатовом браслете» (Источник).

Фильм  «Поединок» (Источник).

Аудиозапись «Поединок» (Источник).


 

Презентация (Источник).

 

Домашнее задание

Составить подробный план урока.