Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

А.И. Куприн. "Поединок"

Представляем вашему вниманию видеоурок по теме «А.И. Куприн. "Поединок"». Преподаватель подчеркивает, что «Поединок» А.И. Куприна – знаменитое произведение русского классика, в котором он описывает колоритные образы русских офицеров, философские размышления о человеке и великий накал страстей. Написанная во время русско-японской войны повесть Куприна «Поединок» вскрывает болезненные проблемы, назревшие в российской военной среде. А.И. Куприн в этой повести дает глубокий психологический анализ романтичного образа молодого офицера Ромашова в окружении пьянства, разврата и тупой армейской жизни.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв

Урок: А.И. Куприн: «Поединок»

1. Вступление

Повесть «Поединок» А.И. Куприна – знаменитое произведение русского классика, в котором он описывает колоритные образы русских офицеров, философские размышления о человеке и великий накал страстей. Написанная во время русско-японской войны повесть Куприна «Поединок» вскрывает болезненные проблемы, назревшие в российской военной среде.

Рис. 1. Куприн Александр Иванович (1870 - 1938)

Рис. 1. Куприн Александр Иванович (1870 - 1938) (Источник).

 

2. Обзор по повести. О положении армии.

В 1905 году в сборнике «Знание» (№ 6) была опубликована повесть «Поединок», посвящённая М. Горькому. Она вышла в дни цусимской трагедии и сразу же стала значительным общественным и литературным событием. Герой повести подпоручик Ромашов, которому Куприн придал автобиографические черты, также пытался написать роман о военных: «Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».

Рис. 2. Сборник «Знание»

Рис. 2. Сборник «Знание»

Художественный рассказ (и вместе с тем документ) о тупой и сгнившей до сердцевины офицерской касте, об армии, державшейся только на страхе и унижении солдат, лучшая часть офицерства приветствовала. Куприн получал благодарственные отзывы из разных уголков страны. Однако большинство офицеров, типичных героев «Поединка», были возмущены.

В повести несколько тематических линий: офицерская среда, строевая и казарменная жизнь солдат, личные отношения между людьми. «По своим... чисто человеческим качествам офицеры купринской повести — люди очень разные,...почти каждый из офицеров обладает необходимым минимумом «добрых чувств», причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием,»- отзывался о повести О.Н. Михайлов. Полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий — люди разные, но все они — ретрограды армейского воспитания и обучения. Молодых офицеров, кроме Ромашова, представляют Веткин, Бобетинский, Олизар, Лобов, Бек-Агамалов. Как воплощение всего грубого и бесчеловечного среди офицеров полка выделяется капитан Осадчий. Человек диких страстей, жестокий, полный ненависти ко всему, сторонник палочной дисциплины, он противопоставлен главному герою повести подпоручику Ромашову.

Рис. 3. Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А. И. Куприна "Поединок" (1959-60)

Рис. 3. Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А. И. Куприна "Поединок" (1959-60) (Источник).

Образ главного героя повести дан в динамике. Ромашов, пребывая сначала в кругу книжных представлений, в мире романтической героики, честолюбивых стремлений, постепенно прозревает. В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя — человека, обладающего чувствами собственного достоинства и справедливости, он легкораним, часто беззащитен. Среди офицеров Ромашов не находит единомышленников, все ему чужие, за исключением Назанского, в беседах с которым он отводит душу. Тягостная пустота армейской жизни подтолкнула Ромашова к связи с полковой «обольстительницей», женой капитана Петерсона Раисой. Разумеется, это скоро становится невыносимым для него.

В противоположность другим офицерам Ромашов по-человечески относится к солдатам. Он проявляет заботу о Хлебникове, постоянно унижаемом, забитом; может, вопреки уставу, сказать старшему офицеру об очередной несправедливости, но изменить что-либо в этой системе он бессилен. Служба гнетёт его Ромашов приходит к мысли об отрицании войны: «Положим, завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, англичанам, японцам... и вот уже нет больше войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам». Армия обезличивает людей.  «Что же такое все эти хитрые, сложенные здания военного ремесла? Ничего..,» - размышляет Ромашов во время ареста.

3. Судьба Ромашова

Ромашов — это тип пассивного мечтателя, мечта его служит не источником вдохновения, не стимулом для непосредственного действия, а средством ухода, бегства от действительности. Привлекательность же этого героя в его искренности.

Ромашов любит мечтать, в них удачлив. Но реальность другая. Ромашов не принимает насилие. Ему скучно и страшно, но он привязан к этому полку. Герой размышляет о том, что главное в жизни. И деньги, и чины – это призраки, придуманные людьми. Цивилизация управляется фикциями, вещам, которым мы сами даем эту власть. Почему продолжается бойня?

Ромашов влюблен в жену своего однополчанина. На фоне опустившихся, грубых офицеров и их жён, погрузившихся в «амуры» и «сплетни», кажется необычной Александра Петровна Николаева, Шурочка. Для Ромашова она идеал. Шурочка — один из самых удачных женских образов у Куприна. Она привлекательна, умна, эмоциональна, но и рассудительна, прагматична. Шурочка как будто бы правдива по натуре, но лжёт, когда её интересы требуют этого. Николаева она предпочла Казанскому, которого любила, но который не смог бы увезти её из захолустья. Близкий ей по своему душевному строю «милый Ромочка», любящий её горячо и бескорыстно, увлекает её, но оказывается тоже неподходящей партией.

Рис. 4. Дубинский Д.А. Встреча Ромашова и Шурочки (1959)

Рис. 4. Дубинский Д.А. Встреча Ромашова и Шурочки (1959) (Источник).

Одним из толчков, которые движут эту трагическую историю, оказывается разрыв с предыдущей возлюбленной, тем самым герой наживает себе злейшего врага (поступают пошлые письма).

Пережив душевный кризис, он выходит на своеобразный поединок с этим миром.

Рис. 5. Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А.И. Куприна "Поединок" (1959-60) (Источник).

Подготовка к смотру, Ромашов попадает на разбор полетов. Все расстроены, потому что смотр провален. Ромашов одинок. Он мучается, бродит по городу. Он мечется. Встречает Хлебникова (неудачливого солдата своей роты). Ромашов видит избитого Хлебникова и понимает, как он (солдат) страдает. Ромашов спасает солдата от самоубийства. Ромашов стал думать о людях, он хочет изменить жизнь. Этот шаг для него страшен, потому что он ничего не умеет. Офицеры пьют, гуляю, поют, но песня переходит в панихиду. Ромашов после этого срывается.

Дуэль с незадачливым Николаевым, которой завершается повесть, становится частным выражением непримиримого конфликта Ромашова с действительностью. Однако простой, обыкновенный, «естественный» Ромашов, выбивающийся из своей среды, с трагической неизбежностью оказывается слишком слабым и одиноким, чтобы одержать верх.

Рис. 6. Д. Дубинский. Дуэль. Иллюстрация к повести А. Куприна "Поединок"

Насилие, скука, отсутствие жизни- все это должно когда-то закончится. Противопоставление сильных и слабых, разрушение старых представлений. Настанет время, где не будет зависти. Людям не хватает внутреннего достоинства, уважения друг другу.

Преданный своей возлюбленной, по-своему очаровательной, жизнелюбивой, но эгоистически расчётливой Шурочке (уговаривает Ромашова принять участие в дуэли), Ромашов погибает.

Жизнь расправляется по-своему с Ромашовым. Реальность побеждает. В повести раскрывается противостояние человека и цивилизации. Армия, которая была создана, она была создана на насилии и унижении. Такая армия не победит.

4. Заключение

В 1905 году Куприн стал очевидцем расстрела восставших матросов на крейсере «Очаков», помогал прятать нескольких спасшихся с крейсера. Эти события нашли отражение в его очерке «События в Севастополе», после публикации которого на Куприна было заведено судебное дело — его вынудили в течение 24 часов покинуть Севастополь.

Рис. 7. Крейсер «Очаков»

Рис. 7. Крейсер «Очаков»

1907—1909 годы — сложный период в творческой и личной жизни Куприна, сопровождавшийся чувствами разочарования и растерянности после поражения революции, семейными невзгодами, разрывом со «Знанием». Изменения произошли и в политических воззрениях писателя. Революционный взрыв по-прежнему представлялся ему неизбежным, но теперь это немало его пугало. «Отвратительное невежество прикончит красоту и науку..,» — пишет он («Армия и революция в России»).

 

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3. Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Куприн «Поединок» (Источник).

«Правила » (Источник).

Брем Альфед Эдмунд (Источник).

Крейсер «Очаков» (Источник).

Дубинский Д.А. (Источник).

 

Видео и аудио материал

 Видео о творчестве Куприна  (Источник).

 Повесть «Поединок» (Источник).

 Фильм  «Поединок» (Источник).

Аудиозапись «Поединок» (Источник).

 

Презентация

(Источник)

 

Собрание материала (Источник).

 

Домашнее задание.

Составить характеристику Ромашову.