Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Л.Н. Андреев: обзор жизни и творчества

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Л.Н. Андреев: обзор жизни и творчества». В начале урока учащиеся знакомятся с детством и взрослением Л.Н. Андреева. Далее рассматриваются произведения, которые наиболее чётко отражают его творчество – «литература страха и ужаса». Приводятся высказывания современников о творчестве Л.Н. Андреева. Далее рассматривается аспект: Л.Н. Андреев и театр. Достаточно большое количество пьес написано этим писателем. На уроке разбирается пьеса «Иуда Искариот», в которой отражены взгляды Л.Н. Андреева на исторические события зарождения христианства.

Тема: Русская литература конца 19-начала 20вв

Урок: Л.Н. Андреев: обзор жизни и творчества

1. Детство и юность Андреева

Рис. 1. Андреев Леонид Николаевич  (1871-1919)

Рис. 1. Андреев Леонид Николаевич (1871-1919)(Источник).

Леонид Николаевич Андреев родился 21 августа 1871 года в Орле в семье землемера, который был внебрачным сыном помещика. Мать тоже была из знатного рода, поэтому можно утверждать, что явившийся в этот мир человек был аристократом как по духу, так и по крови.

В 1882 году его отдали в орловскую гимназию, в которой Леонид, по собственному признанию, «учился скверно». Зато много читал: Жюля Верна, Чарльза Диккенса, Дмитрия Ивановича Писарева, Льва Николаевича Толстого, Эдуарда Гартмана, В марте 1900 года молодой писатель познакомился с Максимом Горьким, который так описывал встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, - точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия». После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской внучатой племяннице Тараса Шевченко 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго. Первый сборник рассказов Андреева вышел. Он понравился многим. Андреева заметили. Рассказ «Стена» - это некая аллегория (то , о что бьется человек). Люди пытаются пробиться сквозь стену. Люди гибнут, кровь льется. В рассказе «Бездна» герой совершает ужасную вещь. Эти рассказы объединены тем, что вокруг и внутри героев находилась кромешная тьма. Внутри человека находилась страшная темная звериная сила. Бездна - это то, куда человек может падать всю жизнь. Этот рассказ вызвал настоящую бурю негодования. Образ бездны и стены – ключевые для творчества Андреева. Это абсолютные метафоры бессмысленного существования, которые закончатся поражением. Все рассказы Андреева были эмоциональны, подчеркнуты напряженным синтаксисом. Артура Шопенгауэра.

Рис. 2.  Артур Шопенгауэр

Рис. 2. Артур Шопенгауэр (Источник).

Последний оказал на мировоззрение будущего писателя особенно сильное влияние: шопенгауэровские мотивы пронизывают многие его произведения.

В 1889 году юноша тяжело переживает потерю отца. В этом же году его поджидает еще одно испытание - тяжелейший душевный кризис из-за несчастной любви. Психика впечатлительного молодого человека не выдержала, и он попытался даже покончить с собой: чтобы испытать судьбу, лег под поезд между рельсов.

В 1891 году, окончив гимназию, Леонид Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета, откуда в 1893 году был отчислен за неуплату. Ему удалось перевестись в Московский университет, за обучение в котором плату внесло Общество пособия нуждающимся. Окончив в 1897 университет кандидатом права, Андреев служит помощником присяжного поверенного, выступает в суде в качестве защитника. В 1897 начинается и систематическая литературная деятельность Андреева, хотя первое его выступление в печати состоялось в 1892, когда он в журнале «Звезда» опубликовал написанный им для заработка рассказ о голодающем студенте «В холоде и золоте».

В это же время Андреев начинает печататься, однако жизненные неурядицы снова доводят начинающего писателя до самоубийства, но попытка опять неудачна.

Все это время бедный студент влачит полуголодное существование, живет частными уроками, рисует портреты на заказ.

В 1896 году он знакомится с будущей женой - Александрой Михайловной Велигорской.

В 1897 году Леонид Андреев окончил университет кандидатом права. Он начал служить помощником присяжного поверенного, выступая в суде в качестве адвоката.

Судебная практика дала сюжеты многим репортажам Л. Андреева, которые публиковались в газете «Курьере» и «Московском вестнике». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом «James Lynch».

Рис. 3. Максим Горький

Рис. 3. Максим Горький (Источник)

В марте 1900 года молодой писатель познакомился с Максимом Горьким, который так описывал встречу с Леонидом: «Одетый в старенькое пальто-тулупчик, в мохнатой бараньей шапке набекрень, он напоминал молодого актера украинской труппы. Красивое лицо его мне показалось малоподвижным, но пристальный взгляд темных глаз светился той улыбкой, которая так хорошо сияла в его рассказах и фельетонах. Говорил он торопливо, глуховатым, бухающим голосом, простуженно кашляя, немножко захлебываясь словами и однообразно размахивая рукой, - точно дирижировал. Мне показалось, что это здоровый, неизменно веселый человек, способный жить посмеиваясь над невзгодами бытия».

После женитьбы на Александре Михайловне Велигорской внучатой племяннице Тараса Шевченко 10 февраля 1902 года начался самый спокойный и счастливый период в жизни Андреева, продолжавшийся, однако, недолго.

Первый сборник рассказов Андреева вышел. Он понравился многим. Андреева заметили.

Рассказ «Стена» - это некая аллегория (то , о что бьется человек). Люди пытаются пробиться сквозь стену. Люди гибнут, кровь льется.

В рассказе «Бездна» герой совершает ужасную вещь.

Эти рассказы объединены тем, что вокруг и внутри героев находилась кромешная тьма. Внутри человека находилась страшная темная звериная сила. Бездна - это то, куда человек может падать всю жизнь. Этот рассказ вызвал настоящую бурю негодования.

Образ бездны и стены – ключевые для творчества Андреева. Это абсолютные метафоры бессмысленного существования, которые закончатся поражением.

Все рассказы Андреева были эмоциональны, подчеркнуты напряженным синтаксисом.

2. Анализ повести «Жизнь Василия Фивейского»

Борьбу с религиозным сознанием Андреев считал первоочередной задачей современной литературы. Андреев писал: «Царство человека должно быть на земле». Отсюда призывы к богу нам враждебны. Богоборческая тема становится ведущей в творчестве Андреева. «Жизнь Василия Фивейского» (1903) невольно приводила к выводу – решать свои судьбы должны сами люди.

В повести «Жизнь Василия Фивейского» ярко проявилась андреевская концепция личности: человек ничтожен перед лицом Вселенной, не существует предопределенного высшего смысла его жизни, мрачна окружающая его действительность, но, постигая все это, человек не становится смиренным. Герой Андреева обычно гибнет, он не в силах разрушить стоящую на его пути стену, но это герой возмутившийся. В. Фивейский терпит поражение, но вместе с тем он не побежден. Безумный священник умер в «трех верстах от села», сохранив в своей позе стремительность бега.

Для Андреева были важны не факты, не «мнимая достоверность деталей, а образ души» или, как он еще говорил, «кусочек психобиографии человека». Вот почему в его произведениях нет характеров, а есть лишь одно свойство характера, одна идея. Сам писатель называл свой метод «условным реализмом», хотя искал и другие термины.

Композиционно «Жизнь Василия Фивейского», как и многие другие его произведения, строится как история душевных катаклизмов. В данном случае ее границы раздвинуты до целой жизни. Путь исканий героя очень сложен и напряжен, потому что направляется решением какой-то одной глобальной проблемы в «замкнутом» мире переживаний, в противоборстве мыслей. Накануне Революции 1905 г. в творчестве Андреева нарастают бунтарские мотивы. Жизнь Василия Фивейского в одноименном рассказе (1904) – это бесконечная цепь суровых, жестоких испытаний его веры. Утонет его сын, запьет с горя попадья – священник, «скрипнув зубами» громко повторяет: «Я – верю». У него сгорит дом, умрет от ожогов жена – он непоколебим! Но вот в состоянии религиозного экстаза он подвергает себя еще одному испытанию – хочет воскресить мертвого. «Тебе говорю, встань!» - трижды обращается он к покойнику, но «холодно-свирепым дыханием смерти отвечает ему потревоженный труп». Отец Василий потрясен: «Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах?». Сюжет рассказа «Жизнь Василия Фивейского» восходит к библейской легенде об Иове, но у Андреева она наполнена богоборческим пафосом, в то время как у Ф. М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» эта же легенда символизирует непоколебимую веру в Бога. «Жизнь Василия Фивейского» дышит стихией бунта и мятежа, - это дерзостная попытка поколебать самые основы любой религии – веру в «чудо», в промысел божий, в «благое провидение». «Я убежден, - писал Андреев, - что не философствующий, не богословствующий, а искренне, горячо верующий человек не может представить бога иначе, как бога-любовь, бога-справедливость, мудрость и чудо. Если не в этой жизни, так в той, обещанной, бог должен дать ответы на коренные запросы о справедливости и смысле.  

Андреев создает полную драматизма сцену, в которой измученный несчастьями деревенский попик вырастает в богатыря-богоборца. Силой своей исступленной веры он хочет воскресить погибшего в песчаном карьере батрака Семена Мосягина. Но чуда не происходит. Обманута, растоптана вера, оказавшаяся бессильной свести небо на землю. На первых страницах повести один из ее героев – дьякон сравнивает священника своего прихода о. Василия с Иовом, и с этого момента рассказ о Фивейском невольно сопоставляется читающим с книгой Иова. Но повесть Андреева имеет лишь внешнее сходство в изложении о мытарствах и страданиях о. Василия с испытаниями, ниспосланными Иову. В конечном счете Иов убеждается, что не в его власти постичь пути Господни и поэтому он смиряется и говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Библия, Кн. Иова, 42:5-6, с. 658). Василий же, как мы уже отмечали, в противовес этому гневно восклицает, обращаясь к Богу: «— Так зачем же я верил? –Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость – чтобы посмеяться надо мною» Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену, в рабстве, в оковах? Ни мысли свободной! Ни чувства! Ни вздоха! Все одним тобою, все для тебя. Один ты! Ну, явись же – я жду!».

Андреева по праву считают мастером психологического рисунка. «Жизнь Василия Фивейского» - одна из лучших его психологических вещей. Естественно, что автора больше всего занимает внутренний мир Василия. Как же он его отображает? Психологический метод Андреева отличается от метода Л. Толстого, объясняющего и договаривающего за героя его мысли и чувства, как осознанные самим героем, так и гнездящиеся в подсознании, неуловимые, струящиеся… Андреев идет иным путем. Не воссоздавая последовательного развития психологического процесса, как это делали Толстой и Достоевский, он останавливается на описании внутреннего состояния героя в переломные, качественно отличные от прежних, моменты его духовной жизни, и дает авторскую результативную характеристику.

Андреев считал, что на этом свете человек одинок, но людям свойственно придумывать что-то, что поможет человеку избежать падения в бездну одиночества. Небеса пусты и человек по-прежнему один. У его героев ничего не получается.

Эту повесть очень сочувственно воспринял А.Блок, который  так отзывался об Андрееве: "В нем находят нечто общее с Эдгаром По. Это до известной степени верно, но огромная разница в том, что в рассказах Андреева нет ничего "необыкновенного", "странного", "фантастического", "таинственного". Все простые житейские случаи".

Рис. 4. Эдгар По

Рис. 4. Эдгар По (Источник).