Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Максим Горький: антигерои ранних произведений. "Заметки о мещанстве"

На уроке вы узнаете об антигероях ранних произведений М. Горького. «Заметки о мещанстве». В начале рассмотрения данной темы учащимся предлагается биографическая справка о Максиме Горьком и подробный разбор психологических типажей героев его ранних аллегорических произведений. На уроке также определяется, как повлияли философия Фридриха Ницше и идеи марксизма на раннее творчество Максима Горького.

«Заметки о мещанстве» – достаточно значимое произведение Максима Горького. Именно после заметок мещанство стало восприниматься как невежество. В этих заметках Горький дает понятие правильных и неправильных индивидуалистов.

В конце урока приводится историческая справка о политической деятельности Максима Горького

Вступление

М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького.  

Рис. 1. Максим Горький (Источник)

Герои и антигерои

С 1895 года Горький (рис. 1) становится профессиональ­ным литератором.

Его первые произведения автобиографичны, посвящены жизни и началу творчества писателя («Мои университеты»: «Коновалова», «Хозяина», «Случай из жизни Макара (о попытке самоубийства в 1987 году и о причинах этого события).

Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов.

Рассказы М. Горького 90-х гг.

Автор использует легенды и сам сочиняет их:

«Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»

Сцены из реальной жизни босяков:

« Макар Чудра», «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы»

Рассказ «Челкаш»

Челкаш

Гаврила

ПОРТРЕТ

«острое хищное лицо»

«длинный, костлявый, сутулый», «горбатый, хищный нос», «кот», «степной ястреб», «хищная худоба», «хищная птица», «волчьи лапы», «кошка».

ВЫВОД

В описании героя встречаются повторения, что говорит об обычном, естественном состоянии героя.

ПОРТРЕТ

«здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сморщив глаза», «безумное лицо».

ВЫВОД

Описание внешности Гаврилы даётся в развитии, наблюдается динамика его характера, причём в худшую сторону.

2. Как герои относятся друг к другу?

Челкаш о Гавриле

Гаврила о Челкаше

«сосунок», «дурак», «телёнок», «собака», «гнус»

«оборванец», «драный», «пьяница», «тёмный»

3. Имущество героев

Челкаш

Гаврила

разорванная рубаха да грязные штаны.

Вывод:

Свободен, нечего терять.

«Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля.

Есть что терять.

4. Отношение к свободе

Челкаш

Гаврила

Любит свободу, море.

Возненавидел парня за то, что тот смеет любить свободу.

«Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…» 

Челкаш

Гаврила

«босяк» «хищник» «волк» «ястреб» «хозяин» «охотник»

«крестьянин» «дитятко» «теля» «сосунок» «раб»

«жертва»

Челкаш презрительно относится к деревенскому парню Гавриле, которого он подбивает на грабеж.

Оба героя – хищники!

Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное»

У Гаврилы возникает желание «убить и ограбить»

«Гаврила кошкой изогнулся»

«Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»

 Кто же такие герои и антигерои произведений М. Горького? Какова концепция мира героев? Кого они презирают?

Челкаш

Гаврила

На дне жизни – это плохо, но хуже уже некуда.

Ощутил преступную слабость обладания богатством. Не остановился.

Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога?

Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.

Идея рассказа: выше всех материальных ценностей должны быть нравственные ценности, которые не утерял «босяк» Челкаш, но которые «растерял», на первый взгляд, скромный, богобоязливый Гаврила.

Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло много лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

Презрение к жадности будет сопутствовать горьковским героям.

Босякам будут противостоять люди, которые будут бояться всего нового и бояться самого призрака свободы.

Рис. 2. Челкаш. Кадр из фильма «Челкаш».1956 (Источник)

В рассказах аллегорического характера тоже есть антигерои.

Сокол жалеет ужа, уж хочет познать неба, думает о том, что такое полет.

Рис. 3. Иллюстрация к «Песне о соколе» (Источник)

В « Буревестнике» птицам не доступно понять, что такое полет.

В сердце Данко вскипает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко. Только люди не помнят его любви и забывают его подвиг.

Всех героев М. Горького объединяет то, что они боятся чего-то нового и сильного, осторожничают и перестраховываются.

В других же рассказах добавляется жадность, жестокость, зависть. Именно эти качества присущи антигероям, которые противопоставлены босяку.

Учение Ницше и Маркса

Горький использовал учение Ницше и марксизм, откуда черпал свои идеи и создавал образы.

Неоромантизм конца XIX века – это новое приключенческое, высокое и яркое, необычное.

Философия Ницше отражается в творчестве М. Горького – это противопоставление слабых и сильных, несвобода и свобода (называет современность «жалкое время низменных людей с мертворожденными сердцами») У Горького сильные презирают слабых, а слабым нравится покоряться.

Горький не просто читает произведения Маркса, он и общается с марксистами, ведет пропаганду среди рабочих.

Рис. 4. Мария Андреева и Максим Горький (Источник)

В 1903 году женою Горького становиться М. Андреева ( актриса и большевичка) (рис. 4).

«Идея о Великом человеке»

Дополнительно. Произведения

Рис. 5. Легенда о Данко (Источник)

В основе легенды о Данко (рис. 5) лежит библейская история о Моисее.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Они шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

 Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение. Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.

 

Легенда о Моисее

Легенда о Данко

Сходство

Плен, враги, выводит один человек, люди теряют веру в спасение, ропщут и на Моисея и на Данко

Отличие

безжизненная пустыня

помощь Господа

умирает в пути, не закончив своё дело

непроходимый лес

надежда только на себя

выводит из плена ценой своей жизни

Вывод

спас Господь

Данко спас всех один

Данко умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью.

Не случайно имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий» (даже если его имя рассматривать с точки зрения цыганского языка).

Подвиг, по Горькому, – это высшая степень свободы от любви к себе. Героическая романтика Горького тесно связана с жизнью, она в более яркой и сильной форме выражает то, что заложено в самой действительности.

«Записки мещанина»

Горький становится верным помощником и соратником большевиков. События 9 января Горький тяжело переживает. Его арестовывают. И на его защиту становятся все. В это время (октябрь 1905 г.) он пишет «Заметки о мещанстве».

Мещанство – это одно из сословий империи городские жители, мастеровые.

Горький печатает свои «Заметки о мещанстве» в газете « Новая жизнь». После этой публикации это слово приобретает другой смысл. Мещанство воспринимается негативно. Мещанин – это не бедный, а невежественный человек, который теперь становится антигероем. У мещан уродливо развито чувство собственности, всегда присутствует желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед тем, что могло бы нарушить покой. Все эти качества присущи антигероям раннего М. Горького. «Мещанин не способен видеть ничего, кроме отражения своей серой… души».

Горький относит к мещанскому типу сознания всех, кто призывает к покорности и терпению. Отзывается о нашей литературе, где пропагандируется терпение, непротивление злу насилием.

Горький открыто заявил, что пришло время революционеров, мещанство, косность должны быть уничтожены. Все, что проповедует смирение и терпение, все это несет зло.

Горький открыл образ духовного мещанина.

Заключение

Писатель желал увидеть жизнь во всей ее суровости, взглянуть на нее без какого бы то ни было жеманства и в то же время вселить веру в лучшее, пусть еще недостаточно конкретно представленное, пусть еще достаточно фантастичное в его произведениях тех лет.

Новизне взгляда на проблему деятельного человеческого счастья и остроте ее постановки помогает обращение к публицистике. Круг публицистических произведений увеличивается, их нужно включать в очерк жизненного и гражданского пути писателя.

 

Домашнее задание

  1. Прочитать произведения Горького (по выбору). пересказать близко к тексту отрывок; рассказ о подвиге из жизни («Легенда о Данко»).

 

Список литературы

  1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5-е изд. – М.: ООО 2ТИД «Русское слово – РС», 2008.
  2. Агеносов В.В. Русская литература XX века. Методическое пособие. – М.: «Дрофа», 2002.
  3. Русская литература XX века. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: уч.-науч. центр «Московский лицей», 1995.
  4. Викисловарь.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Максим Горький (Источник).
  2. Произведения Горького. Анализ (Источник).
  3. Раннее творчество (Источник).
  4. Короленко В.Г. (Источник).
  5. «Исторические письма» П.Л. Лаврова (Источник).
  6. «Челкаш» (Источник).
  7. «Песня о соколе» (Источник).
  8. «Песня о буревестнике» (Источник).

 

Видео и аудио материал

  1. Биография Максима Горького ( часть 1) (Источник).
  2.  (Часть 2) (Источник).
  3.  Максим Горький. Исторические хроники (Источник).
  4. «Заметки о мещанстве» (Источник).
  5. «Челкаш» (Источник).
  6. «Старуха Изергиль» (Источник).
  7. «Легенда о Данко» мультфильм (Источник).
  8. Презентация
  9. Образ Данко (Источник).
  10. Максим Горький (Источник).