Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Максим Горький. Жизнь и творчество между двумя русскими революциями

Тема урока: «Максим Горький. Жизнь и творчество между двумя русскими революциями». В начале урока преподаватель рассказывает, как повлияла первая русская революция 1905 года на творчество Максима Горького, его желание понять, что же происходит в сознании русского человека. Преподаватель подчеркивает, что в каждом из его романов начала ХХ века есть центральный персонаж, который не воспринимает жизнь такой, какая она есть, и пытается докопаться до правды.
Основная часть урока посвящена изучению романа Максима Горького «Мать» – одного из лучших его произведений. В этом романе Горький видит в большевиках силу, которая может справиться с бунтом. С романа «Мать» начинается социалистический реализм в литературе.
В заключительной части урока преподаватель предлагает исследовать другие два его произведения «Детство», «В людях», а также рассказывает о публицистических произведениях Горького в период между первой мировой войной и октябрьской революцией.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок:  Максим Горький. Жизнь и творчество между двумя русскими революциями (обзор)

1. Вступление

Горький, несмотря на невероятный, фантастический успех своих книг, никогда не был столь богат, как его западные собратья по перу. В России 1900-х гг. легко было стать мучеником, и  в апреле 1901 года Горький арестован в Нижнем Новгороде и заключен под стражу за участие в студенческих волнениях в Петербурге. Под арестом писатель пребывает месяц, после чего он отпущен под домашний арест, а затем выслан в Арзамас. В этом же году в журнале «Жизнь» выходит «Песня о буревестнике», после чего журнал закрыт властями.  

Максим  Горький

Рис. 1.  Максим  Горький (Источник)

В 1902 г. Горький был избран почетным членом Императорской Академии наук. Такого еще не случалось с писателем тридцати трех лет. Но прежде чем Горький смог воспользоваться своими новыми правами, его избрание было аннулировано правительством, так как новоизбранный академик «находился под надзором полиции».

В связи с этим Чехов и Короленко отказались от членства в Академии. Горький играл видную роль в первой русской революции. В январе 1905 г. он был арестован за участие в протесте против «9-го января», и его арест повлек за собой волну демонстраций в его защиту. После освобождения Горький издавал ежедневную газету, поддерживающую большевиков, в которой он опубликовал серию статей, где объявил всех русских писателей двадцатого века, включая Достоевского и Толстого, мещанами. Горький играл также видную роль в кампании против иностранных займов России, а в декабре активно помогал вооруженному восстанию в Москве.

После подавления декабрьского вооруженного восстания, которому Горький открыто сочувствовал, ему пришлось эмигрировать из России. По заданию ЦК партии он отправился в Америку для сбора путем агитации денег в кассу большевиков. В США он закончил «Врагов» — самую революционную из своих пьес. Здесь же в основном был написан роман «Мать», задумывавшийся Горьким как своего рода Евангелие социализма.

2. Рождение нового героя. Роман «Мать»

Роман «Мать», имеющий центральной идеей воскресение из мрака человеческой души, наполнен христианской символикой: по ходу действия многократно обыгрывается аналогия между революционерами и апостолами первоначального христианства; друзья Павла Власова сливаются в грезах его матери в образ коллективного Христа, причем сын оказывается в центре, сам Павел ассоциируется с Христом, а Ниловна — с Богоматерью, которая жертвует сыном ради спасения мира. Центральный эпизод романа — первомайская демонстрация в глазах одного из героев превращается в «в крестный ход во имя Бога Нового, Бога света и правды, Бога разума и добра». Путь Павла, как известно, кончается крестной жертвой. Все эти моменты были глубоко продуманы Горьким. Он был уверен, что в приобщении народа к социалистическим идеям очень важен элемент веры (в статьях 1906 г. «О евреях» и «О Бунде» он прямо писал, что социализм — это «религия масс»).

Один из важных моментов мировоззрения Горького состоял в том, что Бог создается людьми, придумывается, конструируется ими, чтобы заполнить пустоту сердца. Таким образом, старые боги, как это неоднократно бывало в мировой истории, могут умереть и уступить место новым, если народ поверит в них. Мотив богоискательства был повторен Горьким в написанной в 1908 г. повести «Исповедь». Ее герой, разочаровавшись в официальной религии, мучительно ищет Бога и находит его в слиянии с рабочим народом, который и оказывается, таким образом, истинным «коллективным Богом».

Из Америки Горький отправился в Италию и поселился на острове Капри. В годы эмиграции он написал «Лето» (1909), «Городок Окуров» (1909), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910), пьесу «Васса Железнова», «Сказки об Италии» (1911), «Хозяин» (1913), автобиографическую повесть «Детство» (1913).            

Теперь у Горького появляется другой человек – правдоискатель, который пытается достичь истины. Писатель пытается  раскрыть то, то происходит в голове человека, и помочь найти выход из путаницы в голове человека.

Уже в 1905 г. его поразил рев разбуженной народной стихии, вырвавшийся наружу сквозь все социальные запреты и грозивший потопить жалкие островки материальной культуры.

В 1906 году писатель создает роман «Мать», в котором он обращается к 90-м годам прошлого столетия:  появилось только марксисткое рабочее движение, нет  точного разграничения добра и зла. Революционеры относятся к человеку с сочувствием.

Горький говорит о том, что его роман – это новое Евангелие.

Картина «Христос на пути в Эммаус»

Рис. 2.  Картина «Христос на пути в Эммаус» (Источник)

Цель Горького – породнить, объединить людей. Все герои романа ищут счастья.

Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых стали классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей. Этот парадокс трагичен. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался, до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно в нем это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе героя такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине.

Горькому кажется,  что он нашел  героя, который строит историю, созидает.

Два героя: Павел Власов и его мать, Ниловна

Жестоко, не по-сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее перед демонстрацией. Образ Павла — это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает необходимость выбора между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова трагичен. В его душе произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

Появление романа М. Горького «Мать» вызвало острую полемику в критике. В журнале «Русская мысль» была опубликована статья Д. Философова «Конец Горького». Критик отмечал неубедительность художественного образа главной героини — Пелагеи Ниловны. Писатель возразил — и не из авторского самолюбия, как писал он сам, но ссылаясь на реальные прототипы повести — Петра Заломова, осужденного в 1902 году за первомайскую демонстрацию в Сормове, и его мать Анну Кирилловну Заломову, которая включилась в революционную борьбу вместе с сыном.

Критик Львов - Рогачевский высоко оценил роман М. Горького « Мать».

Львов-Рогачевский Василий Львович

Рис. 3.  Львов-Рогачевский Василий Львович (Источник)

Роман М. Горького построен таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман «Мать» — это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении — наиболее яркий и убедительный пример.

Путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, прожившей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было начать жить по-другому. Она много выстрадала и ко многому привыкла. Бедность, пьяный и грубый муж, но «все так живут». В начале романа мы видим робкую, покорную, забитую женщину. Она учит сына сторониться людей, ибо они «ненавидят друг друга». В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей.

Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду и видит людей веры и самопожертвования, преданных делу будущего. Сначала она потрясена их неверием в Бога, она чувствует, что многого не понимает, но она все преодолеет силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном.

Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенного в своей правоте. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа.

Таким образом, смысл заглавия «Мать» расширился, приобретая значение символа. Процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но она преодолела трудности. В первом агитационном выступлении Ниловны на первомайской демонстрации ее представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: «Собирай, народ, силы свои во единую силу!»

На новом пути Пелагеи Ниловны в революционном движении сгорает все старое, отсталое, рождаются новые мысли и чувства. Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны, рисуя тип человека из народных глубин: «Казалось, тысячи жизней говорят ее устами». Велика заслуга Горького, создавшего в романе «Мать» образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен, происшедших в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы. В романе Горький создает образ женщины-революционерки, для которой все борцы за правду — ее дети.

Именно с романа «Мать» последующие партийные критики  начинают отчет направлений, которое они назовут социалистическим реализмом, потому что, с их точки зрения, в романе «Мать»  психология и сюжет определяются классовой принадлежностью, классовой борьбой, именно в этом романе показан руководящая роль парии, здесь рождается новый человек. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим "заигрывание с боженькой".

Об этом романе Ленин сказал, что роман « Мать» -  очень своевременная книга, несмотря на то, что он ее поругал за богостроительство.

3. О провинциальной России

Горький пишет по-новому о провинциальной России: исчезает  черно-белое деление всех персонажей на «соколов» и «ужей», появляется бытовой материал («Ледоход»). Речь героев меняется. Горький продолжает лесковскую традицию в изображении повседневной  жизни русского человека.

Лесков Н.С.

Рис. 4. Лесков Н.С. (Источник)

Автобиографическая трилогия Горького тоже необычна. Герой произведения, который является наблюдателем и рассказчиком, автор-ребенок, но про него почти ничего не говориться. Его глазами видно, как мир жесток... У Горького воспоминания о детстве такие, будто кипятком ошпарили сердце. Поэтому Горький проповедует противление злу насилием, которое может проглотить человека в один миг, если не сопротивляться.

Люди злые, потому что невежественные, к ним никто не относился по-человечески.

«В людях» герой страстно рвется к образованию.

В конце декабря 1913 г., воспользовавшись всеобщей амнистией, объявленной по случаю 300-летия Романовых, Горький вернулся в Россию и поселился в Петербурге. В 1914 г. он основал свой журнал «Летопись» и издательство «Парус». Здесь в 1916 г. была опубликована его автобиографическая повесть «В людях» и цикл очерков «По Руси».

Максим Горький. 1916 год

Рис. 5. Максим Горький. 1916 год (Источник)

4. Отношение М. Горького к событиям в России

Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 года есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?»

Позже появилось несколько статей, определяющих отношение Горького к русскому народу. Большое впечатление на современников произвела его статья «Две души», появившаяся в «Летописях» в конце 1915 г. Отдавая в ней должное богатству души русского народа, Горький все же относился к его историческим возможностям с большим скепсисом. «Русский народ,- писал он,- мечтателен, ленив, его бессильная душа может вспыхнуть красиво и ярко, но горит она недолго и быстро угасает. Посему русской нации обязательно необходим «внешний рычаг», способный сдвинуть ее с мертвой точки. Однажды роль «рычага» сыграл Петр I. Теперь пришла пора новых свершений, и роль «рычага» в них должна выполнить интеллигенция, прежде всего революционная, но также научно-техническая и творческая. Она должна принести в народ западную культуру и привить ему активность, которая убьет в его душе «ленивого азиата».

Февральскую революцию 1917 г. Горький принял всей душой, но к дальнейшим событиям, и в особенности к октябрьскому перевороту, его отношение было очень неоднозначным. Вообще мироощущение Горького после революции 1905 г. претерпело эволюцию и стало более скептическим. При всем том, что его вера в Человека и вера в социализм осталась неизменной, он испытывал сомнение в отношении того, что современный русский рабочий и современный русский крестьянин способны воспринять светлые социалистические идеи так, как должно.

С другой стороны, книги Горького начали проникать в массы рабочего класса и во многом способствовали формированию тех умонастроений русского рабочего, которые обнаружили себя в 1917 г. и позднее. Вернувшись в Россию, Горький основал ежемесячный журнал «Летопись», не упрочивший его влияния. 

5. Заключение

Когда началась мировая война, Горький занял явно интернационалистскую и пораженческую позицию, а в 1917 г. снова поддержал своих старых друзей большевиков.

Но на этот раз поддержка не была безоговорочной, и, хотя в общем Горький был на стороне Ленина и его политики, он не отождествлял себя с партией, стараясь играть роль третейского судьи и борца за мир и культуру.

Горький предостерегал всех от революционного  переворота, просил подождать, не выпускать агрессию. Он становиться противником новой власти.

Культура и наука были, по мысли Горького, как раз той силой (а интеллигенция — носителем этой силы), которая «позволит нам преодолеть мерзость жизни и неустанно, упрямо стремиться к справедливости, к красоте жизни, к свободе».


Список литературы

1.Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2.Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3.Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.


Видео материал

Фильм «Мать» (Источник).


Таблицы и презентации

Максим Горький (Источник).


Домашнее задание

Прочитать роман М. Горького «Мать».