Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Николай Гумилёв. «Записки кавалериста». Позднее творчество: «Колчан», «Костёр», «Огненный столп»

Тема урока: «Николай Гумилёв. «Записки кавалериста». Позднее творчество: «Колчан», «Костёр», «Огненный столп». Учитель расскажет о позднем творчестве Н. Гумилева, даст представление о мировоззрении поэта этого периода.

Тема: Русская литература XX века

Урок: Николай Гумилёв. «Записки кавалериста». Позднее творчество: «Колчан», «Костёр», «Огненный столп»

1. Вступление

В начале Первой мировой войны Н. Гумилеву уже 28 лет.  Он  человек известный как поэт, как ученый. « Поэт, путешественник, воин, герой – это его официальная биография, с этим спорить нельзя»,- писала о нем И. Одоевская.

Гумилев -  человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. 

Семейная фотография

Рис. 1. Семейная фотография (Источник)

Гумилев на некоторое время  приезжает в Петербург и читает свои стихи. « Это  было серьезно – весь он,  благоговейно», - вспоминал Ю. Никольский.

В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской мысли»). Здесь появляется образ войны. 

Обложка сборника Н. Гумилева «Колчан» 

Рис. 2. Обложка сборника Н. Гумилева «Колчан» (Источник)

2. Гумилев на войне. Образ войны

С началом первой мировой войны поэт поступил добровольцем в уланский полк, за участие в боевых действиях был награжден двумя Георгиевскими крестами. 

Георгиевский крест

Рис. 3. Георгиевский крест (Источник)

3. «Записки кавалериста»

О своем участии в боях поэт рассказал в «Записках кавалериста» (1915–1916).

Война.

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Скажешь: это — мирное селенье

В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих,

Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.

 

Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: «Милый,

Вот, прими мой братский поцелуй!»

1914

 

Здесь торжественный строй стиха.

Настроение.

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого, что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки.

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.

Это медь ударяет в медь.

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или волны гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,

Словно девушку, в жемчуга,

Проходя по дымному следу

Отступающего врага.

1914

Смерть лишена мистической силы, она обычная  (стих «Рабочий»).

Появляется чувство недоумения в сочетании с обычной жизни.

Страдания на войне, где все просто и понятно (кто друг, кто враг). История на войне присутствует и в прозаических дневниковых заметках Гумилева (очерки, репортажи). В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста». Гумилев возвращается домой. Он много трудится, читает лекции. Он становится председателем  Союза поэтов.

Пишет новые сборники, где Гумилев другой, он описывает повседневность в сочетании с интонацией торжественности («Костер, «Огненный столп»).

4. Сборники: «Костер» и « Огненный столп»

В сборнике «Костер» (1918), куда вошли стихи, созданные в 1916–1917 годах, поэт продолжает исследовать пласты мировой культуры. На этот раз он обращается к античному искусству, создавая гимн Нике Самофракийской, находящейся в Лувре, представляя ее «с простертыми вперед руками».

Рис.4. Обложка сборника Н. Гумилева «Костер» (Источник)

В этой же книге стихов Гумилев воссоздает в своем воображении Норвегию, соотнося ее людей и пейзажи с образами Ибсена и Грига; Швецию и ее «смятенный, нестройный Стокгольм». Но здесь же вызревает и русская тема. Многие особенности этого сборника можно обнаружить в стихотворении «Осень»: «Оранжево–красное небо… / Порывистый ветер качает / Кровавую гроздь рябины». Закономерно среди стихов о родных просторах, рябиновой осени, «медом пахнущих лугов» детства возникают строки об искусстве иноков и озарениях Андрея Рублева, его иконах и фресках

Появляется проза жизни, которая  открывает возможность говорить об обычной жизни.

Автор говорит о том, что он видит как наяву. Это совершенно новые стихи Гумилева.

Поэзия Гумилева близка поэзии Некрасова.

Сборник Н. Гумилева  « Огненный столп»

Рис.5. Сборник Н. Гумилева  « Огненный столп» (Источник)

Поэт подготавливает к печати и новый значительный сборник стихов — «Огненный столп». В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера («Память», «Душа и тело», «Шестое чувство» и др.). Название сборника, посвященного второй жене Гумилева Анне Николаевне Энгельгардт, восходит к библейской образности, ветхозаветной «Книге Неемии».  

Среди лучших стихотворений новой книги — «Заблудившийся трамвай», самое знаменитое и одновременно сложное и загадочное произведение. В этом стихотворении можно выделить три основных плана. Первый из них — рассказ о реальном трамвае, которые проделывает свой необычный путь. Безостановочно мчатся вагоны по рельсам и быстрый бег трамвая превращается в полет — реальность сменяется фантастикой. Необычно уже то, что трамвай «заблудился». Символика этого «блуждания» проясняется, когда мы постигаем второй план стихотворения. Это поэтическая исповедь лирического героя о самом себе. И лирический герой, и автор пророчат свою близкую смерть. Оба намеченных плана сближаются. В своих духовных исканиях и в своей семейной жизни поэт заблудился так же, как и его трамвай, на подножку которого он вскакивает.

Третий план стихотворения носит философско–обобщенный характер. Жизнь предстает то в буднях, то в праздничном сиянии, то она выглядит прекрасной, то безобразной, то идет по прямым рельсам, то вращается по кругу и возвращается к своей исходной точке. Все три плана этого стихотворного шедевра  удивительно переплетены в единое целое.

Поразительно предсказание Гумилева «своей» необычной смерти: «И умру я не на постели, / При нотариусе и враче, / А в какой–нибудь дикой щели, / Утонувшей в густом плюще…» подтвердилось.

3 августа 1921 года он был арестован органами ЧК, обвинен в участии в контрреволюционном таганцевском заговоре и 24 августа расстрелян вместе с еще шестьюдесятью привлеченными по этому делу. Однако документального подтверждения этого участия в сохранившихся материалах следствия не обнаружено.

После гибели поэта вышли его лирический сборник «К синей звезде» (1923), книга гумилевской прозы «Тень от пальмы» (1922), а много позже — собрания его стихотворения, пьес и рассказов, книги о нем и его творчестве.

5. Заключение

Не будет преувеличением сказать, что Гумилев внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Его традиции продолжили Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, В. Саянов, Б. Корнилов, А. Дементьев.

 

Домашнее задание

Прочитать стихотворения Н. Гумилева (по выбору).

Сборник (Источник).

 

Дополнение к уроку:  21: 03  Николай Гумилев « Пятистопные ямбы»

                                      29: 36  «Записки Кавалериста»

                                      47: 30  «Заблудившийся трамвай»

 

Список литературы

1.Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2.Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002

3.Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

4. Викисловарь.

5. Литература. Справочник абитуриента» по общей редакцией В.Е. Красовского.

6.«Русская литература XX века» Е.С. Роговера.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет:

Н Гумилев   (коллекция  материала) (Источник).

Творчество Н. Гумилева  (Источник).

Презентация «Творчество Гумилева»  (Источник).

 

Видео 

Творчество Н.Гумилева (Источник).