Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» - произведение о судьбе человека и Родины

На этом уроке вы познакомитесь с поэмой Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина». Мы поговорим о главных героях, найдем схожие черты лирического героя и самого автора. Вы узнаете, что во многом поэма «Анна Снегина» похожа на роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин».

Введение

Тема сегодняшнего урока – поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» (рис. 1). Это произведение создано в последние годы жизни поэта.

Рис. 1. Сергей Александрович Есенин

Она была написана в 1925 году тридцатилетним писателем. Он, конечно же, не знает о своей скорой кончине. «Анна Снегина» – это довольно спокойное и гармоничное произведение.

В поэме автор как будто подводит итоги, размышляя о своей жизни, о судьбе страны. Можно сказать, что поэт отождествляет себя с лирическим героем поэмы, даже называет его Сергеем. Герой наделен некоторыми чертами, которые присущи и самому автору, но это не стоит воспринимать буквально. Например, рассказчик нам сообщает, что он был первый в своей стране дезертир, говорит о том, что бросил винтовку и решил воевать только посредством поэзии. Есенин же вовсе не воевал, он не был на фронте. Несмотря на то что Есенина принято считать поэтом исповедальным, говорящим о себе откровенно, все-таки не стоит рассматривать его произведения как личный дневник.

Если же поэма не является прямым рассказом автора о себе то, что же она такое? Проще всего начать разбираться в этом с ее названия. Название невольно напоминает нам название другого произведения – «Евгений Онегин». Такое созвучие имен неслучайно. Есенин явно писал свою поэму с мыслью о Пушкине и о «Евгении Онегине», даже сюжеты схожи. В обоих случаях повествуют о несчастливой любовной истории.

Поэма «Анна Снегина»

Главным героем поэмы является Сергей, он вышел из деревни, вырос в деревне, но сумел стать литератором, писателем. Когда ему было 16 лет, он был влюблен в одну девушку, ту самую Анну Снегину, позже он был вынужден уехать из своей деревни, но спустя долгое время вернулся в родные края и снова встретился с Анной. Девушка за это время успела выйти замуж, да еще и за офицера. Невооруженным глазом можно увидеть сходства героев. Евгений Онегин – Сергей, а Анна Снегина – Татьяна. Если вам такое утверждение кажется слишком смелым, давайте разберемся, что же происходит в самой поэме.

Мы наблюдаем за лирическим героем, который всему, что происходит вокруг – в деревне, в поместье, в усадьбе, – чужой. Казалось бы, герой отсюда родом, окружающие его люди не чужие, он им сопереживает, он причастен к их жизням, но он изображен как человек, который является сторонним наблюдателем событий, человеком со стороны. Он вроде как находится рядом со всеми, но вроде бы и сам по себе.

Можно сказать, что герой поэмы, как и Онегин, лишний человек, он свидетель и наблюдатель чужой жизни. Он входит в деревни, усадьбы, прогуливается по полям, автор изображает его отдельным, отрезанным от остальных. Также Сергея с Онегиным сближает артистизм. В поэмы «Анна Снегина» он выражается в непосредственной деятельности героя.

Оба героя в глазах простых мужиков представляются бездельниками, их особо ничего не заботит, тяжелым трудом они не обременены. Они свободны, и как раз это дает им возможность быть наблюдателями и свидетелями жизни в целом.

Что касается видения жизни в целом, «Анна Снегина» схожа с романом Пушкина. Это довольно свободное повествование с лирическими отступлениями. Перед нами периодически проплывают картины русской деревни, революции, какие-то исторические наброски, и сюжет не держит нас в каких-то жестких рамках причинно-следственных связей. Это лирический разговор о самых различных вещах. В первую очередь о судьбе человека, об одиночестве, о Родине и о том, как отношение к различным вещам меняется с течением времени.

Мы наблюдаем за героем довольно долго, начиная с его шестнадцатилетия и вплоть до его зрелого возраста, в котором он непосредственно находится во время действия поэмы.

С одной стороны, крестьяне его очень уважают и зовут, когда им нужно решить какие-то свои важные проблемы, а с другой стороны, его отстраненность как московского озорного гуляки, улыбающегося всем встречным, делает его чужим. Он даже внешне выглядит непривычным для деревни образом: всегда носит с собой шляпу и трость. Зачем же Сергею нужна трость? Можно сказать, что в его руках она становится еще одним символом жизни гуляки и беззаботного человека. Он идет по полям и сшибает ею зелень, не о чем не задумываясь. Потом и кровью от тяжелого труда и войны этот поэт не замазан.
             Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака – Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева. Вот как историю об Оглоблине рассказывает одна из героинь поэмы, старая жена мельника, к которому Сергей прибывает на лето, покинув свою разгульную жизнь в Москве:

У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.

И нагло в третьевом годе,
Когда объявили войну,
При всем честном народе
Убил топором старшину.

Таких теперь тысячи стало
Творить на свободе гнусь.
Пропала Расея, пропала...
Погибла кормилица Русь...

 

Действие поэмы ведь происходит в период революции, в эпоху крестьянских бунтов и наступающего террора. А вот Оглоблин отличился еще в период мирного времени, убив топором человека во время спора между крестьянами из двух соседних деревень за лес. Интересно то, как относится к нему Есенин. С одной стороны, он понимает, что его герой – плохой человек и убийца, а с другой стороны, лирический герой Сергей с Оглоблиным дружит. Они между собой связаны и говорят на одном языке, взаимоотношения между ними даже чем-то напоминают семейные.

Тема бунта, тема крестьянина в его бунтарских проявлениях волновала Есенина давно. Эта тема касалась всех, так как крестьяне – основные жители России и аграрный вопрос был первым в русской политике и литературе длительное время. Как вы знаете, о народных бунтах, о Пугачевщине писал и сам Пушкин. И тут мы снова возвращаемся к образу Оглоблина, он напоминает нам пушкинского Пугачева, который, с одной стороны, лихой человек, страшный и кровавый, а с другой стороны, в нем есть какое-то обаяние. И именно это обаяние подчиняет себе даже скептически настроенного читателя. Кроме того, важно отметить, что в данном произведении Оглоблин оказывается жертвой ужасных событий: в 1920 году этого героя убивают деникинцы.

Любимое выражение Прона, которое он дважды повторяет на протяжении поэмы, – «Раз и квас». Это выражение означает «быстро сделать дело», т. е. отнять у помещиков землю и все поделить, что и происходит по ходу повествования. Используя это выражение, Есенин нам сообщает, что поспешность в захвате земель – это обычная вещь, причем главным героем захвата, когда помещики забирают землю у Снегиных, является Лабутя – брат Прона. Это является своеобразной пародией на Пугачева. С одной стороны, он лихой человек, а с другой – пьяница похуже Прона и к тому же страшный трус и враль. Фигура комическая, неприглядная, но про него говорится, что именно такой и будет верховодить в совете.

Мы видим, что отношение автора ко всем этим событиям двойственное: с одной стороны, он вроде бы и за революцию, за крестьянскую правду, крестьяне спрашивают лирического героя:

«Скажи, кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он – вы».

Выходит, Ленин, революция – это что-то хорошее, но, с другой стороны, один герой этой революции, Прон, – человек с топором, другой – его комический брат, трус Лабутя. И такую же двойственную позицию занимал автор и в жизни, он менял свою точку зрения. И в этом просматривается какая-то верность пушкинской традиции – быть свидетелем, а не оценщиком. В этом и есть вся прелесть поэмы Есенина, в ней нет категоричности и жестко расставленных оценок, которые бы сделал его литературный антипод – Владимир Маяковский.

У Сергея Есенина репутация певца русской деревни, плакальщика по этой деревне. Но думать, что он идеализировал деревню и русского мужика, не стоит. Как раз в «Снегиной» мы видим, что автор, который действительно знал и любил русскую деревню и ее жителей, к деревенским людям, крестьянам, относится весьма саркастически, он не пытается идеализировать.

Крестьяне и крестьянская жизнь в «Снегиной» изображены не без комических ноток. Вот, например, сцена захвата помещичьей земли.

В захвате всегда есть скорость:
– Даешь! Разберем потом!
Весь хутор забрали в волость
С хозяйками и со скотом.

Дальше мы видим годы крестьянского процветания.

Эх, удаль!
Цветение в далях!
Недаром чумазый сброд
Играл по дворам на роялях
Коровам тамбовский фокстрот.
За хлеб, за овес, за картошку
Мужик залучил граммофон, -
Слюнявя козлиную ножку,
Танго себе слушает он.
Сжимая от прибыли руки,
Ругаясь на всякий налог,
Он мыслит до дури о штуке,
Катающейся между ног.

Довольно забавный крестьянин, главная его черта – прижимистость, жесткость в хозяйственных вопросах, и в то же время никакой лирической тонкости и никаких стремлений к праведности и духовности мы не видим.

Шли годы
Размашисто, пылко...
Удел хлебороба гас.
Немало попрело в бутылках
«Керенок» и «ходей» у нас.
Фефела! Кормилец! Касатик!
Владелец землей и скотом,
За пару измызганных «катек»
Он даст себя выдрать кнутом.

Если Есенин и певец русской земли и русского крестьянина, то он отнюдь не его иконописец.

Теперь поговорим о любовной линии в поэме. История любви все-таки несбывшаяся: Анна и Сергей испытывают чувства к друг другу, происходят встречи, иногда случаются ссоры, их то отталкивает, то притягивает друг к другу (рис. 2). Завершается все тем, что Анна, муж которой погиб на войне, эмигрирует, а Сергей остается на Родине и в конце поэмы получает письмо из Лондона. Что же мешает героям быть вместе? В первую очередь разница в социальном положении, разница в воспитании, у них совершенно разные жизненные пути. Они не могут преодолеть какие-то условности, созданные их происхождением, обстоятельства, и эти обстоятельства становятся для них барьером.

Рис. 2. Анна и Сергей (Источник)

Важным является то, что в любовную линию вплетается тема Родины, своей страны. Анна эту страну теряет, но она остается в ее памяти, причем ее воспоминания связаны именно с Сергеем.

Вы живы?.. Я очень рада...
Я тоже, как вы, жива.

<...>

Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.

Герои живут в разных сезонах и разных мирах. Анна пишет письмо в апреле, а Сергей получает его в июне. Это еще один способ автора показать внутреннее несовпадение героев.

Смена сезонов и времен года также является важной темой (рис. 3). Главной особенностью жизни в деревне является то, что человек зависит от погоды. Издревле люди уподобляли человеческую жизнь году, то есть человек проходит такие же стадии, что и природа.

Рис. 3. Природа в поэме «Анна Снегина» (Источник)

Весна – детство и юность, потом лето – зрелость, осень – время самого расцвета жизни, получения плодов и, наконец, зима – образ дряхлости, старения и смерти. Если мы посмотрим «Снегину», то заметим, что действие происходит весной, летом и в начале осени. Выходит, что отношения Анны и Сергея рассматриваются за довольно-таки длинный промежуток времени. В начале поэмы Сергей вспоминает свои молодые годы:

Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.

Факты не меняются, а меняется отношение к ним. Сначала лирический герой говорит, что их мало любили, но уже в конце утверждает, что все-таки любили. И в его понимании выходит, что не взаимная любовь все равно каким-то таинственным образом означает ответную любовь. И это является ключом к пониманию всей поэмы.

Заключение

Во многом эта поэма о потерях, о том, что ход жизни неумолим, о том, что человек расстается с юношескими надеждами, охладевает, взрослеет и примиряется с действительностью. Жизнь течет, он созерцает ее, входит в нее, отстраняется, с ним что-то происходит, что-то происходит со страной, все течет, и все, в конце концов, ведет к расставанию и к разлуке, а когда-нибудь к неизбежной смерти. Но это чувство бренности мира в поэме сглажено за счет интонации пушкинского просветленного, спокойного принятия хода вещей, примирения со своей жизнью и судьбой.

Можно сделать вывод: не так уж важно, остались ли люди вместе или они расстались, важен не сюжет, а образ, который остается в сердце, потому что, в конце концов, все происходит в сердце человека. Если это сердце отзывчиво на красоту мира, а красоты в этой поэме много, значит, есть чувство осмысленности собственной жизни и общего хода вещей. Если глаза человека открыты, если он слышит и смотрит на мир и любит этот мир, если он любит человека, то он тоже любим и все не так уж плохо. Эта мысль довольно-таки утешительная, хотя у Есенина были и тревожные, и катастрофические мысли в произведениях этого же года, например в «Черном человеке».

 

Список литературы 

  1. Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч./ Под ред. Журавлева В.П.
  2. Марченко А.М. Есенин Сергей Александрович // Есенин Сергей Александрович — 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969.
  3. Аристов В., Сироткина И. Танцеслово: анализ истории творческих взаимоотношений Есенина и Дункан // Культурно-историческая психология. — 2011. – № 3.  

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет портал «Litra.ru» (Источник)
  2. Интернет портал «50 золотых сочинений» (Источник)
  3. Интернет портал «5litra.ru» (Источник)

Домашнее задание

  1. Напишите развернутый ответ: «Отношение автора к Родине в поэме Есенина “Анна Снегина”».
  2. Ответьте на вопросы:
  1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы С. Есенина «Анна Снегина»?
  2. Чем определяется лирический пафос поэмы С. Есенина «Анна Снегина»?
  3. Как в поэме показана новая власть?
  4. Как показаны чувства героев: Анны и Сергея?