Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Сочинение-рассуждение «Какие силы в сказке помогают царевне, а какие – губят?»

Что такое сочинение-рассуждение? Зачем сочинению план? «Тезис – доказательства – вывод» – такова схема сочинения-рассуждения. Чем ее наполнить? Как правильно подбирать примеры, чтоб подтвердить аргумент, но не дублировать его. Как вывод соотносится с темой рассуждения.

Тема: Сочинение-рассуждение

Урок: Сочинение-рассуждение

 

1. Что такое сочинение? Виды сочинений

Здравствуйте! Мы закончили изучение «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Сегодня мы подведем итог наших размышлений, напишем сочинение.

Что такое сочинение? Сочинять   значит придумывать? Поэты сочиняют стихи, композиторы – музыкальные произведения. Сочинение –процесс творчества.

Школьное сочинение – это зеркало вашего понимания произведения, созданного писателем.

Сочинения бывают разных видов:.

Вы уже не раз  писали сочинение- рассказ,  повествование о каких-то событиях, которые с вами произошли.

«Как я отдохнул летом?»

«Что случилось на горке?»

«Забавный случай в деревне»

В таком сочинении вы рассказываете занимательную историю,  описываете пережитое вами ( или кем-то другим).

Подойдет ли нам такой вид сочинения, чтоб рассказать о наших размышлениях о прочитанном? Нет, если просто передать сюжет сказки, получится более-менее подробный пересказ.

Другой вид сочинения  -описание. В этом сочинении задача ученика – описать подробно внешность и характер героя, а может быть, рассказать ,как выглядит , например, «Осень за окном»

Как надо сформулировать тему сочинения (а тема – это то, о чем мы будем писать), чтоб получилось сочинение –описание?

«Как выглядит…?» или «Мой любимый герой…»

Тогда вы сможете подробно остановиться на внешних чертах и характере какого-то героя сказки.  Обратите внимание: для того чтобы описать героя, он должен обладать своим собственным характером, а как описать героя народной сказки? Никак, у него нет своего, особенного характера.

Давайте посмотрим на тему нашего сегодняшнего сочинения: Тема – это то, о чем рассказывает автор.

«Какие силы помогают  царевне, а какие губят ее?» - вот тема сочинения.

Можно ли сказать, что эта тема сочинения -описания? Нет. Эта тема требует   наших размышлений  ,мы как будто взвешиваем на весах наших героев, судим о них, основываясь на том, что нам рассказал автор произведения.

Такой тип сочинения называется сочинением-рассуждением.

Итак, можно сказать ,что сочинение –повествование отвечает на вопрос : что случилось?

Сочинение –описание : как это  выглядит?

А сочинение –рассуждение: почему так случилось?

2. Зачем нужен план?

Как вы будете собирать пирамидку? От большого к маленькому.

А дом строить ? Так, чтоб он не развалился.

Вот и сочинение строится по определенному плану, части его взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой. И каждый вид сочинения строится по своему, определенному плану, общему для всех сочинений этого вида.

Из каких же частей состоит сочинение рассуждение?

Сначала нам надо рассказать, о чем же мы будем рассуждать.

Смысл нашей первой части сводится к вопросу ПОЧЕМУ?

О чем мы здесь должны написать?

Конечно, о том , что в «Сказке о мертвой царевне…» есть силы добра и зла, что кто-то помогает царевне, кто-то наоборот. Что простое деление на добрых и злых героев не всегда правильно, что добрые и честные герои сказки иногда вместо помощи , оказывается, губят царевну. – так мы формулируем себе задачу –проблему, она еще называется – тезис.. О чем надо поразмышлять , порассуждать? В этой части мы не пытаемся ответить на вопрос, мы только формулируем сам вопрос, опираясь на тему сочинения.

Дальше мы должны объяснить нашу мысль. Наши доводы называются аргументы. Эту часть обычно называют доказательство .Смысл второй части можно свести к ПОТОМУ ЧТО

В ней нам важно объяснить наше мнение, обязательно опираясь на текст. Конечно ,мы скажем, что царица изо всех сил хотела погубить царевну, и поразмышляем, почему. Мы расскажем, как приютили царевну богатыри, подумаем, почему же они не смогли ее уберечь, вспомним, какой долгий путь прошел королевич Елисей, и как удивительно было пробуждение царевны. Мы не забудем о противоречивой роли честного зеркальца и о чернавке, которая , боясь за свою жизнь, губит царевну, хотя хорошо к ней относится.

Каждую мысль обязательно надо подкрепить словами автора, чтобы не казалось, что ваша точка зрения не имеет под собой оснований.  Такое подтверждение обычно называют примером. В третьей части сочинения мы должны сделать выводы, подвести итог нашим размышлениям. Мы все обсудили, разобрались ,какие же силы помогают царевне, какие – хотят ее смерти, а какие совершают зло по отношению к царевне невольно, без злого умысла или из боязни.

Вот об этом мы и напишем в третьей части нашего сочинения.  Смысл этой части содержится в слове ЗНАЧИТ

3. Порядок работы над сочинением

Вот в каком порядке лучше всего осуществить эту работу:

1. Прочитать внимательно тему, подумать , над какой проблемой вы будете размышлять. Записать для себя эту проблему вопросительным предложение, начав со слова ПОЧЕМУ,

2. Вспомнить план сочинения- рассуждения.

3. Продумать ,какими аргументами вы воспользуетесь, чтоб ответить на свой вопрос. Можно ответ начать со слова потому что, а потом его вычеркнуть (потому что это ошибка с точки зрения русского языка, но не с точки зрения логики изложения)

4. Выделить в тексте примеры, подтверждающие каждый ваш аргумент

5. Продумать, к какому выводу вы приходите, сравнить вопрос и ответ. Соотносятся ли они друг с другом и с темой вашего сочинения?

6. Придумать вступление, которое бы вводило читателя в курс дела: что за произведение, кто его написал, какое впечатление оно на вас произвело, какие мысли  вызвало?

7. Написать черновик сочинения, записывая каждую часть с красной строки.

8. Прочитать его внимательно, внести изменения, а потом переписать набело.

9. Проверить свой чистовик, написана ли  тема , подписана ли работа, не вкралась ли    ошибка при переписывании.

 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса  под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 113, 117-118, 119.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Библиотека Максима Мошкова (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

Надеюсь, наш сегодняшний урок поможет вам научиться писать сочинения-рассуждения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Какие силы помогают царевне, а какие губят ее?».