Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Царевна и царица. Что есть красота?

«Уж и впрямь была царица…»: что же такого царственного в мачехе? За что она ненавидит тихую падчерицу? Почему добро так хрупко и как зло оказывается несостоятельно?

 Тема: Сказка о мертвой царевне. Царевна и царица

 Урок: Сказка о мертвой царевне. Царевна и царица 

 

1. Введение

1. Добрые и злые силы в сказке.

Здравствуйте! Мы продолжаем говорить о сказке Пушкина.

Сегодня мы поговорим о силах , которые пытаются помочь царевне, и о тех ,что ее губят.

Казалось бы , все просто  мачеха -  злая, царевну губит, богатыри добрые  - царевне помогают, Елисей влюбленный –царевну спасает.

Если коротко: плохие – губят, хорошие помогают. Так?

Не совсем. Вот зеркальце, оно плохое или хорошее? Оно честное, говорит правду, рассказывает  «а царевна всех милее, всех румяней и белее» - и вызывает страшный гнев царицы. Больше того, когда , казалось бы, царевна счастливо избежала гибели, зеркальце выдает ее царице еще раз « Но живет без всякой славы средь зеленыя дубравы у семи богатырей та, что все ж тебя милей.»  Получается, честность зеркала губит царевну – дает злой царице повод уничтожить падчерицу.

А добрые богатыри? Мы уже говорили, что доброта без действия не спасет ,не убережет. Зло слишком активно ,чтоб ему могла противостоять пассивная доброта.

2. Царица.

Но откуда в царице столько злобы?

Ведь царевна  - тиха и незаметна, подрастает она тихомолком, да и замуж скоро выйдет на чужую сторону.

Только ли природная злость? Давайте посмотрим на царицу повнимательнее.

Царица появляется в сказке через год после смерти матери царевны Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел, как сон пустой, Царь женился на другой. И во всем первую царицу превосходит: Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла;

Уж и впрямь, а чем же та, прежняя вела себя не по-царски? 

Вспомним, она у окна Села ждать его одна. Ждет пождет с утра до ночи, Смотрит в ноле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Скучала, тосковала, и собой, царицей, совершенно не интересовалась. Новая царица смотрит  лишь на себя, интересуется лишь собой – ведет себя как царица, пред которой все должны померкнуть.

Новая царица и красива, и умна, но зато

Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.   Тихость и кротость первой жены и своенравность и ревнивость второй – конечно, контрастны.

3. Ревность и зависть.

Конечно, можно сказать, что гордость и своенравность – обычны для царских особ. Но царица еще и  ревнива. Она хочет первенствовать – при этом красота душевная вовсе ее не влечет, она видит  красоту только как внешнюю пригожесть, не понимая, что царевна милее в первую очередь своей кротостью и «тихостью», а уж потом хороша  внешне.

Что такое ревность? Словари дают несколько значений этого слова. 1. Страстная недоверчивость, мучительное сомнение в чьей-н. верности, в любви, в полной преданности. Муки ревности. Ревность превращает человека в зверя. Даль. Убийство из ревности. А тут заботы любви, ревность, постоянный страх за маленького. Чехов. Он сначала с ума будет сходить от ревности, а потом охладеет. Гончаров. 2. Боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть чем-н. 3. Усердие, старательность, рвение (книжн. устар). С ревностью принялся за дело.- Боязнь чужого успеха, опасение, что другой сделает лучше, мучительное желание безраздельно владеть чем-нибудь. В каком значении употреблено это слово у Пушкина? Во-втором, царица боится, что царевна окажется лучше ее, она хочет быть самой-самой красивой во всем целом свете.

Ревнивцы очень опасны для окружающих, они не перед чем не останавливаются, чтоб первенствовать.

Почему же в приданое ей дано было именно зеркальце?

Вспомните, зачем мать царевны смотрела в окно? Кого она там надеялась увидеть? Царя, конечно.

А кого можно увидеть в зеркальце? Только себя. Новая царица смотрит  лишь на себя, интересуется лишь собой – ведет себя как царица, пред которой все должны померкнуть. Ей в приданое дано Было зеркальце одно: Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. С ним одним она была Добродушна, весела, С ним приветливо шутила Почему же зеркальце было настолько важным в жизни царицы? Настолько, что она смиряла свой своенравный характер? - Зеркальце утверждало, что царица всех милее, всех краше.  А зачем ей нужно было это подтверждение? Она сама не видела , что красива? Значит ,не хватало царице уверенности,  зеркальце постоянно нужно ей для самоутверждения. Добро не нуждается в постоянном подтверждении своей состоятельности, а зло нуждается, и в том числе  от этого и появляется ревность и зависть к тому, что кто-то просто живет без  всякой славы и совершенно в ней не нуждается. И когда царевна говорил зеркальцу : «Да всю правду доложи» , - готова ли она услышать настоящую правду? Нет , конечно, только ту, которую ждет. Именно поэтому правдивое зеркальце и не устраивает царицу: "Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. Вишь какая подросла! И не диво, что бела: Мать брюхатая сидела Да на снег лишь и глядела! Но скажи: как можно ей Быть во всем меня милей? Признавайся: всех я краше. Обойди все царство наше, Хоть весь мир; мне ровной нет. Так ли?"

Обратите внимание: стекло мерзкое – царица видит злой умысел в словах зеркальца ( в черновиках было глупое стекло), но глупость значительно более простительна.

И в том , что царевна оказывается, по мнению зеркальца!!!,  красивее, царица тоже видит злой умысел: «Я в ней дурь-то успокою»   А ведь царевна ничем царице не мешает , и кротость ее нрава , Пушкин неоднократно подчеркивает –тихость ( вся в мать), и незаметность при дворе ( тихомолком подрастая), и сам факт близкого замужества и,  вероятнее всего,  отъезда  , не должны вызвать такой яростной ненависти.

Однако вызывают. В своей ревности и злобе царица не просто хочет избавиться от красивой соперницы ( хотя это соперничество только в голове у царицы и происходит), а и люто с ней расправиться.

Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

Пушкин называет это чувство – зависть . страшное чувство.

И нам уже не кажется царица сколько –нибудь  красивой, скорее уродливой ведьмой.

Зависть —  одно из отрицательных  чувств человека, вызванное раздражением и неудовольствием успехами и благополучием других людей, которые воспринимаются завистником  как угроза ему самому. В состоянии зависти человек воспринимает чью-то удачу или успехи на любом поприще как обидную несправедливость по отношению к себе.

Зависть  - страшное чувство, так же, как и ревность ,оно легко толкает людей на преступление.

Чернавка, сенная девушка,  пожалела царевну, но позже, когда царица, узнав от зеркальца правду, набросилась на нее, она не готова пожертвовать собою и не только выдает царевну, но и губит ее, поднося отравленное яблоко.В облике нищей черницы - монахини , а разве можно ждать от монахини какого-либо зла? – она подносит  царевне яблочко И к царевне наливное, Молодое, золотое Прямо яблочко летит...

4. Красота внешняя и внутренняя.

И в царице, и в яблоке, и в чернавке, прикинувшейся черницей –монахиней , – злая сущность гораздо важнее внешней привлекательности. Внешняя красота оказывается маской , под которой легко прячется уродливая сущность, губя красоту истинную, красоту души ( поэтому на самом деле, совершенно неважно была ли царевна красавицей ,а про ее мать это и не сказано. Кроткие, любящие, преданные , они прекрасны и так.

С лица воды не пить – так говорить русская народная пословица.  Ей вторит другая : Не важно лицо какое, было бы сердце золотое. Каждый из нас, конечно, прекрасно понимает: душевные качества человека, его способность сопереживать и любить важнее внешней красоты черт. Мы же видим в сказке Пушкина , сколь уродливым может быть внешне прекрасный человек.

5. Как победить зло?

Царевна не ждет ни от кого зла, добро доверчиво, па оттого абсолютно беззащитно. Добро нуждается в защите, оно не всесильно. Зло  не всесильно ,она скрывается под личиной, и как разителен  этот контраст между внешней привлекательностью и черной сущностью.

Но добро доверчиво, и от этого слепо. Зло чувствует Соколко ,но царевне и в голову не может прийти мысль о дурном..

Получается, что ни абсолютная правдивость, ни доброжелательность , ни доброта, не могут победить зло ,а скорее губят царевну, нежели помогают ей.  Зло не всесильно, но только готовность, решительность твердо и деятельно противостоять злу могут его победить.

Поэтому только королевич Елисей мог победить зло – он действовал. Когда зеркальце рассказывает царице о спасшейся царевне, в ярости и от бессилия она

вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла.

От чего же умерла царица?

Ее тоска взяла.  Помните ли, от чего умерла мать царевны? – восхищения не снесла

Какая разница! Умереть от счастья, быть исполненной любви, и умереть , не выдержать собственной злобности. Совершенная победа добра над злом. Зло оказалось несостоятельно,  само себя и уничтожает. 

К сожалению, такое возможно только в сказке.

На этом мы можем закончить наш урок. До свидания.

 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса  под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 113, 117-118, 119.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Библиотека Максима Мошкова (Источник).

                        

Рекомендованное домашнее задание

1. Сравниваем двух цариц: царицу из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» и царицу из «Белоснежки и семи гномах». Чем они схожи?