Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Ворона и лисица». Обличение человеческих пороков в басне

На этом уроке вы узнаете о жизни и творчестве Ивана Андреевича Крылова, познакомитесь с его басней «Ворона и лисица», проанализируете её, рассмотрите, какими способами создавались образы персонажей басни, проведёте сравнительный анализ басен Крылова и Эзопа.

Жизненный путь И. А. Крылова

Жизнь баснописца Ивана Андреевича Крылова (рис. 1) была очень сложной. Она и не может быть лёгкой у человека, постоянно указывающего на человеческие недостатки и пороки.

И.А. Крылов

Рис. 1. И.А. Крылов (Источник)

Первое своё литературное произведение маленький Ваня Крылов написал, когда ему было 10 лет. Оно называлось «Прошение». Дело в том, что отец Вани и его младшего брата Лёвушки был армейским офицером, он участвовал в восстании против Емельяна Пугачёва и погиб, когда Ивану Андреевичу было 10 лет. Матушка маленького Ивана Крылова решила обратиться к императрице Екатерине II (рис. 2) с прошением. Прочитайте отрывок из этого прошения, которое было написано Иваном Крыловым:

«…воззрите милостиво на наше несчастное состояние и, приняв во уважение двадцатисемилетнюю мужа моего беспорочную и ревностную службу, повелите на пропитание наше и воспитание детей определить, что Вашему величеству всевышний Бог на сердце положит…».

Императрица Екатерина II

Рис. 2. Императрица Екатерина II (Источник)

К сожалению, прошение не дошло до императрицы Екатерины, она на него не ответила. А Ваня очень надеялся на него. Он надеялся также на то, что они с Лёвушкой смогут продолжить образование, мама перестанет ходить по домам и работать на чужих людей, а бабушка будет печь вкусные пироги. Поскольку ответа на прошение семья Крыловых так и не дождалась, Ване пришлось работать. Десятилетним мальчиком он устроился на службу в канцелярию города Твери. Маленький мальчик должен был аккуратно переписывать бумаги, не допуская помарок. Но при этом он видел несправедливость, которая окружает его: прошения простых людей просто выбрасываются в мусорную корзину.

 

По вечерам маленький Ваня подходил к заветному сундуку, который остался ему от отца. В этом сундуке хранилось множество книг. И среди них был французский букварь, а в нём – басня Жана де Лафонтена (рис. 3) «Ворона и Лисица».

Жан де Лафонтен

Рис. 3. Жан де Лафонтен (Источник

Это была любимая басня Крылова. По вечерам маленький Ваня Крылов занимался переводами с французского языка на русский именно этой басни. Это очень его успокаивало.

 

Но вскоре семья решает переехать в Петербург. Мама Крылова надеялась на то, что там они смогут обратиться опять к императрице Екатерине и на помощь сослуживцев отца Ивана Андреевича Крылова.

Семья приезжает в Петербург. В это время на Сенатской площади был открыт памятник Петру I, так называемый «Медный всадник» (рис. 4).

Открытие памятника «Медный всадник». Скульптор Этьен Морис Фальконе

Рис. 4. Открытие памятника «Медный всадник». Скульптор Этьен Морис Фальконе  (Источник)

Вокруг памятника скопилось очень много людей. Окружённая охраной, стояла и Екатерина, но к ней нельзя было обратиться с прошением, нельзя было к ней подойти.

В течение нескольких месяцев Иван Крылов искал работу. Он устроился на службу в канцелярию. Там он видел то же самое: доносы, жалобы. Он понял, что жизнь в Петербурге ничем не отличается от жизни в Твери.

Когда Крылову было 14 лет, он случайно попал в театр и влюбился в него. Нужно сказать, что перу Ивана Андреевича Крылова принадлежит опера, которая называлась «Кофейница». Эта опера имела большой успех, но не принесла желаемого гонорара семье. Единственным гонораром, который заслужил Иван Крылов, был бесплатный проход в театр.

Крылова стали приглашать в известные дома, но он вызывал только усмешку: беден, плохо образован, небрежно одет.

Из детских впечатлений Крылова

Иван Андреевич Крылов провёл своё детство в Оренбурге. Его детские годы совпали с важным историческим событием – восстанием Пугачёва (рис. 5).

Пугачёвский суд

Рис. 5. Пугачёвский суд (Источник)

Отец Ивана Андреевича Крылова был офицером, который оборонял Оренбургскую крепость от казаков Пугачёва. Намного позже, когда Иван Андреевич Крылов изучал материалы пугачёвского восстания, он узнал, что его семья должна была быть повешена, если бы Пугачёв захватил крепость. Об этом Крылов рассказывал Александру Сергеевичу Пушкину (рис. 6).

А.С. Пушкин

Рис. 6. А.С. Пушкин (Источник)

Этот сюжет лёг в основу повести Пушкина «Капитанская дочка». Прототипом капитана Миронова в «Капитанской дочке» был Андрей Прохорович Крылов.

Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

В 1809 году выходит первый сборник басен Ивана Андреевича Крылова. Путь к басням был очень труден и очень долог. Именно в этом первом сборнике есть басня «Ворона и Лисица», которая была написана не позднее 1807 года.

Прочитайте басню.

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду, Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, –

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

"Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, прямо, сказки!

Какие пёрышки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись!

Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!"

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье спёрло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё вороньё горло:

Сыр выпал – с ним была плутовка такова (рис. 7).

Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица»

Рис. 7. Иллюстрация к басне «Ворона и Лисица» (Источник

Басня Эзопа и басня Крылова

В основе басни «Ворона и Лисица» лежит сюжет басни Эзопа с таким же названием (рис. 8).

Эзоп

Рис. 8. Эзоп (Источник)

Прочитайте басню Эзопа:

«Ворон и Лиса»

«Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, – ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать".
Басня уместна против человека неразумного».

Сравним басню Крылова и басню Эзопа. У Эзопа – ворон, а у Крылова – ворона. Ворон всегда считался символом мудрости, а ворона – безалаберности.

Обратите внимание на лису. Лиса у Эзопа просто хитра, а у Крылова – это целый человеческий характер: плутовка, хитра, шепчет, говорит так сладко, чуть дыша. Иван Андреевич создаёт целый человеческий характер в отличие от Эзопа.

Анализ басни «Ворона и Лисица»

Героями басни являются Ворона и Лисица, но это не просто животные – это человеческие характеры, человеческие типажи. Обратите внимание, как автор характеризует своих героев.

Ворона (рис. 9):

«…Вороне где-то бог послал…

… Взгромоздясь…

… Собралась, да подзадумалась…

… Вскружилась голова…

… От радости в зобу дыханье спёрло…

… Ворона каркнула».

Ворона. Иллюстрация к басне Крылова

Рис. 9. Ворона. Иллюстрация к басне Крылова (Источник)

Сыр Вороне послал бог. Ей оставалось только найти место, где этот сыр съесть. Ворона не справилась с таким простым заданием.

Всё это видит Лиса. Посмотрите, как автор изображает Лису (рис. 10):

«…Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, -

Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…»

Лисица. Иллюстрация к басне Крылова

Рис. 10. Лисица. Иллюстрация к басне Крылова (Источник)

Лисица составляет противоположность Вороне. Она – деятель. Автор употребляет очень много глаголов, которые обозначают действия Лисы. Лиса видит сыр, но она не может его достать: она не может взобраться на ель. Поэтому она должна прибегнуть к хитрости и завладеть лакомым куском сыра.

Удивительно, что мораль этой басни осуждает лесть. Вот как она звучит:

«Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

Следовательно, читатель, вслед за автором, должен осудить лесть. Что же происходит на самом деле? Кто нам более симпатичен: Ворона или Лисица? В этом споре с Вороной побеждает Лисица, потому что она деятельная, активная, хитрая, а Ворона оказывается раззявой, которая не может даже сыр удержать. Получается, что настоящий герой этой басни – Лисица. Однако басня называется «Ворона и Лисица». Следовательно, Лисица на втором месте, автор ставит её во второй ряд. Обратите внимание на эпитет, которым награждает Ворону автор:

«…Вещуньина с похвал вскружилась голова…»

Действительно, Ворона привыкла вещать, говорить что-то с высоты своего положения, а Лиса всегда оказывается внизу.

Мораль в баснях Крылова – это некая дань басенной моде. Крылов не восхищается лестью Лисы. Он говорит лишь о том, что рядом с человеком, который льстит тебе, восхищается тобой, нужно не оказаться Вороной.

Об иллюстраторах басен Крылова

Многие известные художники пытались иллюстрировать басни Крылова. Среди них были Виктор Васнецов (рис. 11) и Валентин Серов (рис. 12).

Виктор Васнецов

Рис. 11. Виктор Васнецов (Источник

Валентин Серов очень долго работал над иллюстрациями к басням Ивана Андреевича Крылова.

Валентин Серов

Рис. 12. Валентин Серов (Источник)  

Он делал наброски животных и иногда даже ходил в зоологический сад, для того чтобы делать наброски с натуры (рис. 13). Вот как об этом пишет другой известный русский художник Игорь Грабарь, который был свидетелем этого:

«… Недостающие он тут же брал с натуры, заполняя новый «звериный» альбом. Бывали случаи, когда, испытывая нужду в том или другом повороте и движениях очередного зверя, он бросал всё и уезжал в зоологический сад».

И. Грабарь. «Серов-рисовальщик»

Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Рис. 13. Иллюстрация В.А. Серова к басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»  (Источник

Создание иллюстраций к басням Крылова – это тема, которая интересует и современных художников.

 

Список литературы

  1. Учеб­ник-хре­сто­ма­тия для 5 клас­са / под ре­д. Ко­ро­ви­ной В.Я. – М. «Про­све­ще­ние», 2013. 
  2. Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2-х частях». Учебник-хрестоматия. – Магариф, 2005.
  3. Е.А. Самойлова, Ж.И. Критарова. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. – М. Ассоциация XXI век, 2013.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Krilov.velchel.ru (Источник).
  2. Lib.ru (Источник).
  3. Festival.1september.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Составить характеристику образов Вороны и Лисицы.
  2. Процитировать мораль басни и объяснить её своими словами.
  3. Выучить басню «Ворона и Лисица» наизусть.