Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram, наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета) могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Мы знаем о проблеме и уже занимаемся её решением.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Жанр басни. Истоки басенного творчества

Басня является одним из любимейших жанров школьников. На этом уроке мы познакомимся с понятием басни, а также с неотъемлемыми ее элементами – аллегорией, иносказанием и моралью. Урок позволит лучше понимать поучительный смысл басни.

Введение

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и впервые задумался о себе и о мире. По существу это были два вопроса: как устроен мир? И как должен вести себя человек в этом мире?
На первый вопрос он ответил мифом. На второй вопрос – басней».
М.Л. Гаспаров (рис. 1)

Рис. 1. М.Л. Гаспаров (Источник)

Вспомните ситуации, когда, видя недостаток в человеке, вам хотелось бы указать на него, но указать так, чтобы человек не обиделся и исправился. В древности у людей тоже возникала необходимость такой непрямой критики, но в связи с тем, что люди делились на господ и рабов, за указание на недостатки рабы могли быть жестоко наказаны. Именно тогда был изобретен жанр басни, который позволял освещать недостатки людей, не обижая их.


Бродячие сюжеты

Среди басен, которые приписывают Эзопу, есть басня «Лисица и виноград». Вот эта басня:
Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе:

– Они ещё зелёные!

Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

Эзоп

В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил баснописец Жан де Лафонтен, он заметил, что басни Эзопа необыкновенно актуальны, потому что человеческие недостатки неискоренимы. И по сюжету басни Эзопа Лафонтен создает свою басню:
Лисица и виноград
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой 
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться, 
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен – 
Пусть им кормится всякий сброд!» 
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Лафонтен

Перерабатывая сюжеты известных басен, баснописцы переносят героев в свою страну, в свою эпоху, что способствует тому, что читатели охотнее ставят себя на место героев басни. Такое понятие называется «бродячие сюжеты», при этом герой басни обрастает деталями своей страны и эпохи, как, например, у Лафонтена Лис – нормандец или гасконец. С таким же сюжетом и таким же названием есть басня у русского баснописца И.А.Крылова, где лисица названа кумой, как и в народных русских сказках.
Бродячие сюжеты присущи не только жанру басни, но и, например, сказкам. Это не значит, что авторы «списывают» сюжеты, они адаптируют истории так, чтобы то или иное произведение стало ближе их соотечественникам.

Что такое аллегория?

Аллегория – выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа).
Основным способом изображения аллегории является обобщение качеств человека в конкретных образах животных или растений.
Например, В. Жуковский объяснял аллегорию в баснях так:
«Животные представляют в ней человека, но человека в некоторых только отношениях, с некоторыми свойствами, и каждое животное, имея при себе свой неотъемлемый постоянный характер, есть, так сказать, готовое и для каждого ясное изображение как человека, так и характера, ему принадлежащего. Вы заставляете действовать волка – я вижу кровожадного хищника; выводите на сцену лисицу – я вижу льстеца или обманщика...».


Об Эзопе

Точная биография Эзопа (IV век до н. э.) неизвестна, мы знаем только то, что он был рабом и жил в Древней Греции. Внешне он был необыкновенно уродлив, но это компенсировалось мудростью и остроумием.

Существует такая легенда об Эзопе. Находясь в Дельфах, Эзоп своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена в котомке у Эзопа, и он как святотатец был то ли побит камнями, то ли сброшен со скалы. Через много лет последовало чудесное обнаружение невинности Эзопа.

Возможно, это только легенда, но нам важно одно – то, что Эзоп говорил правду сильным мира сего.

Как правило, в качестве аллегории баснописцы используют образы животных. За каждым из животных закреплено определенное человеческое качество или человеческий недостаток. Например:
Волк – злость, злой человек;

Лиса (рис. 3) – хитрость, хитрый человек;

Заяц – слабость, страх, трусость, трусливый человек;

Свинья – неблагодарность, грубость, невежество, невежественный человек.

Рис. 3. Лиса и Волк (Источник)

Таким образом, мы видим, что за каждым животным закреплено определенное качество человека, т. е. животное является носителем этого человеческого недостатка. Иногда бывает достаточно прочитать название басни, чтобы понять, о каком изъяне идет речь.

О баснях Эзопа

Вероятно басни, которые приписываются Эзопу, долгое время передавались из уст в уста. Басни Эзопа представляют собой сборник прозаических произведений, содержащий не менее 400 басен. Легенды гласят, что по мудрому сборнику эзоповских басен обучались дети в эпоху Аристофана в Афинах. И в древнегреческих школах существовало такое выражение: «Ты невежда и лентяй, раз Эзопа не читал». Следовательно, басни Эзопа существовали уже в то далекое от нас время.

Мораль в басне

Одной из особенностей басни является мораль.

Мораль – этическое содержание произведения, его вывод, итог, содержащий совет читателю поступать тем или иным образом, или афористическое суждение. В большинстве произведений читателю предлагается самому сделать этот вывод.

В баснях и притчах мораль прямо сформулирована в конце произведения в виде двустишия или заключительной фразы (в баснях мораль иногда находится в начале). И не смотря на то что автор поясняет смысл изложенного, умный читатель способен самостоятельно понять авторский урок, ведь в этом и заключается мастерство баснописца – максимально ясно показать человеческие пороки, не обижая читателей.

Итоги урока

Итак, сегодня мы рассмотрели жанр басни, поговорили о том, что этот жанр возник очень-очень давно. Существовал он в те времена, когда люди хотели скрыть человеческие недостатки или рассказать о них по-другому, не называя эти недостатки прямо. Эзопов язык – это язык намеков, умолчаний, особенно он необходим, когда говорить нельзя, а молчать невозможно.

 

Список литературы

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П. Литература, 5 класс, Часть 1. – 2013.

2. Крылов И. А., Басни. – Рипол, 1997.

3. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1974.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Басни И.А. Крылова (Источник)

2. Больше об Эзопе (Источник)

3. Словарь литературоведческих терминов (Источник)

4. В. Жуковский. О басне и баснях Крылова (Источник)

 

Домашнее задание

1. Прочесть басни И. Крылова «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».

2. В одной из басен на выбор определить мораль, объяснить своими словами.
Читать одну из басен выразительно по ролям.