Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

«Сказание о белгородском киселе»

Что такое летопись и о чем она нам расскажет? Как выглядели погодные записи? Киево-Печерская Лавра и ее летописцы. «Повесть временных лет». Чего ради летописец рассказывает предание о белгородском киселе?

Тема: Летописи

Урок: Летописи

 

1. «Повесть временных лет

 «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжите, и откуду Русская земля стала есть»  - так по-древнерусски звучит начало одной из древнейших дошедших до нас русских летописей, которую по первым словам называют обычно «Повесть временных лет».  Над этой летописью трудилось много людей. Первый свод этой летописи назывался Древнейший и был составлен еще 1037 году, его автора мы не знаем. Потом его дописывали и дорабатывали монахи Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр.

Таким представлял себе  летописца  скульптор Антокольский:

 

Рис. 1. Нестор-летописец

Никон, Иоанн, Нестор, Сильвестр – монахи Киево-Печерской лавры. Именно в лавре была создана «Повесть временных лет» История Киево-Печерской лавры  начинается в 1051 г. Она была основана греческим  монахом Антонием в пещерах близ Киева (сейчас в центре города).  В 11 веке монастырь стал главным центром распространения православия на Руси, а уже в 12 веке получил почетное название Лавра (так называли только самые-самые  важные мужские монастыри).

Рис. 2. Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра становится важнейшим духовным центром православия, а во времена нашествия монголо-татар   - и центром сопротивления врагам. Огромное количество православных в разные века шли на поклон к Киево-Печерским святыням.

2. О чем  рассказывают  летописи?

Прочитайте фрагмент летописи:

В лето 6534. Ӕрославъ сьвокупи воӕ многы . и приде 3 Кыєву . и створи миръ с братомъ своимъ . Мьстиславомъ . оу Городьца А. и раздѣлиста и Б4 по Днѣпръ . Рускую землю 5 . Ӕрославъ приӕсу 6Вперёд. а Мьстиславъ ѡну . и начаста жити . мирио . и вь братолюбьи 7 . и преста В оусобича Г и мѧтежь . и быс̑ тишина . велика в земли Д

В лѣт̑ . ҂s҃. . ф҃ . л҃е . [6535] Родисѧ третии сн҃ъ . Ӕрославу . и нарече имѧ єму Ст҃ославъ .

В лето 6537 мирно 8 лѣт̑9

В лѣт̑. ҂s҃ . . ф҃ . . л҃и . [6538] сего лѣта . иде Ӕрославъ на Чюдь . и побѣди ӕ . и постави городъ Юрьєвъ 12. в се же времѧ . оумре А Болеславу 13 Великому 14 в 15 Лѧхѣхъ 16 . и быс̑ мѧтежь великъ 17 в Лѧдьскои земли . и вьставше людьє . избиша єпс̑пы . и попы и боӕры 18 своӕ . и быс̑ мѧтежь . вь нихъ ❙

Каждая летописная статья начинается словами «В лето…» , после которых излагаются события, случившиеся в этот год.  

Только год называется странный 6534, 6535. А мы живем в двухтысячных. Дело в том, что летописцы вели счет от сотворения мира, а современный европейский календарь  считает время от рождества Христова.

До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». Этот расчет был принят при простом  погодовом пересчете событий священной истории от Адама до нашего времени. Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. 19 декабря 1699 года царь Петр I подписал указ "О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира".В Европе это летоисчисление – от рождества Христова (года Господня Anno Domini)  введено римским монахом Дионисием Малым в  525 г.

В 1582 году по распоряжению римского папы Григория 13 был разработан Григорианский календарь, к 18 веку на летоисчисление по григорианскому календарю переходят большинство европейских стран. А Россия до 1918 года жила по юлианском календарю, введенному еще до нашей эры Гаем Юлием Цезарем. К 1918 году разница между юлианским и григорианским календарем составляла 13 дней и все увеличивалась. Поэтому было решено перейти на общеевропейский календарь. И 1918 год начался с 13 января. Именно поэтому мы до сих пор празднуем старый новый год в ночь с 13 на 14, хотя правильнее было бы уже с 14 на 15 праздновать.

Каждый летописец начинал повествование с самых давних времен: от сотворения мира, переписывал немалую часть Библии и труды своих предшественников. Летописцем, как правило, был монах, поэтому, рассказывая об исторических событиях, он судит о них как христианин и все события соотносит с теми, которые были описаны в Библии.

Почему же каждому  летописцу было так важно начать с начала? Почему было просто не продолжить рассказ?

В Древней Руси человек не мог оторвать событие настоящее тех, что ему предшествовали, настоящее – это только звено в цепи, связывающей прошедшее и будущее. «Восстанавливая ход русской истории, летописцы стремились связать эту историю Руси с историей мировой, понять ее как часть всемирной истории»

«Развивается своеобразное «панорамное» зрение. Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится вести повествование о всей Русской земле, сразу и легко переходит от событий в одном княжестве к событиям в другом – на противоположном конце Руси» Д.С.Лихачев

Панорама – от греческого «видеть все»

«Повесть временных лет»  заканчивается 6621 годом (по современному летоисчислению 1113 годом),  оригинал ее был утрачен, и она сохранилась только как часть других летописей: Лаврентьевской и Ипатьевской.

Поэтому летопись – это всегда свод, так как в ней сводятся, соединяются тексты разных произведений (летописей, документов, житий святых, устных народных преданий с текстом, принадлежащим самому летописцу).

3. «Сказание о белгородском киселе»

Прочитайте   одно из таких  преданий «Сказание о белгородском киселе», включенных Нестором в летопись. Как вы думаете, с какой целью он это сделал?

В год 6505 (997). Пошел Владимир к Новгороду за северными воинами против печенегов  (Источник) так как была в это время беспрерывная великая война. Узнали печенеги, что нет князя, пришли и стали под Белгородом. И не давали выйти из города, и был в городе голод сильный, и не мог Владимир помочь, так как не было у него воинов, а печенегов было многое множество. И затянулась осада города, и был сильный голод. И собрали вече в городе, и сказали: "Вот уже скоро умрем от голода, а помощи нет от князя. Разве лучше нам так умереть? Сдадимся печенегам - кого оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем от голода". И так порешили на вече. Был же один старец, который не был на том вече, и спросил он: "О чем было вече?". И поведали ему люди, что завтра хотят сдаться печенегам. Услышав об этом, послал он за городскими старейшинами и сказал им: "Слышал, что хотите сдаться печенегам". Они же ответили: "Не стерпят люди голода". И сказал им: "Послушайте меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я вам велю". Они же с радостью обещали послушаться. И сказал им: "Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей". Они же радостно пошли и собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, на чем кисель варят, и велел выкопать колодец и вставить в него кадь, и налить ее болтушкой. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадь, и повелел поискать меду. Они же пошли и взяли лукошко меду, И приказал сделать из него пресладкую сыту и вылить в кадь в другом колодце. На следующий же день повелел он послать за печенегами. И сказали горожане, придя к печенегам: "Возьмите от нас заложников, а сами войдите человек с десять в город, чтобы посмотреть, что творится в городе нашем". Печенеги же обрадовались, подумав, что хотят им сдаться, взяли заложников, а сами выбрали лучших мужей в своих родах и послали в город, чтобы проведали, что делается в городе. И пришли они в город, и сказали им люди: "Зачем губите себя? Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и 10 лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами". И привели их к колодцу, где была болтушка для киселя, и почерпнули ведром, и вылили в латки. И когда сварили кисель, взяли его, и пришли с ними к другому колодцу, и почерпнули сыты из колодца, и стали есть сперва сами, а потом и печенеги. И удивились те и сказали: "Не поверят нам князи наши, если не отведают сами". Люди же налили им корчагу кисельного раствора и сыты из колодца и дали печенегам. Они же, вернувшись, поведали все, что было. И, сварив, ели князья печенежские и подивились. И взяв своих заложников, а белгородских пустив, поднялись и пошли от города восвояси.

Даже из самой безвыходной ситуации можно выйти победителем. Враг может быть сильнее, но его можно победить хитростью.

Есть пословица «Хитрость силу берет», она очень кратко и  точно формулирует основную мысль сказания.

4. Зачем трудиться летописцу?

В драме «Борис Годунов»  Александра Сергеевича Пушкина летописец Пимен говорит о молодому монаху о смысле своей работы, смысле своей жизни так:

Еще одно, последнее сказанье —                                                                    

И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил; Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду — И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро — А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют.

Получается, самое главное в труде летописца -  правдивость. Именно летописи дают возможность нам,  далеким потомкам, узнать о предках, их деяниях, подвигах и преступлениях,  представлениях о добре и зле, а значит, летописи, рассказывающие о прошлом,  в большой степени определяют наше настоящее и даже будущее.

 

Список рекомендованной литературы

 1. Учебник-хрестоматия для 5 класса  под редакцией Коровина В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 48 -52.

 

Рекомендованное домашнее задание

Прочитайте еще один отрывок из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока киевлянина». В чем сходство и в чем различие этих сказаний, включенных в летописный свод.