Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа произведения

На этом уроке вы узнаете о детских и юношеских годах Михаила Юрьевича Лермонтова, рассмотрите литературную деятельность поэта, узнаете об исторической основе его стихотворения «Бородино», проанализируете его, проведёте сравнительную характеристику поэтических произведений Лермонтова на военную тему.

Детство и юношество М.Ю. Лермонтова

Лермонтов – один из самых крупных российских поэтов, один из первых русских поэтов XIX столетия. Жил он совсем недолго – неполных 27 лет.

Рис. 1. М.Ю. Лермонтов

Стихотворение «Бородино» – одна из его визитных карточек, одно из самых известных произведений на тему русской истории. Написал Лермонтов его в 1837 году, в год смерти Пушкина. 1837 год вообще был переломным в жизни Лермонтова.

Лермонтов был дворянином. Его родители друг друга страстно любили, но их брак оказался несчастным.

Рис. 2. Михаил Лермонтов в возрасте 6–8 лет

После смерти матери мальчика воспитывала его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Эта женщина сыграла огромную роль в жизни поэта.

Рис. 3. Е.А. Арсеньева

У него были прескверные отношения с отцом, Лермонтов его почти не знал, почти не видел.

Рис. 4. Ю.П. Лермонтов

Будущий поэт воспитывался бабушкой в деревне, в усадьбе Тарханы. Он получил замечательное воспитание. Бабушка Лермонтова страстно любила мальчика, была женщиной авторитарной, властной, хотела всецело определять его жизнь, но очень много вкладывала в его воспитание. Были у Лермонтова прекрасные учителя, и он получил хорошую домашнюю подготовку (обычную для дворянского мальчика того времени): иностранные языки и музыка. У Лермонтова были прекрасные музыкальные таланты, с детства он играл на фортепиано, на флейте и был отличным скрипачом. Кроме того, он оказался хорошим художником. Всех дворянских детей тогда учили живописи, но результаты были разные. Лермонтов был почти профессиональным живописцем. Лучшие иллюстрации к его произведениям – его собственные этюды, наброски, акварели.

Рис.5. М.Ю. Лермонтов. «Вид Тифлиса»

Домашнего воспитания было недостаточно, поэтому бабушка перевозит юного Лермонтова в Москву. Он сначала учится в благородном пансионе при Московском университете (одном из лучших учебных заведений того времени), а потом и в самом университете.

Рис. 6. Московский государственный университет

Но курс Лермонтов не закончил. Когда ему было 18 лет, он переехал в Петербург. В Петербурге он стал учиться на офицера, как бы сейчас сказали, то есть стал юнкером. Его будущее определилось – им стала военная служба.

В 1834 году, в двадцатилетнем возрасте, Лермонтов был произведён в офицеры и стал офицером лейбгвардейского гусарского полка, который был расквартирован в Царском селе под Петербургом.

Рис. 7. Франц Крюгер. «Русская гвардия в царском селе»

Рассмотрите портрет, на котором Лермонтов изображён в парадном ментике (в мундире этого полка).

Рис. 8. Офицер Михаил Лермонтов

Этот портрет относится к 1837 году, когда в жизни Лермонтова происходят замечательные события.

Литературная деятельность Лермонтова

В 1837 году Михаил Юрьевич пишет свои известнейшие произведения: «Бородино» и «На смерть поэта». Эти два стихотворения могли проложить разные траектории жизни Лермонтова, от них очень многое могло зависеть.

«Бородино» – это образцово-патриотическое стихотворение. Оно было в духе тогдашней идеологии Российского государства, должно было очень понравиться царю Николаю I.

Рис. 9. Император Николай I

Если бы Лермонтов вошёл в литературу с этим стихотворением, то можно не сомневаться в том, что власть бы к нему благоволила. Такое героическое стихотворение о патриотизме, о военном подвиге русского солдата, русского народа – это то, что пришлось бы тогда ко двору. В то время как раз на такие произведения был спрос. Хотя Лермонтов, когда его писал, был совершенно искренен и не думал выслуживаться, заслуживать себе какие-то награды в глазах правительства. Но примерно в это же время (в начале 1837 года) погиб Пушкин, и Лермонтов написал бешеное по ярости, по темпераменту стихотворение «На смерть поэта», в котором он в самых горячих и жестоких тонах обвинял двор, придворную среду, царедворцев в гибели Пушкина.

Рис. 10. А.А. Наумов. «Дуэль Пушкина с Дантесом»

В данном случае неважно, были эти слова справедливы или нет. Тот образ Пушкина, который Лермонтов создал в этих строчках, вряд ли бы понравился самому Пушкину. Тем не менее, эти подрывные, революционные стихи были восприняты властями чуть ли не как призыв к мятежу, к революции. Лермонтов был арестован, изгнан из гвардии, переведен в нижегородский драгунский полк и отправлен в ссылку на Кавказ. Началась новая часть его жизни.

Рис. 11. П.П. Кончаловский. «Лермонтов на Кавказе»


«Бородино» и «Поле Бородина»

Когда Лермонтов в 1837 году взялся писать «Бородино», он использовал свой юношеский опыт. В 1830 или 1831 году (точно не известно) он написал стихотворение «Поле Бородина». Ему было 16–17 лет, и он был студентом Московского университета. То есть не был ещё офицером в погонах, каким он уже был в1837 году. Хотя и в 1837 году он не имел ещё боевого опыта, который у него появился впоследствии на Кавказе.

Рис. 12. Д.Ю. Фёдоров. «Лермонтов на Кавказе»

Дело не только в социальном опыте, который за это время пришёл, а в опыте поэтическом.

В 1830–1831 гг. Лермонтов был начинающим автором, приверженным идеям романтизма и пробовавшим перо в этом направлении. Сюжеты этих двух его стихотворений совпадают, строчки зачастую совпадают тоже. Лучшие из юношеских строчек Лермонтов потом включил в своё зрелое стихотворение.

Очень интересно смотреть, каков образ рассказчика (простого солдата) в первом, юношеском, стихотворении. В таких словах он повествует молодому человеку, своему собрату, товарищу о том, что было в 1812 году:

Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,

Товарищу сказал:

«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика как песнь свободы.

Здесь очень много интересных деталей. Например, буря, которая шумела. На самом деле в ночь перед Бородином никакой бури не было. Буря – это штамп, поэтическая условность. Если романтический герой изображён перед крупным, возможно, смертельным событием, в этой героической истории непременно должна шуметь буря. Если почитать «Думу о Ермаке» Рылеева, написанную несколько раньше, то можно увидеть аналогичную историю: Ермак сидит на берегу Иртыша накануне решительной битвы и размышляет. Конечно же, шумит буря.

Рис. 13. К.Ф. Рылеев

Потом солдат почему-то лежит, положив голову на лафет.

Лафет – специальное приспособление, на котором закрепляется ствол орудия с затвором. Несподручно лежать головой на лафете, если человек ещё не покойник. Это опять поэтическая красивость, условность.

Наиболее впечатляют строчки, которые солдат сказал солдату:

Брат, слушай песню непогоды:
Она дика как песнь свободы.

Это речь романтического героя, это книжная речь. Не может так говорить простой солдат, даже такой обобщённо-условный, каким он был в стихах того времени.

А в стихотворении 1837 года уже стиль другой. И автор избавился от этих юношеских неуклюжестей и условностей. Удивительно, что начинающий поэт Лермонтов в своём первом стихотворении на тему Бородина уже написал строчки, которые стали крылатыми. Самые звучные, самые эффектные строчки стихотворения он включил и в зрелую версию 1837 года. Забавно, что они тут же соответствуют с совершенно неуклюжими ученическими стихами. Вот эти стихи:

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданный
На батарею прилетел».

Звучит почти комично.

Следующая фраза:

И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали»
И мы погибнуть обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

В «Бородине» 1837 году говорится уже не о вожде, а о полковнике, который так же обращается к солдатам.

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Эта чеканная формула в ранней версии она почти такая же. Она отличается одним словом «погибнуть». Лермонтов доводит её до совершенства в 1837 году.


 

Мотивы создания стихотворения «Бородино»

Сюжет стихотворения «Бородино» понятен. Это рассказ о крупнейшем сражении Отечественной войны 1812 года, когда в Россию вторглись войска французского императора Наполеона Бонапарта – правителя Европы, величайшего полководца.

Рис. 14. Наполеон I Бонапарт

Лермонтов родился через два года после этого события и знал о нём достаточно хорошо, как и всякий русский человек, но не лично, а понаслышке.

Рис. 15. Н.А. Богатов. «Бородинское сражение»

Бородино было частью семейной истории, и был человек, который рассказывал ребёнку Лермонтову о том, как всё было. Этим человеком был двоюродный дед (брат бабушки) Афанасий Алексеевич Столыпин, который в 1812 году был гвардейским артиллерийским офицером. Он был участником Бородинского сражения.

Рис. 16. А.А. Столыпин, двоюродный дед поэта

Некоторые исследователи видят в стихотворении Лермонтова прямое отражение рассказов Столыпина. Хотя, чтобы написать всё то, что написал Лермонтов, необязательно знать подробные картины боя или черпать их из чьих-то личных рассказов. Всё, что рассказывается в стихотворении, общеизвестно.

Лермонтов обратился к этой теме не в первый раз. Было ещё юношеское стихотворение, написанное им, когда ему было 16–17 лет. В 1837 году был ещё один повод обратиться к этой теме – двадцатипятилетняя годовщина сражения.

Следует сказать о том, почему Лермонтов интересовался русской историей. С одной стороны, это тривиальный вопрос, ведь для русских образованных людей того времени интерес к истории очень характерен. Отчасти это было вызвано самой войной 1812 года, которая всколыхнула, растревожила в русских национальные чувства, самосознание. Другая причина литературная – труд знаменитого Николая Карамзина «История государства Российского».

Рис. 17. Н.М. Карамзин

Этот грандиозный труд привлёк внимание образованной русской публики к собственной (почти не известной ей) допетровской истории и обострил национальные чувства. Кроме того, возросло число образованных людей и влияние различных политических и философских идей из Европы. В том числе под влиянием немецких философов, которые придумали такие вещи, как народный дух, народная душа (применительно к Германии), начинаются в России интенсивные размышления: кто мы такие? откуда мы? мы европейцы или нет? куда мы идём? Начинаются горячие споры в гостиных между образованной дворянской молодёжью. Лермонтов в этих спорах не участвовал, но дух времени затронул и его.

Кроме этого, была одна личная черта Лермонтова, которая способствовала его интересу к истории вообще и к русской истории в частности. Если посмотреть стихотворения его юных лет, то один их главных мотивов – отвращение к современности, представление о своём поколении, о своём времени как о времени ничтожном, жалком, когда люди измельчали. Как говорит в «Бородине» представитель старшего поколения, «да, были люди в наше время. Богатыри – не вы». Люди поколения Лермонтова в его представлении явно не богатыри. Поэтому один из основных мотивов его лирики – тоска по какой-то яркой, бурной, величественной жизни, по чему-то не столь скучному и плоскому, как современность. Подобные чувства характерны для поэтов-романтиков в целом не только в России. Огромную роль сыграла личная черта Лермонтова как человека. Видимо, поэтому он был так привержен к романтическому стилю в искусстве, именно в то самое время, когда романтизм в России уже выходил из моды и был не так востребован читателями.

В 1837 году Лермонтов пишет сочинение на сюжет, взятый из русской истории XVI века, которое называется «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Рис. 18. И.Е. Репин. «Песня о купце Калашникове»

В этом произведении он отражает те самые сильные характеры, те самые великие страсти. Это любовный сюжет на фоне всяких исторических коллизий и особенностей той эпохи. Происходит конфликт из-за женщины, и оба участника этого конфликта (муж и человек, который добивается её взаимности) погибают: один убит в кулачном поединке, другой сложил голову на плахе. Это серьёзно, это не мелкие интриги.

Рис. 19. И.Е. Репин. «Песня о купце Калашникове»

Но ещё ранее Лермонтов пишет «Бородино».

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Бородино

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Историческая основа стихотворения «Бородино»

В целом исторические реалии отражены верно. Русские войска долго отступали от границы, отступали почти до самой Москвы. Дело в том, что сражение у границы, если бы Наполеону удалось его навязать русским войскам, закончилось бы неминуемым разгромом. Французские войска в несколько раз превосходили в численности и не уступали в качестве. Поэтому командующий Барклай-де-Толли приказывал всё время отступать. Это вызвало страшные возмущения и в армии, и в народе. Вплоть до того, что Барклай-де-Толли, очень искусный и мужественный генерал, дождался гневных, несправедливых, обидных обвинений в предательстве, в том, что он немец (хотя по происхождению он был шведом), у него нерусское сердце, ему недорога русская земля, поэтому он отступает.

Рис. 20. М.Б. Барклай-де-Толли

На самом деле это была единственно возможная тактика, которая была разработана русскими военными специалистами ещё до начала войны. Русские отступали, и, как говорится у Лермонтова, ворчали старики. Бушевали и молодые генералы, которые были под командованием у Барклая-де-Толли. Барклая сместили, и командующим стал Михаил Кутузов, который продолжал делать то же самое.

Рис. 21. М.И. Кутузов

Когда русские войска хотя и не без боёв, но всё-таки преимущественно отступая, дошли почти до Москвы, встал моральный вопрос, сдать ли Первопрестольную (столицей был Петербург). Кутузов дал бой. Это было грандиозное сражение, которое обеим сторонам стоило невероятной крови.

Рис. 22. В.В. Верещагин. «Кутузов во время Бородинского сражения»

Описание батальных сцен очень живое, драматичное. Оно действительно напоминает то, что происходило. Но, повинуясь каким-то собственным законам эпического повествования, Лермонтов допускает довольно сильный отход от реалий в одном месте, где рассказчик сообщает, что отступили басурмане. Всё было не так. На самом деле отступили русские. Ночью, когда темнота сделала невозможным сражение, французы выбили русских со всех позиций, и те отступили на несколько километров. Но это не был разгром, которого желал Наполеон. Наполеон хотел, чтобы русские бежали, а не отступали в полном порядке, спокойно отстреливаясь. Наполеон велел выкатить как можно больше орудий на первую линию, которые били по отступающим колоннам. Русские продолжали отступать в строгом порядке. Раздражённый Наполеон сказал: «Им, видимо, мало. Дайте им ещё!». Выкатили ещё орудия.

Рис. 23. В.В. Верещагин. «Наполеон на Бородинских высотах»

Наступила темнота, сражение прекратилось. Кутузов собирался продолжать бой на другой день, но к нему поступили сведения о размерах потерь, и он принял решение отступать, чтобы сохранить армию. После чего было принято трагическое решение оставить Москву. Французы вошли в Москву, она вскоре загорелась и выгорела почти полностью. Это было катастрофой для русских, которые потеряли старую столицу как город, и для французов, которые остались в том выжженном городе, не понимая, что им делать дальше, как продолжать войну, потому что мира с ними не заключали. Вскоре после этого Наполеону приходится отступать по разорённым территориям. На обратном пути армия его фактически погибла. Так русские выиграли войну.

Сложные слова в стихотворении «Бородино»

При чтении стихотворения можно столкнуться с некоторыми сложностями, например, могут встретиться некоторые непонятные слова. Рассмотрим их.

Редут – (фр. redoute – «убежище»)укрепление сомкнутого вида, как правило, земляное, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Хват – удалец. Бесстрашный, лихой, отважный человек.

Булат – сталь, отличающаяся своеобразной внутренней структурой и видом поверхности, высокой твёрдостью и упругостью.

Басурман – (искажённое от «бесермен») недоброжелательное название нехристианина. Перенесение этого имени на западных людей (французов) – это характерная черта, которая сообщает, кто перед нами. Басурмане – это обобщённый образ врага.

Анализ стихотворения «Бородино»

Рассказчик из стихотворения «Бородино» особенно интересен. Понятно, что это условный, обобщённый персонаж. По речи, по всем его ухваткам видно, что он – солдат, то есть из бывших крестьян. Лермонтов излагает эту историю глазами не офицера, не аристократа, не дворянина, то есть не человека своей среды, а простого человека. При этом, конечно же, это условная поэтическая речь, своеобразная стилизация народной речи, народного сознания, потому что здесь Лермонтов пытался обобщённую психологию русского солдата показать читателю. Этот солдат спокойно храбр, он терпелив, по-своему смиренен.

Очень важный момент, что в ночь перед сражением, когда солдаты ждут начала битвы, французский бивак (военный лагерь) шумит и ликует.

Рис. 24. И.Д. Архипов. «Накануне боя»

Видимо, французы там пьют вино и веселятся. Кстати, это соответствует действительности. Они на самом деле, если вернуться к истории, не хотели идти в глубь России. Их пугала эта огромная, непохожая на Францию и вообще на Европу, достаточно суровая страна. Парадокс заключается в том, что они желали скорой битвы. Когда они узнали, что русские встали, укрепляются и готовятся к сражению, французы радовались. Это зафиксировано историческими документами.

Между тем русские находились в тишине, в задумчивости, в молчании, потому что они и французы в разном положении: французы пришли за славой и добычей. В своём ликовании они выглядят как люди несколько поверхностные, которые накануне возможного смертного часа предаются веселью. Русский солдат здесь тих и сосредоточен. Ему есть о чём подумать: речь идёт о столице, о Родине, о его личной судьбе. Этот солдат лишён того, что сейчас называется индивидуальным личным сознанием. Рассказчик всё время говорит «мы». К тому же у него есть то, что на современном языке называется иерархия. Он понимает, что он встроен в какую-то систему отношений, что мир неровен. Есть он – простой солдат, а есть его начальник – его хват-полковник, которым он восхищается, ещё выше стоит государь, которому они оба служат, а ещё выше есть господь бог, который является последней инстанцией. Божья воля – это то, чему нельзя противиться. Очень важны его слова:

«Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!»

Это высказывание имеет двойное значение. Во-первых, оно как бы объясняет, что произошло. Потому что были богатыри, были люди исключительные, которые, конечно же, не отдали бы Москвы. В том смысле, что дело не в их слабости или их достоинстве. Они сделали всё, что от них зависело. Но есть ещё господня воля, которая и решает, как чему быть. Принятие божьей воли – это момент, который сближает стихотворение «Бородино» с любым эпосом, потому что эпические герои всегда подчиняются высшим силам, всегда подчиняются судьбе. Их судьба, их участь решается где-то наверху и не всегда зависит от их личной доблести. В рамках этого стихотворения это религиозное сознание русского человека, который должен быть покорен ходу вещей, потому что над всем господня воля, и без неё не совершится ничего – ни дурного, ни хорошего.

Изображение войны Лермонтовым и Толстым

Самое известное прозаическое произведение о войне 1812 года в русской литературе – «Война и мир» Льва Толстого.

Рис. 25. Л.Н. Толстой

Там образ войны и образ этого сражения совершенно другой. Толстой не пытается создавать никаких стилизаций. Каждый участник этого сражения представлен предельно индивидуальным. Лев Толстой даже подчёркивает особенности разных людей, которые участвуют в событии. Каждый из них представлен читателям со своим особым обликом, со своим особым мироощущением. Особенно отличается один из главных героев романа – Пьер Безухов, который на поле боя оказывается во фраке и в белой шляпе, как штатский.

Рис. 26. Д.А. Шмаринов. «Пьер Безухов»

Своим совершенно нелепым видом противоречит всему ходу событий, где сшибаются массы людей, одетых в одинаковые мундиры, одинаково подстриженных и причёсанных.

Инструментарии разных писателей можно сравнить с фактическими приборами. Представьте камеру, или фотоаппарат, или линзы, или микроскоп, или телескоп: объект один и тот же, картинка разная. У Лермонтова есть, пожалуй, только телескоп. Он смотрит на крупные вещи мощным средством, дающим общую картинку. Лев Толстой делает и то, и другое: он берёт телескоп, показывает нам большие, грандиозные картины, потом берёт микроскоп и смотрит отдельных людей, даже отдельные чёрточки этих людей, показывая мелко, подробно и индивидуально.

Лермонтов действует в этом стихотворении как мощный эпический автор. В нём он показывает не только свой личный взгляд на вещи, но и пытается стать на какую-то общенациональную государственную точку зрения. Избранный им способ, по-своему замечательный, говорит в данном случае больше о Лермонтове в 1837 году, чем о Бородинском сражении.


 

«Бородино» и «Валерик». Два различных образа войны, созданных Лермонтовым

В 1837 году, когда Лермонтов писал «Бородино», он уже был офицером, но ещё «не нюхал пороха», то есть не был на войне. Впоследствии его два раза ссылали на Кавказ. Там ему пришлось повоевать по-настоящему. Он был в очень жестоких боях и проявил себя замечательным храбрецом.

Рис. 27. М.Ю. Лермонтов. «Воспоминание о Кавказе

Летом 1840 года в Чечне произошло сражение на реке Валерик, в котором участвовал Лермонтов. И вскоре по следам сражения он написал одно из самых известных своих стихотворений.

Рис. 28. М.Ю. Лермонтов, Г.Г. Гагарин. «Эпизод сражения при Валерике»

Сохранились документы об участии Лермонтова в сражении, о том, как он себя вёл. Вёл он себя бесстрашно и был представлен к награде. Характерно, что из списка представленных к награде его лично вычеркнул император Николай, который к тому времени проникся к Лермонтову величайшей неприязнью за стихотворение «На смерть поэта» (то есть Пушкина) и за разные другие вещи и черты.

Прочитайте, что написано в официальных документах о том, как Лермонтов проявил себя в сражении: «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об её успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы».

Военные сводки. Июль 1840 г.

Завал – скопление различных предметов, затрудняющих или препятствующих движению, образовавшийся естественным или искусственным путём.

В горном лесу чеченцы делали загородки из поваленных деревьев, которые задерживали продвижение русской конницы. Чеченские ополченцы прятались за ними, вели стрельбу. Выбить их оттуда можно было только в рукопашную, только штыками. Это были кровавые рукопашные бои.

Вот как Лермонтов уже в стихотворении описывает то, что происходило:

<…> В штыки,

Дружнее! раздалось за нами.

Кровь загорелася в груди!

Все офицеры впереди…

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

Ура – и смолкло. – Вон кинжалы,

В приклады! – и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна.

Если сравнивать эти строчки с батальными сценами из «Бородина», то они в чём-то похожи, а в чём-то совсем нет. В стихотворении «Валерик» мы видим то, что называется реализмом: схватку людей Лермонтов уже описывает без всяких прикрас, как жестокое, кровавое, зверское дело. Выглядит это довольно неприятно. Хотя какая-то героика, какая-то поэзия этого момента всё-таки присутствует.

Посмотрите на то, как в этом стихотворении изображена смерть человека на войне. Совсем не так, как в «Бородине». В «Бородине» о смерти говорится в целом, обобщённо, без какой-то наглядности. Присутствует, конечно, сожаление о погибших: «…плохая им досталась доля, немногие вернулись с поля…». Или о полковнике: «Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой». Он сражён и спит, сам момент смерти читатель не видит. Сам переход в мир смерти происходит мирно, спокойно, как сон.

Рассмотрите эпизод из «Валерика», в котором Лермонтов описывает то, что, видимо, видел своими глазами.

Эпизод о смерти капитана:

<…> На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленах; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слезы капали с ресниц,
Покрытых пылью... на шинели,
Спиною к дереву, лежал
Их капитан. Он умирал;
В груди его едва чернели
Две ранки; кровь его чуть-чуть
Сочилась. Но высоко грудь
И трудно подымалась, взоры
Бродили страшно, он шептал...
Спасите, братцы. — Тащат в горы.
Постойте — ранен генерал...
Не слышат... Долго он стонал,
Но все слабей и понемногу
Затих и душу отдал Богу;
На ружья опершись, кругом
Стояли усачи седые...
И тихо плакали... потом
Его остатки боевые
Накрыли бережно плащом
И понесли…

Всё описано грустно и довольно подробно, присутствуют точные детали: две маленькие ранки, кровь едва сочится, грудь вздымается и т.д. Самое существенное и трогательное, как он хрипит и говорит: «Спасите, братцы…» Боевой офицер, капитан, который знал, на что идёт, – это совсем иное, чем гарцевать на коне или произносить слова «умрёмте под Москвой». Это человек в настоящий момент смерти.

Вслед за этой картиной Лермонтов переводит взгляд на окрестности, на пейзаж – на Казбек, на вечные горы.

Рис. 29. Гора Казбек

На фоне этой вечной спокойной природы рассказчик нам сообщает некую истину: война бесчеловечна и бессмысленна. Неважно, кто прав, кто виноват. Или нет вообще правых или виноватых. Лермонтов, который очень горячо участвовал в этой войне и даже, как он признаётся в письмах к друзьям, находил в ней вкус, наслаждение, потому что испытывал азарт, который волнует кровь, испытывал сильные переживания. Но он всё-таки говорит о том, что война – это дело трагическое, и, может быть, даже недостойное человека, и зависящее от того, каковы причины этой войны.

Посмотрите, как рассказчик переводит взгляд всё дальше и дальше от ближнего леса на высокие горы, а потом возвращается внутрь себя для размышления:

«Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там вдали грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной,
Тянулись горы — и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?»

Рис. 30. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»


 

Список рекомендованной литературы

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса под редакцией Коровиной В.Я. М. «Просвещение», 2013.

2. Учебник-хрестоматия Ахметзянов М.Г. «Литература в 5 классе в 2 частях». Магариф, 2005.

3. Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Е.А. Самойлова, Ж.И. Критарова, М.: Ассоциация XXI век, 2013.

 

Ссылки на дополнительные ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Русская классическая литература» (Источник)

2. Интернет портал «Nsportal.ru» (Источник)

3. Интернет портал «Фестиваль педагогических идей» (Источник)

 

Домашнее задание

1. От чьего имени ведётся повествование в стихотворении «Бородино»? Как автор изобразил рассказчика?

2. Проведите сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Бородино» и «Валерик».

3. Выучите отрывок стихотворения «Бородино» наизусть.