Уважаемые пользователи! В связи с блокировкой Роскомнадзором хостингов Telegram наш сайт (как и некоторые другие сайты Интернета), а также оплата абонементов могут быть недоступны или работать некорректно для части пользователей. Просим всех столкнувшихся с проблемами обращаться по адресу info@interneturok.ru.
Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Фольклорные мотивы в творчестве русских поэтов. М.Ю. Лермонтов «Казачья колыбельная»

Повторение изученного. Колыбельная

В прошлый раз мы говорили о колыбельной. Это особый фольклорный жанр. Он одновременно пугает и спасает ребенка от страха. Напоминает о страшном лесе, о том, что может прибежать «волчок». Но рядом мама, она не даст свое дитя в обиду. Ребенок успокаивается. Ритм колыбели завораживает и ведет ко сну (см. рис. 1).

Рис. 1. Мать поет ребенку колыбельную

Колыбельные писали и великие русские поэты XIX-ХХ веков. Мы с вами уже разбирали, чем отличается авторское творчество от фольклорного и мифологического. Это всегда игра, которая усложняет высказывание и текст.

Фольклорные мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная»

Михаил Юрьевич Лермонтов – великий русский поэт (см. рис. 2).

Рис. 2. М.Ю. Лермонтов

Что же Лермонтов, когда сочинял свою колыбельную, усложнил, а что – воспроизвел? Где он опирался на фольклорную традицию, а где от нее вполне разумно отходил? Его «Казачья колыбельная песня» написана в 1840 году. Тогда поэт участвовал в боевых действиях на Северном Кавказе. Как гражданин страны и военный он выполнял приказы – воевал. Как поэт он внимательно вслушивался в мотивы кавказских и казачьих песен. Восхищался красотой творчества народов независимо от того, в какой войне участвовал сам (см. рис. 2).

Рис. 2. П.П. Кончаловский. «Лермонтов на Кавказе»

Мать-казачка поет своему младенцу песню (см. рис. 3).

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Рис. 3. Мать-казачка поет своему младенцу песню

В первой строфе никаких отступлений от традиций народов нет. Задача поэта – убаюкать младенца. Мать, поющая эту песню, утешает ребенка. Атмосфера абсолютно безмятежная. Ритм «раскачивающийся», как положено в колыбельной. Смотрим дальше.

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье.
Я седельце боевое
Шелком разошью...
Спи, дитя мое родное,
Баюшки-баю.

Намечается новая тема, невозможная в народной колыбели. В фольклоре говорится о сказочном, страшноватом мире, который вместе с матерью младенец победит. Никаких волков, только волчки, никаких страшных собак во дворе, только собачечки. В колыбельной Лермонтова говорится о будущем, о той взрослой жизни, которая только предстоит младенцу. Эта жизнь не безмятежная.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!...
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Мать говорит о горечи, о слезах. Настоящая колыбельная не знает материнских слез, а только родительскую ласку, любовь, силу, защиту. В конце стихотворения Лермонтов вкладывает в уста своей героини следующие слова.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю...
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Все гораздо сложнее, чем мы привыкли в фольклоре. В народном творчестве нет забот: мать утешает младенца, подчиняет его своей сладкой воле, ребенок под защитой. «Казачья колыбельная» про тревогу, про ожидание, про предчувствие, что дитя вырастет и станет воином. Он будет рисковать жизнью, а мать мучиться, думая об этом. Младенца готовят к этой суровой действительности. Этим литературное творчество отличается от фольклорного.

Отличительные характеристики фольклорного творчества и литературы

Фольклор создается народом, а литература – автором. В фольклорном творчестве – сказитель и слушатель, в литературном – писатель и читатель. Одно из основных отличий: литература дает сложный и неоднозначный образ мира.

Литература работает с фольклором и мифом. Берет привычные формы и насыщает их сложным и неоднозначным содержанием. У Лермонтова повторяется ритм народной колыбели. Мы как будто видим жест матери, качающей колыбельку. Атмосфера успокаивает и усыпляет, а внутри – тревожное ожидание будущей жизни, которая не будет спокойной. Меняется содержание, но форма сохраняется.

Основы стихосложения. Ритм и стихотворные размеры

Ритм – это чередование одинаковых отрезков через равные промежутки.

А в стихах формируются группы слогов, объединенных ритмическим ударением – стопы. Разобьем стихотворение Лермонтова на ритмические отрезки. Не так, как слова звучат в стихотворной речи, а так, как звучат внутри строки.

Стану я тоской томиться…

В каждом отрезке по два слова, в каждой стопе ритмическое ударение падает на первый слог. Это двусложные стопы. Двусложные стопы, где ударение падает на первый слог, – хорей.

Хорей – двусложный размер, ударение в котором падает на первый слог.

Есть и другие размеры, о них мы поговорим на следующих уроках.

Домашнее задание

Предлагаем вам послушать «Казачью колыбельную» М.Ю. Лермонтова в исполнении современной российской актрисы Ю. Рутберг.

Послушайте колыбельную на стихи А. Майкова (музыка П.И. Чайковского) в исполнении Галины Вишневской.

Вы можете прочитать колыбельные других русских поэтов:

Алексей Плещеев (1825-1893). «В бурю»

Аполлон Майков (1821-1897). «Колыбельная песня»

Константин Бальмонт. «Колыбельная песня»

Валерий Брюсов. «Колыбельная»

Дмитрий Кедрин. «Колыбельная песня»