Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине»

На этом уроке мы рассмотрим тему «Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине». Притчи — это не просто тексты, не просто выдуманные рассказы. Это в первую очередь повествование о реальных событиях. Притчи из поколения в поколение передавались из уст в уста, дополняясь подробностями, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. Каждая притча может научить чему-то. В ней заложен какой-то определённый урок. Многие люди при принятии ответственных решений, ищут ответ в притчах и поучительных историях, дошедших до наших дней. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Таковыми являются и библейские притчи… Иисус учил притчами. Это давало возможность каждому человеку принять истину как плод самостоятельного раздумья и личного выбора. Итак, «Притча о блудном сыне» и «Притча о добром самарянине».

Тема: Мифы народов мира

Урок: Понятие притчи. Притчи Иисуса Христа. «Притча о блудном сыне». «Притча о добром самарянине»

1. Введение

Сегодня на уроке вы узнает,  что такое притча и познакомитесь с двумя произведениями этого жанра.

Когда Иисус вырос, он отправился проповедовать свое учение.

Проповедовать –  произносить проповедь.

Проповедь – поучение, речь назидательного, религиозного характера.

Он выбрал себе двенадцать учеников, их называют апостолами, и отправился с ними путешествовать из города в город. Он рассказывал небольшие истории, так чтобы они были понятны каждому, эти истории мы называем притча.

Притча – это поучительный рассказ в иносказательном виде, заключающий религиозное и моральное поучение. Они отличаются тем, что в них нет указаний ни на место действия, ни на время, нет исторических лиц. Герой обычный человек, человек вообще.

А теперь познакомимся с «Притчей о блудном сыне».

 Гюстав Доре. Притча о блудном сыне

Рис. 1. Гюстав Доре. Притча о блудном сыне (Источник)

 У одного человека было два сына. Однажды  младший  сын  сказал отцу: «Отец, дай мне мою часть наследства». Отец разделил имение, и младший сын, взяв своё, отправился в чужую страну. Там  он  жил  весело,  ни  в  чём  себе  не отказывал, и скоро денег у него не  осталось.

 А  в  это  время  настал  голод  в  той  стране.  Юноша  нанялся  к  одному  из жителей  пасти  свиней. Он  голодал  и  рад  был,  если  ему  удавалось  поесть свиного  корма.

И тут он опомнился и  сказал: «Сколько  работников у  моего  отца  получают хлеб в изобилии, а я умираю от голода! Пойду я к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против тебя  и  недостоин  называться  твоим  сыном. Прости  меня  и прими в число наёмников твоих».

Встал он и пошёл к  отцу. Отец ещё  издали увидел его, побежал  навстречу, обнял и поцеловал его. Сын же сказал  отцу: «Отец,  я  согрешил  против  тебя  и недостоин называться твоим сыном!»

А  отец приказал слугам: «Принесите  лучшую  одежду и оденьте  его,   и  дайте  перстень  на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного телёнка, станем пировать и веселиться.  Ибо этот  сын  мой  был  мёртв  и  ожил,  пропадал  и  нашёлся». И начали  веселиться.

Старший  сын  был  в  это  время  в  поле. Возвратившись,  он услышал  пение  и  весёлые  голоса.  Он  спросил  у  одного  из  слуг: «Что это такое?» Слуга ответил: «Твой брат пришёл, и отец твой заколол откормленного телёнка, обрадовавшись, что он здоров».

Старший сын рассердился  и даже  не  захотел  войти  в  дом. Отец  вышел  и позвал его. Но сын сказал отцу: «Сколько  лет  я  служу  тебе,  всегда  слушался тебя, но ты никогда не дал мне ни козлёнка, чтобы мне повеселиться  с друзьями. А брат, растративший имение, пришёл, и  ты  заколол  для  него  откормленного телёнка».

Отец же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мной, и  всё,  что  есть  у  меня, - твоё. А брат твой был как бы мёртв и ожил, пропадал  и  нашёлся.

Как вы считаете, в каком значении употреблено слово «блудный»?

В слове «блудный» соединились, как прямое значение глагола «блуждать» – скитаться, сбившись с пути, так и переносное значение – потерять  нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути.

В чем же это выразилось?

Младший сын нарушил одну из заповедей, святую для каждого: «почитай отца твоего и мать». Уход от отца считался великим грехом.

Почему же отец не удерживал сына?

Отец, наверняка,  знал, что запрет не остановит сына, но может привести к тому, что он возненавидит отца своего и все равно сделает по-своему. В этом прояснилась отцовская мудрость. Однако сын был еще не в состоянии оценить это.

Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной его возвращения?

Наверное,  нет. Сын осознал свой грех, он раскаялся и понял, что недостоин называться сыном отца своего. Не голод его привел домой, а раскаяние и чувство вины.

Как встретил отец сына?

Он принял его с радостью, ни слова упрека, ни нравоучений, он прекрасно понимал, что сын осознает свою вину, свой грех, ему стыдно и тяжело. И мы опять же видим, что отец поступил как действительно очень мудрый человек и любящий отец.

А теперь попробуем разобраться, что означают слова: « А брат твой был как бы мёртв и ожил, пропадал  и  нашёлся». Он был мертв, потому что забыл заповеди господне, потом он осознал свой грех, раскаялся и ожил. Его душа стала живой.

Да, человек слаб и грешен по отношению к сути своей, он часто отступает от законов божьих, но господь терпелив и милостив. Он всегда простит того, кто искренне раскаялся.

Каков же основной смысл притчи?

Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно осознать свои грехи, покаяться, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Отец прощает в притче своего сына, также как Бог прощает людей, искренне раскаявшихся.

А теперь прочитаем «Притчу о добром самарянине».

Гюстав Доре. Добрый самарянин

Рис. 2. Гюстав Доре. Добрый самарянин (Источник)

Иисус учил: «Люби ближнего своего как самого себя». Один человек спросил у него: «А какой мой ближний?» В ответ Иисус рассказал ему притчу. 

Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возливая масло и вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем. А на другой день отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем, и если издержишь денег больше, я, когда возвращусь, отдам тебе».

 Гюстав Доре. Прибытие доброго самарянина в гостиницу

Рис. 3. Гюстав Доре. Прибытие доброго самарянина в гостиницу (Источник)

Иисус спросил человека: «Как ты думаешь, кто из этих троих был ближним к попавшемуся к разбойникам?» Человек ответил: «Оказавший ему милость». Тогда Иисус сказал ему: «Иди и ты поступай так же».

Именно в самарянине, человеке иной веры, Иисус видит ближнего своего.

Самаряне – жители Самарии, области расположенной северней Иерусалима. Иудеи считали самарян невежественными и смотрели на них с высока. Иисус учит, что неважно, где ты родился, кто ты, какой ты веры или национальности,  главное – какой ты человек. Христос говорит о том, что человека нужно оценивать по его поступкам.

 

Рекомендованная литература

1. Давыдова Н. В. Евангелие в пересказе для детей. – М., Издательство: Свято-Троице Сергиева Лавра, 2006.

2. Каноны христианства в притчах. –М.,  Феникс, 2008.

Обложка книги «Каноны христианства в притчах»

Рис. 4.  Обложка книги «Каноны христианства в притчах» (Источник)

3. Кучерская М. А.. Евангельская история для детей. – М., Издательство храма св. мученицы Татианы при МГУ им. Ломоносова, 2008.

4. Литература. 6 класс. учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (автор-сост. В. П. Полухина); под ред. В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2012.

5. Павловский А.И. Популярный библейский словарь. – М., Панорама, 1994.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Иллюстрации к Библии Гюстава Доре (Источник).

2. Каноны христианства в притчах (Источник).

3. Православная энциклопедия/под ред. Патриарха Московского и всея Руси (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте притчи: «Притча о талантах», «Притча о жестоком заимодавце», «Притча о мытаре и фарисее», подготовить художественный пересказ (пересказ с сохранением стилистических особенностей) одной из них.

2. *Рассмотрите репродукции картин, создайте устное сочинение по одной из них, пользуясь примерным планом:

- Сколько персонажей изобразил автор?

- Кто из них является главным? (Подтвердите текстом соответствующей притчи).

- Как художник дал это понять? (Свет, первый план).

- Почему именно на этих героях сделан акцент?

- Что чувствуют герои?

- Как вы это поняли?

3. Перечитайте определение притчи. Как художник  сумел сохранить в картине жанр притчи?

Репродукция  картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Рис. 5. Репродукция  картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» (Источник)

Репродукция  картины Рембрандта «Добрый самарянин»

Рис. 6. Репродукция  картины Рембрандта «Добрый самарянин» (Источник)