Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Мифы Древней Индии. "Творение". "Сказание о создании ночи"

Как, по мнению древних людей, произошёл мир? Что общего в представлениях древних о происхождении мира? Почему Зевс не любил людей и какую участь им уготовил? Кто спас человечество и чем поплатился за это? Символом чего являлось яйцо для народов Древней Индии? Почему в Древней Индии человек и корова – равные существа? Кто наградил людей разумом, согласно мифологии древних славян? Русские говорят: «Утро вечера мудренее», а как говорили в Древней Индии и почему? Вопросы, вопросы, вопросы… Но на них есть ответы, и они – в этом видеоуорке.

Тема: Мифы народов мира

Урок: Мифы Древней Индии. "Творение". "Сказание о создании ночи"

1. Введение

Цель урока – познакомиться с мифами Древней Индии о происхождении мира и посмотреть, что общего в представлениях древних людей о происхождении мира и человека.

Давайте вспомним, что такое миф.

Миф – древний жанр устного народного творчества, рассказ о происхождении мира и человека, о деяниях богов и героев. Миф объясняет различные явления природы.

В мифологии народов разных стран есть общие черты. В жизни разных народов происходят похожие события, они видят схожие явления природы. Это приводит к одинаковым обобщениям. Но в мифах разных народов есть и свои особенности. Это связано с природными и климатическими условиями, с традициями, со сложившимися общественными отношениями.

Познакомимся с древнеиндийским мифом «Творение».

Вначале не было ничего…ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне…

Что же напоминает нам первое предложение мифа? А напоминает  начало греческой мифологии:

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос…

Вспомним Народный миф о Солнце:

Лежала Мать-Сыра-Земля во мраке и стуже, мертва была, ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения.

Мы видим, что в представления разных народов весь мир произошёл из хаоса, беспорядочной, неорганизованной стихии.

…воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо…в безбрежном… океане. Через год из Золотого Яйца возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя - Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Брахма

Рис. 1. Брахма (Источник)

Почему же именно из яйца появился бог Брахма, небо и земля? Древние, когда видели появление птенца из, как им казалось, неживого предмета, яйца, посчитали, что именно так могла появиться Вселенная. Потому что яйцо – символ зарождения жизни.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него…ему стало страшно.  С  той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но Брахма  помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?». И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

И Брахма решил сотворить потомство. От его сыновей произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной и демонической природы, населившие небеса, землю,  и подземный,  и подводный  миры.

Потомки Брахмы

Рис. 2. Потомки Брахмы (Источник)

Миф объясняет, почему все живые существа – братья и в равной степени достойны божественной любви, почему одиночество порождает страх, а одинокий человек не знает радости.

В чём же разница мифов о Творении? Прежде всего, в отношении к человеку. В индийской мифологии человек – это существо равное среди других. В славянском мифе Ярило отличает человека, наделяя его разумом и  «крылатой речью». А вот судьба человека в древнегреческой мифологии плачевна. Зевс хотел избавиться от неразумных людей и отправить их в царство мёртвых. Прометей пожалел несчастных, он украл для них божественный огонь, научил их ремёслам, земледелию и другим искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея. Прочитав миф о Прометее, вы сможете узнать, что же было с ним дальше.

Прометей

Рис. 3. Прометей (Источник)

А теперь познакомимся со «Сказанием о создании ночи».

Сказание – рассказ, предание, облечённые в литературную форму, устную или письменную. (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).

Первых людей звали Яма и Ями. Когда Яма…умер, Ями, его сестра…, проливала безутешные слезы, и не было предела ее горю… На все их уговоры и увещевания она отвечала: «Но ведь он умер только сегодня!» А тогда еще не было ни дня, ни ночи. Боги сказали: «Так она его никогда не забудет! Давайте сотворим ночь!» И они создали ночь. И ночь прошла, и настало утро, и Ями утешилась и  забыла о своём горе. Потому говорят: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя».

Сказание заканчивается пословицей. Мудрость, заключённая в этой пословице перекликается с пословицами и поговорками других народов.

Пословица –  жанр устного народного творчества, афористическое изречение, обычно состоящее из двух частей, ритмичное по форме.

Пословицы разных народов о дне и ночи.

а) Один час утром стоит двух часов вечером (английская пословица).

б) Вечером чего только ни наврал, да утром от всего откажется (турецкая пословица).

в) Планы на год составляй весной, планы на день – утром (китайская пословица).

г) Утром один час лучше, чем два вечером (таджикская пословица).

д) Утро вечера мудренее (русская пословица).

 

Список рекомендованной литературы

1. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.

2. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. - Москва: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982.

3. Энциклопедия «Мифы народов мира».  – М., 1980—1981, 1987—1988.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. Легенды и мифы народов мира (Источник).

2. Легенды и мифы народов мира. Индийская мифология (Источник).

3. Мифологическая энциклопедия  (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. «Сказание о создании ночи» заканчивается пословицей: «Чреда ночи и дня приносит забвение горя». Какая мудрость заключается в ней?

Вспомните русские пословицы, которые имеют схожий смысл.

2. Составьте вопросы для викторины по изученным мифам.