Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Скандинавские мифы. "Сказание о путешествии Тора в Утгард"

Во Франции их называли норманнами, на Руси – варягами. Викинги – так именовали себя люди, жившие на территории нынешней Норвегии, Дании и Швеции примерно с 800 по 1100 годы нашей эры. Войны и пиры – вот два любимых занятия викингов. Стремительные морские разбойники на кораблях, носивших такие звучные названия, как «Бык океана», «Ворон ветра», совершали набеги на побережье Англии, Германии, Северной Франции, Бельгии – и брали с покоренных дань. Их отчаянные воины-берсерки дрались как бешеные, даже без доспехов. Жестоким богам викингов – асам были угодны воины, погибшие в бою. Но именно эти безжалостные воины открыли острова Исландия (на древнем языке – «ледяная земля») и Гренландия («зеленая земля»: тогда климат там был теплее, чем сейчас). А предводитель викингов Лейф Счастливый в 1000 году, плывя из Гренландии, высадился в Северной Америке, на острове Ньюфаундленд… А до нашего времени дошли их песни о героях и путешественниках – саги и исландский парламент альтинг – первое народное собрание в Европе. Мифология и предания древних скандинавов дошли до наших дней в двух литературных источниках: «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда». Сюжеты скандинавской мифологии – основа многих фильмов в жанре фэнтези. Сегодня и мы отправимся в путешествие на Скандинавский полуостров.

Тема: Мифы народов мира

Урок: Скандинавские мифы. "Сказание о путешествии Тора в Утгард"

1. Введение

Сегодня мы отправимся в путешествие на Скандинавский полуостров, познакомимся с мифом «Сказание о путешествии Тора в Утгард» и попробуем разобраться в модели мира скандинавской мифологии.

Самый большой в Европе Скандинавский полуостров похож на тигра, приготовившегося к прыжку. На нём расположились Дания, Норвегия, Швеция, Исландия. Финляндию также причисляют к скандинавским странам, хотя её отделяет от Скандинавского полуострова Ботнический залив.

Скандинавский полуостров

Рис. 1. Скандинавский полуостров (Источник)

Мифы создавались викингами, населявшими Скандинавский полуостров. Они не имели государства, жили племенами. У каждого племени был свой вождь, имевший постоянную дружину. Леса и горы, покрывавшие Скандинавский полуостров, мешали развитию торговли, поэтому викинги очень быстро освоили морские пути вдоль изрезанных заливами берегов. Дружины отправлялись в походы в надежде мечом добыть славу и богатство. Так на протяжении IX – XII веков воинственные отряды викингов держали в страхе практически всю Европу.

Викинги

Рис. 2. Викинги (Источник)

Вот как представляли предки нынешних скандинавов модель мир: в центре мира стоит  Вечное дерево, ясень Иггдрасиль (т.е. «конь Одина»), пронизывающее небо от преисподни до неба. В вершине этого дерева располагается жилище богов – Асгард. Там же располагался воинский загробный рай, где бог Один принимал павших в бою героев.

Модель мира древних скандинавов 

Рис. 3. Модель мира древних скандинавов (Источник)

Асгард и земля соединяли мостом-радугой. Вдоль ствола из мировой бездны была поднята земля, Мидгард. Её населяют люди, великаны, светлые и тёмные духи. Вокруг Мидгарда расположился Океан, в котором плавает морской дракон. За океаном располагается Удгард, внешнее кромешное пространство, обитель великанов. Враждебных богам и людям. В подземном мире, среди корней ясеня – царство   мертвых, Хель. Туда умершие попадают на ладье. Там же живёт дракон, который грызёт трупы тех, кто совершил подлые убийства или предал клятву.

Верховный бог скандинавов Óдин не только создатель Вселенной, но и предводитель воинства, бог мудрости. Один – странствующий бог-воин. Он добывает блага для людей и для Агарда в стране великанов. Óдин – одноглазый бог. Он отдал второй глаз, для того чтобы познать мудрость.

Одноглазый бог Один 

Рис. 4. Одноглазый бог Один (Источник)

Следующий бог – громовержец Тор, рыжебородый силач. Он разъезжает по небу в огненной колеснице, запряжённой двумя козлами. Оружие Тора – молот, удар которого вызывает гром и молнию. Тор сражается с великанами. Если бы он этого не делал, то они уже давно захватили бы и Асгард и Мидгард.

Скандинавский бог Тор

Рис. 5. Скандинавский бог Тор (Источник)

Брат Одина – Локи – комически динамический персонаж, плут и хулитель богов. владеющий магическим искусством перевоплощения. Он сопровождает и Тора, и Одина в их путешествиях.

Бог Локи

Рис. 6. Бог Локи (Источник)

Эти три бога фигурируют в том мифе, о котором сегодня пойдёт речь.

Обратимся к мифу.

Тор отправился в Удгарт, где живут великаны, для того, чтобы испытать свою силу. С собой он взял своих друзей: бога огня Локи, служителя Тьяльви и его сестру Рёскву. Однажды путников ночь застала в дремучем лесу. Необходимо было найти пристанище. Они увидели хижину, в которой и решили заночевать. Среди ночи неожиданно раздался очень громкий шум, земля затряслась. Путники испугались и перебрались в пристройку. Тор вышел на улицу и увидел великана. Сначала бог решил сразиться с ним, но, подумав, решил, что это будет очень сложно, так как великан был огромен и страшен.

Путь был долгий. Однажды путники заночевали в дремучем лесу. Они нашли хижину с очень широким входом. И легли спать.  Вдруг ночью послышались раскаты грома, и вся хижина затряслась. Путники нашли в хижине маленькую «пристройку и забились туда, … дрожа от страха, а Тор встал у входа с молотом в руках и простоял так всю ночь. Наутро Тор вышел из хижины и увидел спящего великана. От его могучего храпа тряслась земля. Этот великан  был так огромен и страшен, что Тор не решился сражаться с ним, а только спросил великана, как его зовут. 

Его звали Скрюмер. Узнав, куда направляется Тор со спутниками, великан предложил им идти вместе. Котомку Тора с едой он положил к себе в мешок, затянул его ремнём и путники отправились. Великан шёл так быстро, что Тор едва поспевал за ним. Только под вечер Скрюмер остановился и улёгся по огромным дубом. «Я так устал, - сказал он, - что не хочу есть, а вы развяжите котомку и берите, что вам надо». И он тут же захрапел. Тор хотел открыть котомку, но несмотря на свою силу, не смог развязать ремни. Голодный и злой он подошёл к Скрюмеру и с размаху ударил его по голове молотом. Он почувствовал, что молот глубоко ушёл в голову великана, но тот приоткрыл глаза и спокойно сказал: «Кажется, на меня с дерева лист упал. Ну что, Тор, вы уже поужинали? Ложитесь спать. Завтра предстоит долгий путь». 

Ещё два раза пытался Тор убить великана, но в первый раз тот сказал, что на него упал жёлудь, в другой раз подумал, что на него упал сучок.

И он опять захрапел. А Тор не мог уснуть от голода и гнева. Он встал и опять ударил Скрюмера по голове, но тот потянулся и проговорил: «Опять на меня что-то упало. Наверное, жёлудь. Спите, ещё ночь».

В первый раз Тор встретил великана, против которого оказался бессильным его волшебный молот. И когда начало светать, он решил ещё раз попытаться. Он изо всех сил ударил Скрюмера молотом в висок так, что молот чуть не по рукоятку ушёл в голову исполина. Великан проснулся, провёл рукой по виску и сказал: «Неудачное место я выбрал для ночлега, опять на меня что-то упало. Наверное, сучок. Эй, Тор, пора вставать. Уже рассвело». Он развязал свою котомку, и путешественники, удивлённо переглядываясь, сели завтракать. И поели за два дня сразу. Потом они пошли дальше.

Расставаясь с ними на опушке леса, Скрюмер показал им дорогу в Удгарт и посоветовал не слишком надеяться на свои силы.

Прибыв в Удгарт, они зашли в замок, где их встретил король.

- Привет тебе, Тор, - сказал король.- Я рад видеть тебя и твоих спутников. Но по нашему закону, здесь могут находиться только те, кто занял в каком-нибудь деле первое место. Чем вы можете похвастаться?

- В нашей стране, - сказал бог огня Локи, - никто не ел быстрее меня.

- Если это так, - сказал король, - ты будешь окружён почётом, но проверим: устроим тебе состязание с моим слугой.

В зал внесли огромное корыто с мясом. Локи и великан сели друг против друга и начали есть. Через несколько минут они встретились как раз посередине корыта. Но Локи съел только мясо, а великан и мясо, и кости, да полкорыта, поэтому он был объявлен победителем.

- Не очень-то быстро едят боги, - с насмешкой сказал король.

- Ну а что умеет делать этот юноша, Тьяльви?

- Говорят, что я бегаю быстрее всех, - сказал Тьяльви, удивлённый тем, что король знает его имя.

- Хорошо, - сказал король, проверим это.

Все вышли из замка и на ровном лугу Тьяльви должен был бежать наперегонки с одним из великанов. В первый раз великан обогнал его на шаг, во второй – на расстояние полёта стрелы, а в третий – не успел Тьяльви сделать первые шаги, как его соперник был уже у цели.

- Видно, что у вас бегают так же, как и едят, - усмехнулся король.

Пришла очередь Тора.

- Среди богов никто не может пить столько, сколько я, - отвечал Тор.

Король приказал своему виночерпию, и тот поднёс Тору длинный рог, до краёв наполненный   водой. Рог не показался Тору очень большим. Он стал пить, но увидел с удивлением, что воды в нём не убывает. У Тора даже дыхание перехватило, а воды убавилось совсем чуть-чуть.

- Плохо ты пьёшь, - сказал король, - придётся тебе показать своё искусство в чём-нибудь другом.

- Я берусь побороться с любым из вас! - воскликнул Тор.

Вошла дряхлая, сморщенная старуха и спросила короля, что ему надо. Король попросил её побороться с гостем. Тор схватил старуху поперёк туловища и хотел сразу же положить её на обе лопатки. Но она устояла и с такой силой зажала его руки, что у него перехватило дыхание. Чем больше старался Тор, тем крепче становилась старуха. Внезапно она сделала ему подножку, и не ожидавший этого бог грома упал на одно колено.

Король сказал:

- Ну, Тор, теперь ты сам видишь, что тебе незачем меряться  с нами силою. Не можешь ты оставаться в моём замке. Но я всё же гостеприимный хозяин и не отпущу вас голодными.

Тор молча опустил голову, ему стало стыдно.

Король на славу угостил своих гостей и пошёл их провожать. Когда они вышли из замка, он спросил Тора, понравилось ли ему в Удгарде.

- У вас мне понравилось, - отвечал Тор, - но ещё ни одно моё путешествие не окончилось так бесславно.

- А я, Тор, даже не подозревал, что ты так могуч, - улыбаясь, сказал король. – Теперь я могу сказать тебе, что ты с самого начала был обманут: великан Скрюмер, повстречавшийся тебе в лесу, был я сам. Мою котомку ты не открыл потому, что ремни её были закреплены железом. Когда ты бил меня молотом по голове, я подсунул тебе вместо себя обломок скалы. Может быть, ты заметил в моём замке большой камень с тремя глубокими впадинами. Это следы твоих ударов. Локи ел очень быстро, но великан, с которым он состязался, был сам Огонь. А Огонь прожорливее всех на свете. Тьяльви – замечательный бегун, но он состязался с мыслью, а мысль быстрее любого бегуна. Рог, из которого ты пил, был соединён другим концом с мировым морем. Осушить это море, конечно, нельзя. Но ты выпил из него столько воды, что оно обмелело, как при сильнейшем отливе. Самое трудное испытание ты выдержал тогда, когда боролся со старой кормилицей. Она – сама старость. Ты знаешь, что она любого человека кладёт на обе лопатки, ты же упал перед нею только на одно колено. Теперь, Тор, я убедился в твоей силе и от всей души желаю больше никогда тебя не видеть. Прощай.

Почему, несмотря на поражение, Тор и его спутники заслужили уважение великанов? Дело в том, что они оказались смелыми, решительными и показали себя достойными противниками.

Почему боги не смогли победить великанов?  На стороне великанов были силы природы: огонь, вода, быстрота мысли и неотвратимость смерти.

Почему тёмные силы в скандинавской мифологии так сильны? Во-первых, на их стороне были силы природы, кроме того северная природа очень сурова, поэтому скандинавам было намного тяжелее выживать. Страх перед всесилием природы был сильнее, чем у других народов, поэтому и разрушающие силы природы были более грозными и жестокими.

 

Рекомендуемая литература

1. Гербер Хелен. Мифы Северной Европы. Москва, «Центрполиграф», 2012

Рис. 7. Обложка книги Х. Гербер. Мифы Северной Европы (Источник)

2. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2011.

3. Скандинавская мифология. Энциклопедия. Москва, «Эксмо», 2006 г.

Рис. 8. Обложка книги «Скандинавская мифология. Энциклопедия» (Источник)

 

Рекомендуемые интернет-источники

1. Мифологическая энциклопедия. Скандинавский пантеон (Источник).

2. Энциклопедия «Кругосвет». Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия. Скандинавская мифология (Источник).

3. LiveLib. Сохраняем знания. Социальная сеть читателей книг. Скандинавская мифология – книги (Источник).