Классы
Предметы
На сайте представлены уроки по отдельным произведениям школьной программы, а темы и содержание уроков не всегда строго соответствуют учебникам.

Дело в том, что мнения автора учебника и преподавателя в школе могут не совпадать, и это нормально: литературное произведение – не теорема, у него могут быть разные трактовки.

На сайте мы разместили уроки, которые помогут ученикам при изучении некоторых произведений русской литературы. Со временем коллекция видео будет пополняться.

Дружба в жизни и творчестве Пушкина. Стихотворение «Пущину». Художественные особенности стихотворного послания

Как истинный гений Пушкин был наделен великим чувством любви – к жизни, к человечеству вообще и к каждому человеку, как особому и неповторимому. Среди высоких и прекрасных талантов, которыми щедро был наделен Пушкин, есть один особый – талант дружбы. Отношения поэта с людьми, близкими ему по духу и мыслям, запечатлены в его стихах, которые остаются образцом верности, преданности, постоянства. А становление пера поэта происходило в лицейский период, и на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Не случайно Пушкин в одном из своих писем написал: «Я хочу доказывать своим друзьям, что не только их люблю и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей».

Настоящих друзей у Пушкина в Лицее было трое: А.А. Дельвиг, И.И. Пущин, В. Кюхельбекер.

Но особенно Пушкин был дружен с И. Пущиным…

 

Особое место в сердце Александра Сергеевича Пушкина занимали его друзья. Именно им он посвятил свои знаменитые строки из стихотворения «19 октября» 1925 года:

Друзья моипрекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д.Н Кардовский. 1934 г.

Рис. 1. Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д.Н Кардовский. 1934 г. (Источник)

Товарищи Пушкина: Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, Яковлев, Илличевский, Данзас и другие – неизменно гордились тем, что судьба в свое время связала их с замечательным человеком и прекрасным поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

Обратимся к воспоминаниям современников, друзей Пушкина.

Петр Андреевич Вяземский: «Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям. Нежели к отвращениям. В нём было более любви, нежели негодования».

Петр Александрович Плетнёв, друг и издатель Пушкина: «Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».

Николай Михайлович Смирнов, крупный чиновник, любитель искусства, приятель Пушкина: «Кто был ближе к нему, кто пользовался его совершенным доверием, кому доступны были тайные струны его души, те уважали в Пушкине человека столько же, как и поэта, те открывали в нём ежедневно сокровища неистощимые и недоступные пониманию толпы так называемых его приятелей… Своих друзей он защищал с необыкновенным жаром, зато несколькими словами уничтожал тех, которых презирал».

Их было тридцать мальчиков. Они сдружились, полюбили своих учителей, полюбили свою лицейскую республику. Самым близким другом Александра Сергеевича Пушкина был Иван Пущин – Жано, как его называли лицеисты (рис. 2).

Пущин Иван Иванович, 1837. Художник Н. А. Бестужев

Рис. 2. Пущин Иван Иванович, 1837. Художник Н. А. Бестужев (Источник)

Он был весёлым, обаятельным, безупречно честным. Годы спустя он так отзывался о своём лицейском прошлом:

Вошел какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликать по фамилиям. – Я слышу: Александр Пушкин! – выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный. По сходству ли фамилий или по чему другому, несознательно сближающему, только я его заметил с первого взгляда…

Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы (каждому из нас было 12 лет)…

Комнаты Пушкина и Пущина находились рядом (наверное, это произошло из-за созвучия фамилий) и они часто, когда все засыпали, вполголоса беседовали обо всём на свете.

Прошли годы, уже прославленному поэту А.С. Пушкину пришлось прожить в ссылке в селе Михайловском, в имении его родителей в Псковской губернии. Ни друзей, ни родных не было с ним рядом, только Арина Родионовна, его няня, разделяла одиночество поэта, да иногда поэт бывал у своих соседей в Тригорском. И вот однажды, ранним морозным утром, к нему приехал его лицейский друг Иван Пущин.

Репродукция картины Н.Н. Ге. «Пущин И.И. в Михайловском в гостях у Пушкина»

Рис. 3. Репродукция картины Н.Н. Ге. «Пущин И.И. в Михайловском в гостях у Пушкина» (Источник)

Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо – править не нужно... Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод…

Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне.

Годы спустя Пущин участвовал в декабристском восстании, за это был осужден на каторгу. В тот день, когда он прибыл в Читу, он получил стихотворение посвященное ему.

Вот как это было:

Я осужден: 1828 года, 5 января привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец, с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог, обнять его, как он обнимал меня, когда я первый посетил его в изгнании». А теперь послушаем это стихотворение: Мой первый друг, мой друг бесценный!И я судьбу благословил,Когда мой двор уединённый,Печальным снегом занесённый,Твой колокольчик огласил.Молю святое провиденье:Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье,Да озарит он заточеньеЛучом лицейских ясных дней! Это стихотворение относится к жанру послания. ПОСЛАНИЕ – это стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения по каким либо важным вопросам. Это один из древних жанров литературы, он появился уже в произведениях античных поэтов Горация, Овидия, Катулла. Послание имеет некоторые признаки: первое – это обращение к адресату, а второе – это обязательно мотив либо просьбы, либо пожелания. В этом небольшом послании соединились через переживания поэта два события: первое – приезд Пущина в Михайловское, а второе – мысленная близость А.С. Пушкина к сосланному на каторгу другу. Дружба выше всех преград, она помогает принять жизненные трудности и преодолеть любые тяготы. Обратите внимание на фразу: Молю святое провиденье Пушкин просит высшую божественную силу донести до друга его слова, чтобы они помогли выстоять Пущину в трудной ситуации. Выразительное чтение стихотворения Первая строка должна звучать задушевно, грустно, светло. Благодарностью и нежностью должны быть проникнуты строчки, где А.С. Пушкин вспоминает свидание со своим другом в Михайловском. Слова: Да голос мой душе твоейДарует то же утешенье, говорят о том, что может и невозможно друзьям сейчас встретиться, но есть другой способ соединения – голос, душа, для них нет расстоянья. Эти слова нужно произносить возвышенно, сочувственно, выразив грусть по былым ясным дням. При подготовке к выразительному чтению стихотворения, обратите внимание на слова уединенный и занесенный, они произносятся с особой интонацией, на них падает логическое ударение. Всего два слова, а сказано столько много: печаль, потому что уединение это вынужденное,тоска, потому что слово «занесённый» вбирает в себя значения далёкий, суровый, снежный. А произнесённые сразу друг за другом – эти слова передают несказанную, неописуемую радость от встречи с близким человеком. В стихотворении раскрывается мир души, поэтому оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.  

 

Список литературы

  1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. – М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. – М.: Детская литература, 1955.
  3. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. – М., 2013.
  4. Пущин И.И. Записки о Пушкине. – М.: Детская литература, 1969.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  2. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).
  3. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Расскажите подробно по самостоятельно составленному плану об одном из лицейских друзей Пушкина.
  2. Выучите стихотворение А.С. Пушкина «Пущину» наизусть, подготовьте выразительное чтение.